Добровольное желание в добровольной молитве
«Добровольное желание в добровольной молитве»
МОЛИТВА АЛЬ-ИСТИХАРА (???? ?????????)
Былаузаконена эта молитва посланником Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир иблагие приветствия, для мусульман, чтобы они испрашивали из знанияВсевышнего Аллаха блага для своих дел в этой жизни, и чтобы онииспрашивали у Него блага. И именно для этого было узаконена молитвааль-Истихара, которая заменяла то, что использовали люди в джахилии изпредсказаний, гадальных стрел и жертвенников.
И далее следует описание этой молитвы и то, что указывает на нёе:
От Джабира ибну ‘абдиЛлях, да будет доволен ими Аллах, который сказал:
??????? ???? ??? ???? ???? ???? ?????? ????????? ?? ?????? ???? ??? ???????????? ?? ?????? ? ???? : " ??? ?? ????? ??????? ?????? ?????? ?? ?????????? ? ?? ???? : ????? ??? ??????? ????? ? ???????? ?????? ? ???????? ???? ?????? ? ???? ???? ??? ???? ? ????? ??? ???? ? ???? ???? ??????? ????? ?? ??? ???? ?? ??? ????? ??? ?? ?? ???? ?????? ?????? ????
(?? ???: ???? ???? ?????)? ?????? ?? ? ????? ??? ?? ???? ?? ??? ? ? ????? ???? ?? ??? ????? ?? ?? ?? ???? ?????? ?????? ???? (?? ??? : ?????? ???? ?????)? ?????? ??? ? ??????? ??? ? ????? ?? ????? ??? ??? ??? ????? ??". ???: "????? ?????
«Посланник Аллаха, да ниспошлётАллах ему мир и благие приветствия, обучал нас молитве истихара, таккак обучал нас суре из Курана, и говорил: «Когда кто-то из вас захочетсделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в дварака’ата, и потом скажет: О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мнеТвоим знанием, и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу тебя изТвоей Великой милости, ибо, поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь ТыЗнающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом дляменя в моей религии и для моей жизни, и для исхода моих дел (или онсказал: для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчимне, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, чтоэто дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моихдел (или он сказал: для этой жизни и будущей), то отдали его от меня иотдали меня от него, и предопредели мне благо где бы ни было оно, апотом сделай меня довольным этим». И сказал: «И пусть укажет своёдело». Приводит имам аль-Бухарий.
(Хадис достоверный. Приводит егоимам аль-Бухарий в книге ночных молитв, в главе: «те молитвы, которыесовершается дополнительно по два по два», под № 1166.
См. "???? ??????", (6/250-251).
* Скажу (слова шейха): в этом хадисе есть некоторые пользы:
польза первая: это указание на законность молитвы истихара, и в нём так же то, что указывает на обязательность.
("??? ???????" (3/88), "???? ????????", стр. 134
Отпереводчика: имам аш-Шаукани в "??? ???????" обусловил обязательностьтем, что пришло в хадисе, а это чтобы мусульманин желал сделатькакое-либо дело. И эта обязательность не всеобщая.).
вторая польза: это то, что истихару дозволено совершать в любом деле, не важно очень оно важное или нет.
Сказал имам ан-Науауи: «аль-Истихара (мустахабба) желательна в любом деле, как на это указывает достоверный хадис».
(«???????», (3/355 – ??? ???? ????).
*Сскажу: есть ли для выполнения обязательного и оставление запретного,выполнения желательного и отстранения от порицаемого истихара ? Даесть, для таких дел как обязательные, желательные и любые благие…».
(«??? ??????», (11/184).
Сказал ибну Хаджр: «Это охватывает и великие дела и то, что меньше их, а возможно то, что меньше соберется в большое».
(«??? ??????», (11/184).
польза третья: это то, что молитва истихара совершается в два рака’ата, и они не должны быть из обязательных (фараид).
Сказалимам ан-Науауи: «Явно то, что эти два рака’ата совершаются молитвамикоторые связаны с обязательными (рауатиб) или приветствием мечети илидругими дополнительными (науафиль).
(«???????», (3/354 - ??? ???? ????).
*Скажу: его понимание, и Аллах знает лучше, что если есть необходимостькакого-либо дела, то узаконено совершение молитвы (и ду’а после неё). Иявно понимается из слов имама ан-Науауи, что определённого нията намолитву истихара не требуется, и это подтверждается словами в хадисе.
