УБИЙСТВО ХУСЕЙНА,да будет доволен им Аллах.
УБИЙСТВО ХУСЕЙНА,
да будет доволен им Аллах.
Шейх Осман аль-Хамис.
Многоразговоров ведется вокруг убийствавнука пророка Мухаммада (с.а.с.),Хусейна бин Али бин Аби Талиба. Инекоторые братья попросили меняповедать им правдивую историю техсобытий, так, как её зафиксировали иописали в своих книгахавторитетные ученые этой уммы. Я ответил им так:
В60 г. по хиджре после того, как до жителей Ирака дошла весть оботказеХусейна присягнуть Язиду бин Муавия, ими было принято решениеотправитьк нему послания, в которых они изъявили желание принести емуприсягу,объясняя это тем, что не желают видеть своим правителемникого, кромепотомков Али. Когда число посланий, дошедших до Хусейна,превысилопятисот, он отправил своего двоюродного брата Муслима бинАкыля, длятого, чтобы тот изучил положение дел. Прибыв в Куфу, Муслимубедился,что люди действительно хотят, чтобы их правителем был Хусейн,ониприсягнули ему на верность Хусейну. Это произошло в доме Хани бинУрвы.Когда это известие дошло до Язида бин Муавии, он приказалУбейдулле бинЗияду, наместнику Басры, заняться этим вопросом ипредотвратить выходкуфийцев против него. Убейдулла бин Зияд вошел вКуфу, начал изучатьсложившуюся ситуацию и расспрашивать людей. Врезультате он выяснил, чтоместом остановки Муслима бин Акыля являетсядом Хани бин Урвы и чтоименно там присягают на верность Хусейну. Онпослал за Хани бин Урвой.Когда тот явился, Убейдулла бин Зияд спросилего о местонахожденииМуслима, дав ему понять, что все знает опроисходящем, на что Хани бинУрва сказал свою известную фразу:«Клянусь Аллахом, даже если бы он(Хусейн) был под моими ногами, я быне поднял их». Тогда Убейдуллаударил его и приказал арестовать.
Когда новость дошла до Муслима бин Акыля, он вместе с четырьмятысячами своих сторонников осадил дворец Убейдуллы бин Зияда.
Убейдуллабин Зияд начал уговаривать собравшихся разойтись,устрашая их армией изШама, тогда люди начали покидать Муслима, и ещедо захода солнца оностался один.
Егоарестовали, и Убейдулла бин Зияд приказал казнить его. Передказнью емубыло позволено отправить Хусейну следующее послание:«Возвращайся сосвоей семьей, и пусть тебя не обольщают люди Куфы.Воистину, куфийцыобманули тебя и меня, а мнение лжеца не принимается».
Послечего Убейдулла приказал убить Муслима бин Акыля, этопроизошло в деньАрафа, уже после того, как Муслим отправил своепослание Хусейну. Хусейнвышел с Мекки в день тарвия. Многиесподвижники пытались отговорить егоот этой поездки в Ирак. Среди нихбыл Ибн Аббас, Ибн Умар, Ибназ-Зубейр, Абу Саид аль-Худри, Ибн Амр,Мухаммад ибн аль-Ханафия идругие. Абу Саид аль-Худри сказал ему: «ОАбу Абдулла! Воистину, я –искренний советчик тебе, и я беспокоюсь овас. Мне стало известно, что свами вели переписку люди из числа вашихсторонников в Куфе, приглашаявас выехать к ним, так не выезжай же кним. Поистине, я слышал твоегоотца, говорящего про Куфу: «КлянусьАллахом, они мне надоели, и я ихвозненавидел, и я им надоел, и онименя возненавидели. На них нельзяположиться, у них нет ни намерений,ни решительности в деле, ни терпенияв бою». А Ибн Умар сказал Хусейну:«Воистину, я расскажу тебе хадис:Джибриль пришел к пророку (с.а.с.) ипредложил ему выбор между мирскойжизнью и вечной, и он выбрал вечнуюжизнь и не захотел этого мира, ивоистину, ты – часть него, клянусьАллахом, не последует за ней (дуньей)ни один из вас, и Аллах неотдалит что-либо от вас, кроме как в этомбудет для вас благо». ОднакоХусейн отказался вернуться, и тогда ИбнУмар обнял его, заплакал исказал: «Я прошу Аллаха уберечь тебя от того,чтобы ты был убит».
