Оставление намаза
Вопрос: "Спрашивающий говорит: "Между мной и моим другом произошелразговор об Исламе. Этот друг сказал, что он вообще не совершаетмолитвы. Тогда я сказал ему: "Ты кяфир, потому что Всевышний Аллахговорит: "Разве вы станете веровать в одну часть писания и не будетеверовать в другую? Нет воздаяния тому из вас, кто делает это, кромепозора в мирской жизни, а в день воскресения они будут преданы самомужестокому наказанию!" (Корова: 85) На что он мне сказал: "Ты тоже." Ион упомянул мне слова пророка, салля Аллаху алейхи ва саллям: "Ктообвинил мусульманина в неверии, тот впал в неверие". После этого яоставил его и ушел, чтобы спор не разгорелся еще больше. Каковопостановление (хукм) относительно этого нашего разговора, которыйпроизошел между нами? И берем ли мы за него грех?"
Ответ шейха Абдуль-Азиза бин Абдуллаха бин База:
"Правильнымявляется то, что тот, кто оставил молитву является кяфиром, и даже еслион не отрицает ее. Это мнение является избранным и предпочтительным уисследователей из числа ученых согласно словам пророка, салля Аллахуалейхи ва саллям, в достоверном хадисе: "Договор, который между нами иними - это молитва.Тот, кто оставил ее, тот впал в неверие", егопривели имам Ахмад и авторы Сунанов от Бурейды бин аль-Хусейба, дабудет доволен им Аллах, с достоверным иснадом. И также согласно его,салля Аллаху алейхи уа алихи уа асхабихи уа саллям, словам: "Междучеловеком и между аш-ширком (многобожием) и аль-куфром (неверием) –оставление молитвы", его привел имам Муслим в его "Сахихе", и согласноего, алейхи ас-саляту уа ас-салям, словам: "Головой этого дела являетсяИслам, его опорой является молитва, а вершиной его горба являетсяджихад на пути Аллаха", его привел имам Ахмад и имам ат-Тирмизи,рахмату Аллахи алейхима, с достоверным иснадом от Муаза, да будетдоволен им Аллах. И согласно другим хадисам, пришедшим в этом отношении.
Тот,кто оставил молитву, должен покаяться перед Аллахом, поспешить с еевыполнением, раскаяться в том, что произошло ранее из его упущения ииметь намерение не повторять. Это является обязательным в его отношении.
Некоторыеученые пришли к тому, что он является совершающим большой грех исделали это неверие - малым неверием. Они привели как довод то, чтопришло в достоверных хадисах из достоинства единобожия, и что тот, ктоумер на нем, тот из числа обитателей Рая и другое. Однако, это неуказывает на искомое. Ведь то, что пришло относительно достоинстваединобожия, и что тот, кто умер на нем, тот зашел в Рай, это при егособлюдении дел Ислама, и из этого - дело молитвы. Тот, кто соблюдал ее,тот получил то, что было обещано богобоязненным. Тот же, ктовоспротивился, тот получил то, чем были устрашены небогобоязненные.Если человек сказал: "Ля иляха илля Аллах" и обособлял Аллаха впоклонении, а затем не признал обязательность молитвы, то он впал вневерие, и тому не принесут пользы его слова: "Ля иляха илля Аллах" иего обособление Аллаха в поклонении вместе с его отрицаниемобязательности молитвы у всех ученых.
Также тот, кто оставил ееиз попустительства и непридавания большого значения, не отрицая ееобязательности, его положение является положением того, кто отрицает ееобязательность в правильном из двух мнений ученых, и не принесет емупользы его свидетельство, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха,потому что он оставил право этого слова. Ведь из его права – выполнениемолитвы. И также если человек будет обособлять Аллаха в поклонении ипризнает, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха, однако, он будетиздеваться над чем-либо из религии Аллаха, то он впадает в неверие, каксказал Аллах, могуществен Он и велик: "Скажи: "Не над Аллахом разве,Его аятами и Его посланником вы издевались?" Не извиняйтесь. Вы сталиневерующими после того, как уверовали". (Покаяние: 65,66)
Итакже если человек скажет: "Ля иляха илля Аллах", будет обособлятьАллаха в поклонении, и будет отрицать обязательность закята, илиотрицать обязательность поста Рамадана, или отрицать хадж свозможностью, или отрицать запрет прелюбодеяния, или отрицать запретворовства, или отрицать запрет мужеложства и тому подобное, то,поистине, тот, кто будет отрицать эти вещи или что-либо из них, тотвпадает в неверие по единогласию (иджма'), и даже если он совершаетмолитву и совершает пост, и даже если он говорит: "Ля иляха илляАллах", потому что эти действия делают недействительной его религию иделают его непричастным к Исламу по причине этих действий, выводящих изИслама. Потому что он по причине отрицания этого или чего-либо из этогосчитается неверящим Аллаху, пречист Он, и его посланнику, салля Аллахуалейхи ва саллям.
Верующему следует понимать это важное дело. Итакже тот, кто оставляет молитву и попустительствует ей, тот становитсякяфиром, и даже если он не отрицает ее обязательности в болееправильном из двух мнений ученых, как было приведено ранеедоказательство этого в прошлых хадисах, и также то, что пришло с такимсмыслом. Мы просим Аллаха, чтобы он исправил положение мусульман, ичтобы он вернул их кяфиров и их грешников к искреннему покаянию.
Чтокасается его слов: "Кто обвинил мусульманина в неверии, тот впал вневерие", то это если такфир был не в его месте, как сказал пророк,салля Аллаху алейхи ва саллям: "Кто сказал своему брату: "О, врагАллаха" или же сказал: "О, кяфир," а это на самом деле не так, то этовозвращается на него."
Однако, этот, который сказал: "Ты кяфирпо причине оставления молитвы", то такфир был в его месте, и он невозвращается на сказавшего, и не становится сказавший кяфиром,напротив, сказавший это исполнил повеление Аллаха, выполнил правоАллаха и разъяснил то, что обязал Аллах из такфира этого вида людей. Онберет за это награду (аджр) и не является кяфиром. Кяфиром являетсятот, кто оставил молитву, воспротивился и проявил упрямство. Мы просимАллаха благополучия."
(Фатауа "Нурун аля ад-дарб", 1-ый том, стр. 134-136)
(????? ????? ??????? ?????? ?????? ?????? Собрание фетв и различных статей Абдуль-Азиза бин База, 10-ый том)
http://www.binbaz.org.sa/mat/4775