Молитва, совершаемая при затмении солнца и луны
Ученыеединогласны во мнении о том, что молитва по поводу затмений являетсязакрепленной сунной, как за мужчинами, так и за женщинами. Лучшесовершать её коллективно (в джама’ате), хотя это и не являетсяобязательным её условие. Призывая к ней будут произнесены следующиеслова: «ас-солата джами’а» /что означает: - на коллективную молитву/.Большинство ученых считает, что она состоит из двух рак’aтов и что вкаждом рак’ате нужно совершить два поясных поклона (вместо одногообщепринятого).
Рассказывают, о том, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Прижизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произошло затмение солнца, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, вышел в мечеть, он встал и произнёс такбир, а людивыстроились позади него в ряды. (Сначала) он долго стоял, читая(Коран), затем он произнёс такбир и совершил долгий поясной поклон, ноон был короче, чем его первое чтение. Затем он поднял голову и сказал:“Да услышит Аллах того, кто Его восхваляет! Господь наш, хвала Тебе!”Потом он снова простоял и долго читал, но короче чем в первый раз.Затем он произнёс такбир и совершил поясной поклон, в котором простоялменьше, чем в первом поясном поклоне. Затем он (выпрямился) и сказал:“Да услышит Аллах того, кто Его восхваляет! Господь наш, хвала Тебе!”После этого, он совершил земной поклон. Затем он сделал то же самое вдругом ракате, и так он совершил четыре поясных и четыре земныхпоклонов и солнце появилось прежде, чем он закончил (молитву). Послечего он встал и обратился с проповедью к людям, воздал хвалу Аллаху,как Он того достоин, после чего сказал: “Поистине, солнце и лунаявляются двумя знамениями из числа знамений Аллаха Великого иВсемогущего, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-зажизни кого бы то ни было, и поэтому если вы увидите (подобное), топрибегайте к молитве”». Этот хадис передали Аль-Бухари 1046 и Муслим 901.
Аль-Бухарии Муслим также передали, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах,сказал: Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллахими обоими, сказал: «(Когда при жизни) посланника Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, произошло солнечное затмение, онсовершил молитву. (Сначала) он долго стоял, примерно столько, что этоговремени хватило бы для того, чтобы прочитать суру “аль-Бакъара”, потомнадолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и (снова) стоялдолго, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил долгий пояснойпоклон, который был короче, чем первый, после чего склонился в земномпоклоне. Потом он встал и долго стоял, но меньше, чем в первый раз,потом совершил долгий поясной поклон, который был короче первого,потом он выпрямился и долго стоял, но меньше, чем в первый раз, потомон совершил земные поклоны, а потом закончил (молитву), когда ужепоказалось солнце. Тогда (пророк), да благословит его Аллах иприветствует, сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумязнамениями из числа знамений Аллаха, и затмения их не случаются нииз-за смерти, ни из-за жизни (кого бы то ни было из людей), а поэтому,если вы увидите (подобное), поминайте Аллаха!» Этот хадис передали аль-Бухари 1052, Муслим 907, Абу Дауд 1181, ан-Насаи 3/127.
Ибн ‘Абдуль Барр сказал: «Эти два хадиса из самых достоверных сообщений, приведенных в этой главе».
Ибналь-Каййим сказал: “Достоверная, явная и совершенная Сунна,относительно салятуль-кусуф - это повторение поясных поклонов в каждомракаате. Это основано на хадисе от ‘Аиши, Ибн ‘Аббаса, Джабира, Убаййиибн Ка’ба, ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Ас, и Абу Мусы аль-Аш’ари. Всеони сообщили, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оповторении поясных поклонов в одном рак’ате. Тех, кто находятправильным повторение поясных поклонов больше и являются онивлиятельными людьми, и они были близки к пророку, да благословит егоАллах и приветствует, чем те, кто умалчивал об этом.
Этого же мнения придерживались Малик, аш-Шафи’и и Ахмад.
АбуХанифа считал, что солатуль-кусуф состоит из двух рак’aтов, какпраздничные и пятничная молитвы, при этом он основывается на хадисеан-Ну’мана ибн Башира, который сказал:
«Вовремя затмения, посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, совершил с нами молитву, подобную одной из ваших молитв,совершая поясной и земной поклоны по два ракаата, и он обращался кАллаху с мольбами, пока вновь не появилось солнце».
В хадисе от Кабисы аль-Хиллали сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда вы увидите, что это произошло,[1] совершите молитву, такую же, как обязательная молитва, которую вы совершили недавно». Этот хадис передали Ахмад 5/60 и ан-Насаи 3/144.[2]
Чтение«аль-Фатихи» в каждом рак’ате является обязательным, и после неемолящийся выбирает что-то из Корана на свое усмотрение. Читать можнокак вслух, так и про себя, однако аль-Бухари сказал: «Чтение вслухявляется наиболее правильным».
Время для этой молитвы - от начала затмения до его окончания.
Молитва при затмении луны совершается так же, как и молитва при затмении солнца.
Аль-Хасан аль-Басри рассказывал:
«КогдаИбн ‘Аббас был амиром в Басре произошло затмение луны, он вышел ипомолился с нами в два рак’aта, совершая по два поясных поклона вкаждом рак’ате. Затем, он сел верхом и сказал: “Я молился точно так,как я видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда онсовершал молитву”». Этот хадис передал аш-Шафи’и в своем «Муснаде».
Вовремя затмения желательно произносить такбиры, обращаться с мольбами,раздавать милостыню/саадака/, и просить Аллаха о прощении.
Аль-Бухарии Муслим передали от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Солнцеи луна - знамения из числа знамений Аллаха и не бывает затмения из-засмерти или рождения кого-либо. Если вы увидите это, взывайте к Аллаху,возвеличивайте Его, раздавайте милостыню и совершайте молитву». Этот хадис передали аль-Бухари 1044 и Муслим 901.
Они также передали от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах:
«Однажды,когда произошло затмение солнца, пророк, да благословит его Аллах иприветствует, встал и помолился и (затем) сказал: “Если вы увидитечто-то такого рода, спешите к поминанию Аллаха, обращайтесь к Нему смольбами и просите Его о прощении”». Этот хадис передали аль-Бухари 1059 и Муслим 24/912.
Автор: Саййид Сабик
Перевод с арабского: Саид Амин А.
Редактор: Абу Хамид ’Абд аль-’Азиз
[1] Имеется в виду затмение солнца или луны. Прим. пер.
[2]Шейх аль-Албани сказал: «Это мнение (Абу Ханифы) является неправильным,поскольку хадисы (на которые он опирается) являются недостоверными. См.«Тамамуль-минна» 1/262, «аль-Ирваъ» 3/131.