Когдадо Хусейна дошла весть о случившемся с Муслимом ибн Акылем,он пожелалвернуться, однако дети Муслима воспротивились этому, сказав:«Невозвращайся, пока не отомстим за нашего отца», и Хусейн согласилсясними.
Темвременем Убейдулла бин Зияд отправил отряд из тысячи человекподкомандованием аль-Хурра бин Язида ат-Тамими, чтобывоспрепятствоватьХусейну войти в Куфу. Аль-Хурр встретился с Хусейномв Кадисии. Когда онпопытался остановить его, Хусейн сказал: «Отдалисьот меня, да потеряеттебя твоя мать». На что Аль-Хурр ответил: «КлянусьАллахом, если бы этосказал кто-нибудь другой из арабов, я бы ответилему тем же, но что яскажу тебе, когда твоя мать – госпожа женщинмиров, да будет доволен ейАллах?».
КогдаХусейн прибыл в Карбалу, подошло оставшееся войско Убейдуллыбин Зияда –их было четыре тысячи человек под руководством Умара бинСаада. Хусейнспросил: «Что это за место?» Ему ответили: «Это Карбала»,и он сказал:«Карб («горесть») и Бала («беда»).
КогдаХусейн увидел это великое войско, он понял, что у него нетмощи противних, и сказал им: «Я предоставляю вам выбрать одно из двух:
1. либо вы отпускаете меня, и я возвращаюсь;
2. либо вы оставляете меня, и я иду к Язиду в Шам.
Умарбин Саад сказал ему: «Отправь послание Язиду, а я отправлюУбейдулле».Хусейн ничего не отправил Язиду, а Умар отправил посланиеУбейдулле, итот согласился только на то, чтобы взять Хусейна в плен.Когда доХусейна дошли слова Убейдуллы бин Зияда, он отказался сдатьсяему вплен, и произошла битва, в которой семьдесят три человекапротивостоялипятитысячной армии. Из куфийской армии к Хусейнуприсоединилось тридцатьчеловек во главе с аль-Хурром бин Язидомат-Тамими, и когда люди сталиосуждать его за это, он сказал: «КлянусьАллахом, я сделал выбор длясебя между раем и адом». Нет сомнения, чтобитва была неравная с точкизрения численности, и все сторонникиХусейна, да будет доволен Аллах ими ими, были убиты, защищая его, покаон не остался один, будучи подобнымльву. Врагов было множество, однаконикто из куфийской армии не желалбрать на себя кровь Хусейна. Поканаихудший из них, по имени Шаммар бинЗиль-Джаушан, не бросил в Хусейнасвоё копьё, от удара которого он упална землю. Тогда они собралисьвокруг него и убили его. Приводится, чтоШаммар бин Зиль-Джаушан былтем, кто отрезал Хусейну голову, такжеприводится, что это был Синанбин Анас ан-Нахъи, а Аллах знает лучше.
Чтокасается историй о том, что ему запрещали пить воду, и он умержаждущими другие прибавления и прикрасы, которые упоминаются длявозбуждениячувств, то все они недостоверны. Достаточно того, чтодостоверно, и нетсомнения, что это очень грустная история. Потерпелубыток и попал подгнев своего Господа тот, кто участвовал в убийствеХусейна и тех, ктобыл с ним, а счастливому шахиду и тому, кто с ним, –милость идовольство Аллаха, а также наши мольбы и наше довольство.
Среди тех, кто был убит с Хусейном, сражаясь на его стороне, были:
Из детей Али бин Аби Талиба: Абу Бакр, Мухаммад, Осман, Джафар и аль-Аббас.
Из детей Хусейна: Али-старший и Абдулла.
Из детей Хасана: Абу Бакр, Абдулла и аль-Касим.
Из детей Акыля: Джафар, Абдулла, Абдуррахман, Абдулла бин Муслим бин Акыль.
Из детей Абдуллы бин Джафара: Аун и Мухаммад.
Прибавьтек ним Хусейна и Муслима бин Акыля (да будет доволенАллах ими всеми).Передается от Умм Саламы, что она сказала: «ОднаждыДжабриль был упророка (с.а.с.), а Хусейн был со мной, когда онзаплакал, я отпустилаего. Он вошел к пророку (с.а.с.) и приблизился кнему, и Джибрильсказал: «Любишь ли ты его, о Мухаммад»? Он сказал:«Да». Он сказал:«Воистину, твоя умма убьет его; если ты пожелаешь, япокажу тебе почвутой земли, на которой он будет убит, и он показал её.Это была земля вместечке под названием Карбала». Хадис привел Ахмад в«Фадаильас-Сахаба» с хорошим иснадом. Что касается сообщений,которыепередавались, что небо стало изливаться кровью, и что на стенахбылакровь, или что, поднимая камень, под ним находили кровь, или чтокактолько закалывали животное, оно все превращалось в кровь, то всеэтоупоминается для возбуждения чувств и не имеет достоверных иснадов.
