Молитва Истихара
Вся хвала Аллаху.
Молитва Истихара –сунна, которую Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)предписал каждому, кто желает сделать кое-что, но сомневается.
Обсуждение вопроса намаза истихары затрагивает восемь пунктов:
1. Определение
2. Суждение
3. Мудрость в предписании
4. Причины для выполнения
5. Время для выполнения
6. Консультация с людьми до совершения молитвы
7. Что следует читать во время молитвы истихара
8. Когда следует читать дуа?
1. Определение
Истихара на арабскомозначает поиск наставления для принятия решения о чем-либо. На арабскомговорится Istakhir Allaaha yakhir laka (Проси у Аллаха наставления и Оннаставит тебя).
В шариатской терминологии «истихара» означает поиск наставления (к правильному решению), т.е. желание наставления всоответствии с тем, что Аллах знает, что лучше и является самымподходящим, посредством молитвы или дуа, совершаемое во время молитвыистихара.
2 Суждение
Ученые единогласны втом, что молитва истихара является сунной. Доводом тому, что онапредписана, является хадис, переданный Бухари от Джабира, которыйсказал:
«Посланник Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует) учил своих сподвижников совершатьистихара во всех вопросах, так же, как он учил их сурам из Корана. Онсказал: «учил нас испрашивать благословление во всех делах, подобнотому, как учил нас суре из Корана, говоря: «Если кто–то из вас захочетсделать что–то, пусть совершит дополнительную молитву в два ракаата, апотом скажет: Allaahumma inni astakheeruka bi ‘ilmika wa astaqdiruka biqudratika wa as’aluka min fadlika, fa innaka taqdiru wa laa aqdir, wata’lamu wa laa a’lam, wa anta ‘allaam al-ghuyoob. Allaahumma fa inkunta ta’lamu haadha’l-amra (затем следует упомянуть дело) khayran lifi ‘aajil amri wa aajilihi (или: fi deeni wa ma’aashi wa ‘aaqibatiamri) faqdurhu li wa yassirhu li thumma baarik li fihi. Allaahumma wain kunta ta’lamu annahu sharrun li fi deeni wa ma’aashi wa ‘aaqibatiamri (или: fi ‘aajili amri wa aajilihi) fasrifni ‘anhu [wasrafhu ‘anni]waqdur li al-khayr haythu kaana thumma radini bihi
(«O Аллах, я прошуТебя помочь мне Твоим знанием, и я прошу Тебя придать мне сил Твоиммогуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине,Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно все осокрытом. О Аллах, если знаешь Ты, что это дело (и произносится то, чтонамеревается сделать) станет благом для моей религии, для моей жизни идля исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), топредопредели мне его, облегчи его для меня и ниспошли мне Своеблагословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело окажется злом длямоей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал:для этой и будущей жизни), то отврати его от меня, и отврати меня отнего и суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня кудовлетворенности им»)»
Передано Бухари в его «Сахихе» (1166)
3. Мудрость в предписании:
Причиной предписанияистихары является подчинение приказу Аллаха и практическая демонстрациятого, что сам человек не обладает силой и мощь. Человек обращается кАллаху и желает совместить благо этого мира и мира следующего. Для тогочтобы достичь этого, необходимо постучать в двери Царя, Аллаха,возвышен Он, и нет ничего более полезного в этой связи, чем молитва идуа, потому что в них включены почитание Аллаха, восхваление иобращение к Нему с нуждой. После совершения молитвы истихара необходимосделать то, к чему лежит сердце.
4. Причины для выполнения:
В каких случаяхнеобходимо выполнять молитву истихара? Четыре мазхаба согласны с тем,что истихара предписана в случаях, когда человек не знает, какоерешение принять. В вопросах, в которых очевидны хорошее и плохое, или ввопросах поклонения, совершения благих дел, грехов или плохих поступковнет нужды совершать молитву истихара.
