Чтение Корана джамаатом, дарение благодеяния мертвым и мавлид
Вопрос:
Каждое последнее воскресенье месяца мы собираемся группой в 30 или более сестер, и каждая из нас читает два или три хизба (часть Корана), пока мы не заканчиваем Священный Коран через полтора или два часа. Нам сказали, что это зачтется – инша Аллах – как хатм (завершение) Корана для каждой из нас. Верно ли это? После этого мы делаем дуа и просим, чтобы Аллах дал награду за наше чтение остальным верующим, живым и мертвым. Достигнет ли эта награда (саваб) мертвых? Они приводят в качестве доказательства этому слова нашего господина Мухаммада , да благословит его Аллах и приветствует: “Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме трех. Это — непрерывная милостыня, знания, которые приносят пользу и праведный сын, который молится за него”.
Ответ: Хвала Аллаху... Во-первых: В достоверной Сунне пришло много сообщений, которые говорят о достоинстве собираться вместе, чтобы прочитать Книгу Аллаха, но, чтобы достигнуть тех наград, он должен гарантировать, что собрание соответствует Шариату. Согласно шариату, можно собраться для чтения Корана, если целью этого является обучение Корану, изучение тафсира и правильного чтения. Так же другой вид шариатского собрания - когда один из них читает Коран, а другие слушают так, чтобы они могли размышлять над значениями аятов. Оба вида упомянуты в Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Относительно того, что чтение Корана (по частям) в джамаате будет засчитано как хатм (чтение всего Корана) для каждого из них, это не правильно, потому что ни один из них не прочитал весь Коран, или даже не прослушал его, но каждый из них прочитал его часть. Таким образом, они будут вознаграждены только за то, что они прочитали из Корана.
Ученые Постоянного комитета сказали: «Распределение аджза’ (мн. от джуз - часть Корана) между теми кто присутствует, чтобы каждый из них мог прочитать хизб Корана, не обязательно расценивается как хатм со стороны каждого из них». Конец цитаты. Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 2/480.
Во-вторых: Нельзя читать дуа джамаатом после чтения Корана и нельзя просить, чтобы награда за чтение перешла кому-либо из мертвых или живых. Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и ни один из его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) не делали этого.
Шайха ‘Абдуль 'Азиза ибн Бааз (да помилует его Аллах) спросили: “Могу ли я сделать хатм Корана для моих родителей, зная, что они неграмотны и не могут читать или писать? Могу ли я сделать хатм Корана для человека, который умеет читать и писать, но я хочу дать этот хатм ему? Могу ли я сделать хатм Корана более чем для одного человека?”
Он ответил: Ни в Священном Коране, ни в Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) нет ничего, что указывало бы на предписание, чтобы дать чтение Корана (или награду за это) родителям или кому - либо еще. Но Аллах предписал читать Коран так, чтобы можно было извлечь выгоду из этого, учить его, размышлять над его аятами и действовать в соответствии с ним. Аллах говорит (интерпретация смысла): “Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание.” Коран, 38:29. “Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь...” Коран, 17:9. “Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали.” Коран, 41:44.
И наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Читайте Коран, ибо поистине, в День Воскрешения он станет заступником для читавшего его.” И он сказал: “В День Воскресения принесут Коран вместе с его людьми, которые поступали в соответствии с ним, и перед ними суры аль-Бакъара и Али ‘Имран, подобно двум облакам или двум стаям птиц с распростертыми крыльями, заступаясь за своих спутников.”
Коран был ниспослан, чтобы действовать в соответствии с ним и размышлять над ним, читать его в качестве поклонения, а не для того, чтобы давать его мертвым или кому-либо еще. Я не знаю никакого основания, что можно давать это родителям или кому-либо еще. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-нибудь внесет в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношение, это будет отвергнуто.” Некоторые из ученых считают, что это допустимо, и они сказали: "Нет никакой причины, почему награда за чтение Корана и другие праведные дела не может быть дана другим". И они уподобляют это садака и дуа за покойного и за других. Но правильное понимание - это первое заключение, согласно хадису, указанному выше, и другим подобным сообщениям.
Если предоставление награды за чтение другому было бы допустимо или предписано, праведные предки делали бы это. Не допустимо делать аналогии (къияс) относительно богослужений (ибада), потому что они могут быть доказаны только текстом из Книги Аллаха, Свят Он и Велик, или Сунны Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, согласно хадису, указанному выше и другим подобным сообщениям. Маджму’ Фатава Шэйх Ибн Баз, 8/360, 361.
Что касается их цитирования хадиса “Когда сын Адама умирает, все его благодеяния заканчиваются …”, то это не правильно, наоборот, если вы подумаете об этом, то увидите, что этот хадис указывает на отсутствие предписания на дарение награды за чтение Корана мертвым, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “сын, который будет молиться за него”, а не “который будет читать Коран для него”.