Сказалаль-‘Иракий: «Если есть важность в каком-либо деле, до началасовершения дополнительной (рауатиба) молитвы или ей подобной, затемсовершается эта молитва без нията на истихару, и сразу после завершениядобавляется к ней дуа истихара, и совершение этого явно».
(Об этомон передал в («??? ???????» 3/88), и не согласился с ним Хафиз в «?????????», (11/150) сказав: «Явно, что он сказал: что ният на эту молитвудолжен быть вместе с ниятом на истихару, и это не похоже на молитвуприветствия мечети, т.к. в молитве истихара должен быть определенныйният на ду’а. И подразумевается здесь ният на молитву, после которойили в которой будет ду’а. И исключается дозволенность тому, кому пришламысль о испрашении ду’а (во время молитвы) и он делает её после. Таккак явно видно из хадиса, что молитва и ду’а совершаются послеобнаружения желания сделать что-либо» (конец слов шейха).
Я скажу:это сообщение не указывает конкретно на определённые два рака’ата,однако указывает на то, что они не должны быть из обязательных. И еслимуслим захочет сделать какое-либо дело, то может, к примеру, совершитьдополнительную (ратиб) молитву зухр и совершить после неё мольбуистихара, как желает этого от него Тот, Кого он просит. И на этоуказали имам ан-Науауи и аль-‘Иракий. И Аллах лучше знает).
четвётраяпольза: это то, что молитва истихара не совершается в сомнение иликолебание, т.к. посланник Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благиеприветствия, сказал:
??? ?? ????? ???????
«Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело…».
И так же всё ду’а (текст ду’а) указывает на это.
Аесли муслим в сомнение или колебание относительного своего дела и хочетсовершить истихару, то он должен выбрать одно из тех дел (междукоторыми он колеблется), и испрашивать после этого для него блага, азатем после истихары следовать своей цели. И если Аллах сделает егоблагим, то это дело будет ему облегчено и будет в нём баракат, а еслинет, то Аллах удалит это дело от него и облегчит ему в благом, если такпожелает Великий Аллах.
пятая польза: это то, что в двух рака’атах этой молитвы не установлено чтение определённых сур или аятов после фатихи.
(Сообщил ан-Науауи в («???????- ??? ???? ????), то, что он читал в этой молитве суры аль-Кяфируун и аль-Ихлас.
Сказалаль-‘Иракий: « Я не нашёл ничего из хадисов что указывало бы наконкретные суры, которые читались в молитве истихара. Однако то, чтоупомянул ан-Науауи является подходящим…»
Я скажу: однако то, что это подходит не является конкретизирующим и не делает это законным. И у Аллаха помощь во всех делах).
шестаяпольза: это то, что испрашивания блага проявляется в облегчение дела ив баракате, либо в отдаление этого дела и сопутствия блага в другом.
седьмаяпольза: это то, что муслим после совершения молитвы истихара, идёт,следует своей цели, независимо «открылось его грудь» (т.е. прояснилосьили устремилось сердце и т.п) или нет.
(Это противоречит имамуан-Науауи, который сказал: «Если совершил истихару, следуй этому, еслиоткрылась для этого твоя грудь». «???????», (3/355-356/ ??? ???? ????).Однако здесь опиралься он на очень слабый хадис. «??? ??????», (11/187).
Также на противоречие в словах имама ан-Науауи, и на то, что следоватьсвоему делу надо, в независимости от «раскрытие груди» указал аль-‘Аззибну ‘абдуСсалям, и предпочтение этому мнению отдал аль-‘Иракий иопроверг слова ан-Науауи, и с ними согласился ибну Хаджр, (??? ??????????? ????), (3/357).
Сказал ибну аз-Замальканий: «Если совершилчеловек молитву истихара для своего дела, затем пусть следует ему, дажеоткрылась к нему его душа или нет. И если есть в нём благо, будет онодля него, даже если не открылась душа его».
(См. «????? ????????" ????? ??? ??????»?, (9/206).
восьмаяпольза: место для мольбы истихара. Совершается она после саляма, исходяиз слов пророка, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия:
??? ?? ????? ??????? ?????? ?????? ?? ??? ??????? ? ?? ????...
«Когдакто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, то пусть совершитдополнительную молитву в два рака’ата, и потом скажет…».
И явновидно что это ду’а после совершения двух рака’атов, т.е. послетаслийма. А шейх уль-Ислим ибну Теймийя так же выбралто, что можносовершать ду’а и до таслийма.
(См. "?????????? ??????? ", стр.57).