Но, если человекжелает узнать подходящее время для совершения чего-либо, например,следует ли совершать хадж в этот год, при том, что есть опасностьнападения врага или какая-либо другая опасность; или следует лиотправляться с определенным человеком, то в этих случаях можносовершить молитву истихара.
Но нет необходимостисовершения истихары, когда дело касается обязательного, запрещенногоили макруха. Истихару выполняют в отношении рекомендованных илидозволенных вещей. Обычно истихару не выполняют по предписаннымвопросам, а лишь в случаях, когда есть конфликт, т.е. когда у человекаесть выбор между двумя вещами, и он должен принять решение, с какогодела начать. В отношении дозволенного, он может совершать истихара нарегулярной основе.
5. Время для выполнения
Человек, которыйжелает совершить истихара должен быть в ясном рассудке и не иметьчеткого решения по выполнению дела. Фраза «если кто–то из вас захочетсделать что–то» указывает на то, что истихару следует делать тогда,когда человек намеревается совершить дело, и тогда посредствомблагословения молитвы и дуа то, что является благом, станет ясным длянего. И это противоположно случаям, когда определенная идея укрепиласьу человека, и есть опасность, что мудрость не будет достигнута, так какчеловек будет придерживаться того, о чем уже принял решение.
Возможно, тут имеется ввиду окончательное решение, потому что проходящие мысли не имеют значения.
И человеку не следуетсовершать истихару, кроме как если он решил сделать что-либо, но необладает сильной склонности к этому. В противном случае, если человекбудет совершать истихара по каждой мысли, которая пришла к нему вголову, то он никогда не остановится, и будет тратить все время на это.
6. Консультация с людьми до совершения молитвы
Ан-Навави сказал:«Является мустахабом, чтобы до совершения истихары проконсультироватьсяс тем, кто известен как искренний, заботящийся и опытный, и ктоявляется надежным в отношении его религиозности и знания. Аллах сказал(перевод смысла):
«советуйся с ними о делах» (3:159)
7. Что следует читать во время молитвы истихара
Существует три мнения относительно того, что следует читать в молитве истихара.
А) Ханафиты, Маликитыи Шафииты сказали, что является мустахабом после прочтения Фатихи,прочесть суру Кяфирун в первом ракате, и суру Ихлас во втором.
Ан-Навави сказал,объясняя причину этого, что уместно читать это в молитве, для того,чтобы показать искренность и выразить обращение своих дел Аллаху. Онсказал, что также допустимо добавить к этому и другие аяты из Корана,смысл которых связан с выбором или решением.
Б) Некоторые саляфы сказали, что в молитве истихара было бы хорошо добавить чтение следующих аятов в первом ракате:
«Твой Господьсоздает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист ипревыше тех, кого они приобщают в сотоварищи! Твой Господь знает то,что кроется в их груди, и то, что они обнаруживают. Он – Аллах, кромеКоторого нет иного божества. Ему надлежит хвала в первой жизни и вПоследней жизни. Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены»(28:68-70)
И следующие аяты во втором ракате:
«Для верующегомужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, еслиАллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха иЕго Посланника, тот впал в очевидное заблуждение.» (33:36)
В) Ханбалиты и некоторые фукаха не указывали на необходимость чтения определенных аятов во время молитвы истихара.
8. Когда следует читать дуа?
Ханафиты, Маликиты,Шафииты и Ханбалиты считают, что дуа следует читать сразу послемолитвы. И это соответствует тому, что было сказано в хадисе,переданном от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует). См. al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah, часть 3, стр. 241.
Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал в al-Fataawa al-Kubra: часть 2, стр. 265:
Вопрос относительноDu’aa’ al-Istikhaarah: следует ли читать дуа во время молитвы или послесалама? Ответ: дозволенно читать дуа истихара до и после салама, когдавы совершаете молитву истихара или другую молитву. Чтение дуа до саламаболее предпочтительно, так как Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) читал много дуа до салама, и поклоняющийся допроизнесения салама все еще находится в состоянии молитвы, и поэтомулучше читать дуа в это время».
И Аллаху известно лучше.