В-третьих: Мы не должна писать букву «С» или аббревиатуру слов ниспосылания мира на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если человек может написать такой длинный вопрос, то он в состоянии так же писать слова приветствия Пророка полностью. (Подробнее об этом можно прочитать здесь. )
В-четвертых: Празднование дня рождения Пророка (мавлид ) - новшество (бид'а), и выполнение специальных ибадат (актов поклонения) в этот день, таких как произношение тасбих и тахмид, итикаф, чтение Корана и пост - новшество, за которое человек не получит никакой награды, все это - отвергнуто.
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Передали аль-Бухари 2550, Муслим 1718. Согласно версии Муслима (1718), он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто.”
Аль-Факихани (да помилует его Аллах) сказал: “Я не знаю основания для этого мавлида в Коране или Сунне, и нет никакого сообщения, что кто-либо из ученых этой уммы, которые являются примерами в делах религии и придерживались пути праведных предшественников, праздновали мавлид. Это - новшество (бид'а), которое ввели те, у кого нет лучшего занятия, и это для них способ весело провести время и хорошо поесть”. "Аль-Маврид фи ‘Амаль аль-Мавлиди", цитируемый в книге «Раса’иль фи хукми аль-Ихтифал биль-мавлиди ан-Набави», 1/8, 9.
Шайх ‘Абдул Азиз ибн Бааз (да помилует его Аллах) сказал: “Если бы празднование дня рождения Пророка было бы предписано, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал бы об этом своей умме, потому что он является самым искренним из людей и нет никакого пророка после него, который мог бы объяснить что-нибудь, о чем он не говорил. Он, да благословит его Аллах и приветствует, является Печатью Пророков, и он объяснил людям все, что он должен был объяснить из правды, как любовь к нему и следование его шариату, ниспосылание на него благословения и салям, и другие его права, которые разъяснены в Коране и Сунне. Он не говорил cвоей умме, что празднование дня его рождения предписано, и что мы должны отмечать этот день. Он не делал этого на всем протяжении своей жизни. Так же сахабы, которые являлись для него наиболее любимыми из людей и наиболее знающие его права, не праздновали этот день, так же как и праведные халифы или кто-либо другой. И те из трех лучших поколений, кто следовал за ними в правде, не праздновали этот день.
Вы думаете, что все эти люди не знали о его правах или были не в состоянии соблюдать их, пока более поздние поколения не пришли и не восполнили это "упущение" и сделали правду полной? Нет, ваЛлахи. Никакой здравомыслящий, который знает положение сахабов и то, как они следовали истине, не скажет этого. Если вы поймете, что празднование дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не было известно во время Пророка, и во время его сподвижников, и во время их ранних последователей, то вы поймете, что это - нововведение, которое было привнесено в религию, и не допустимо делать этого, одобрять или отстаивать это, напротив, мы должны отрицать это и остерегать людей от этого”. Маджму’ Фатава аш-Шэйх Ибн Бааз, 6/318, 319.
В-пятых: Нельзя делать ду’a или зикр и распределять это среди людей. Ду’a, который называют ду’a ар-рабита, является нововведением, и убеждение, что те, для кого просят узнают того, кто молится за них и будет звать их в Раю – все это - мифы суфиев и басни, у которых нет никакого основания в религии Аллаха. Исламские правила, посредством которых человек может отличить Сунну от бид’а, правильное от заблуждения, ясны. Основа в ибадат (актах поклонения) - это запрет, если нет указания (далил). Мы не можем искать приближения к Аллаху при помощи ибадат, если нет далиля в Корание или достоверной Сунне, что это предписано. И главный принцип для мусульманина - это быть последователем а не нововведенцем, и всякие нововведения будут отклонены.
Аллах, свят Он и велик, завершил для нас Шариат и довел до конца Свою милость к нам, так какую потребность мы имеем в таких нововведениях, чтобы они стали частью нашей жизни в то время, как мы далеки даже от того, чтобы выполнить предписания, имеющие бесспорные доказательства в Шариате?
Мы надеемся, что то, что мы упомянули достаточно, чтобы они воздержалась от этих нововведений. Мы советуем им бояться Аллаха и следовать Сунне. Они должны помнить, что Аллах не принимает нововведений в поклонении, независимо от того какие усилия и богатствоа израсходованы на это. И, как сказал великий сахаби ‘Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах), «умеренность в Сунне лучше, чем усердие в нововведениях».
Мы просим Аллаха вести этих сестер путем, которым Он доволен, и мы советуем передать это послание и не принимать участие в этом с ними, и быть терпеливыми в отношении любых проблем, которые могут следовать из этого. И Аллах знает лучше.
Islam Q&A, фатва № 70317 , Перевод: Саваб
URL статьи: http://sawab.info/content/view/1085/1/