Хукм сопротивления Хусейна.
Ввыходе Хусейна, да будет доволен им Аллах, не было пользы ни врелигии,ни в мирской жизни, поэтому многие сподвижникипыталисьвоспрепятствовать этому и пробовали отговорить его. Онсобиралсяотступить, но дети Муслима воспрепятствовали этому.Посредством этоговыступления притеснители добрались до внука посланникаАллаха (с.а.с.)и убили его. Противостояние и убийство его повлекли засобой много бед.Но так уж пожелал Аллах, и то, что предопределил Аллах,случается, дажеесли люди этого не желают. Убийство Хусейна не большийгрех, чемубийство пророков. Голова Яхьи, мир ему, была преподнесена вкачествеподарка для блудницы, был убит Закария, мир ему, и многиедругиепророки. Как сказал Всевышний Аллах: «Скажи: «До меня к вамприходилипосланники с ясными знамениями и с тем, о чем вы говорите.Почему же выубили их, если вы говорите правду?»
Также были убиты Умар и Осман, да будет доволен ими всеми Аллах.
Как нам относиться к этому событию.
Недопустимотому, кто боится Аллаха при упоминании об убийствеХусейна и тех, ктобыл с ним, да будет доволен ими Аллах, бить себя пощекам, рассекатьодежду, причитать и совершать другие подобные вещи. Отпророка (с.а.с.)пришло, что он сказал: «Не из нас тот, кто бьет себяпо щекам иразрывает одежды…». Хадис передал Бухари. И он с.а.с.сказал: «Янепричастен ко всякой вопящей, бреющей голову, и разрывающейодежды».Хадис передал Муслим. Он с.а.с. также сказал: «Воистину,плакальщица,если не покается, оденет в судный день кольчугу изструпьев и рубашку издегтя». Хадис передал Муслим.
Разумныймусульманин при упоминании подобных бед, говорить так,как повелелВсевышний Аллах: «…которые, когда их постигает беда,говорят: «Воистину,мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся».
Нигдене приводится, что потомки Хусейна: Али бин Хусейн, или егосынМухаммад, или его сын Джафар, или Муса бин Джафар, да будет доволенимиАллах, или кто-либо другой из праведных имамов, били себя по лицуилиразрывали одежды с воплями и причитаниями.
Так подражайте им, если вы не такие, как они
Воистину, подражание благородным – успех.
Позиция Язида относительно убийства Хусейна.
Язидне владел ситуацией при убийстве Хусейна. Мы говорим это недля того,чтобы выгородить Язида, но мы тем самым хотим защититьистину. Язид женас никак не интересует.
Шейхуль-исламИбн Теймия сказал, что Язид б. Муавия не приказывалубивать Хусейнасогласно передатчикам, но он написал Ибн Зияду посланиес поручениемвоспретить Хусейну управлять Ираком. Когда до Язида дошлавесть обубийстве Хусейна, он отнесся к этому болезненно, заплакал всвоем доме,не взял в плен его женщин. Напротив, он оказал почетженщинам его семьи,содействовал их возвращению домой. Что касаетсяриваятов, в которыхговорится, что он унижал женщин дома посланникаАллаха с.а.с., и что онибыли взяты в Шам в качестве пленниц, то это –ложь. Бану Омейявозвеличивали бану Хашим, поэтому, когда аль-Хаджжаджб. Юсуф женился наФатиме бинт Абдулла б. Джафар, Абдулмалик б. Марванне принял это иприказал аль-Хаджжаджу оставить ее, развестись с ней.Они возвеличивалибану Хашим и не брали в плен ни одну хашимийку.
Голова Хусейна.
Нетдоказательств того, что голова Хусейна была отправлена Язиду вШам.Достоверно известно то, что Хусейн был убит в Карбале, его головувзялУбейдулла бин Зияд в Куфу. Неизвестно, где находится могилаХусейна игде его захоронена голова, да будет доволен им Аллах.
И Аллах Всевышний превыше всего и более Знающ,
и да благословитАллах нашего пророка Мухаммада,
его семью и всех сподвижников.