Выпрямление из поясного поклона и слова обращения к Аллаху, произносимые после поясного поклона

 

Затем «он выпрямлял свою спину, поднимаясьиз поясного поклона, произнося:

Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху

«Да услышит Аллах тех (или того), ктовоздал Ему хвалу!»[1]

Он велел так же поступать «человеку, которыйплохо помолился», сказав ему: «Молитва человека не будет полной до техпор, пока... он не произнесёт такбир..., затем не совершит поясной поклон...,затем не скажет: «Да услышит Аллах тех (илитого), кто воздал Ему хвалу!» (Сами‘а-Ллахули-ман хамидаху), и (снова) не будет стоять прямо (кийам)»[2]. «Когда он поднимал своюголову, то выпрямлялся, пока каждый позвонок не возвращался на своё место»[3].

Затем «выпрямившись, он говорил:

Рабба-на, [ва] ля-кя-ль-хамд

«Господь наш, [и] хвала Тебе!»[4]

Он велел каждому молящемуся, которыйсовершает молитву как под руководством имама, так и без него, делать всё, чтоописано выше, при выпрямлении из поясного поклона, сказав: «Совершайте молитву так же, какна ваших глазах молился я»[5].

Он также говорил: «Имам назначается для того, чтобы(во время молитвы) молящиеся следовали его примеру..., и когда он произнесёт:«Да услышит Аллах тех (илитого), кто воздал Ему хвалу!» Сами‘а-Ллахули-ман хамидаху, то говорите: «[О Аллах,]Господь наш и хвала Тебе!» [Аллахумма,] Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд; Аллах вас услышит, ибо поистинеВсеславный и Всевышний Аллах через уста Своего Пророка (да благословит егоАллах и приветствует) сказал: «Аллах слушает того, кто Его восхваляет!»[6].

Он также разъяснил причину этого веления вдругом хадисе, сказав: «...ибо поистине тому, кто произнесёт эти словаодновременно с ангелами, простятся его прежние грехи»[7].

Он поднимал свои руки при выпрямлении[8] (из поясного поклона)таким же образом, как было ранее разъяснено в разделе «Такбир, открывающиймолитву (такбират аль-ихрам)».

Во время стояния после поясного поклона онпроизносил уже упомянутые ранее слова:

1. Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд.

«Господь наш, и хвала Тебе!»[9]; или

2. Рабба-на, ля-кя-ль-хамд.

«Господь наш, хвала Тебе!»[10]

Иногда он добавлял в начале вышеприведенныхдвух поминаний слово:

3. Аллахумма...

«О Аллах!...»[11]

Он так же велел поступать остальным (людям),сказав: «Когда имам скажет: «Да услышит Аллах тех (или того), кто воздал Емухвалу!»

(Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху),говорите:

«Господь наш, хвала Тебе!»

(Рабба-на, ля-кя-ль-хамд), ибо,поистине, тому, кто произнесёт эти слова одновременно с ангелами, простятся егопрежние грехи»[12].

Иногда к любому из поминаний (под № 1 или №2) он добавлял или следующие слова:

4. ...миль’а -с-самавати, ва миль’а-ль-арди, ва миль’а ма ши’та мин шаййин ба‘ду.

«...пусть она наполнит собой небеса инаполнит собой землю, и наполнит собой то, что ещё Ты потом пожелаешь»[13]; или:

5. ...миль’а -с-самавати, ва[миль’а] -ль-арди, ва ма байна-хума, ва миль’а ма ши’та мин шаййин ба’ду.

«...пусть она наполнит собой небеса и[наполнит собой] землю, и то, что находится между ними, и наполнит собой то,что ещё Ты пожелаешь»[14].

Иногда к этим словам он делал следующеедополнение:

6. ...Ахля-с-сана’и ва-ль-маджди, лямани‘а ли-ма-‘тайта, ва ля му‘тыя ли-ма мана‘та, ва ля йанфа‘у за-ль-джаддимин-кя-ль-джадду.

«...Ты достоин восхваления и прославления,никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, ибесполезным окажется перед Тобой могущество обладающего могуществом[15]»[16].

Или иногда его дополнение состояло изследующих слов:

7. ...миль’а-с-самавати, вамиль’а-ль-арди, ва ма байна-хума, ва миль’а ма ши’та мин шаййин ба‘ду,ахля-с-сана’и ва-ль-маджди, ахакку ма каля-ль-‘абду, ва куллю-на ля-ка ‘абдун.[Аллахумма,] ля мани‘а ли-ма-‘тайта, [ва ля му‘тыя ли-ма мана‘та,] ва ляйанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадду.

«...пусть она наполнит собой небеса инаполнит собой землю, и то, что находится между ними, и наполнит собой то, чтоещё Ты пожелаешь. Ты достоин восхваления и прославления. Все мы - рабы Твои, асамым правильным из того, что может сказать раб, являются слова: «[О Аллах,]никто не лишит того, что Ты даровал, [и никто не дарует того, чего Ты лишил,] ибесполезным окажется перед Тобой могущество обладающего могуществом»[17].

Иногда во время совершения дополнительнойночной молитвы он говорил:

8. Ли-Раббийа-ль-хамду,ли-Раббийа-ль-хамду.

«Господу моему хвала! Господу моему хвала!»,повторяя эти слова столько раз, что это его стояние (кийам) былопримерно равно по продолжительности первому стоянию, в котором он прочитал суру«Корова»[18].

9. Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду,хамдан кясиран, таййибан, мубаракян фи-хи, [мубаракян ‘аляй-хи, кямя йухиббурабба-на ва йарда].

«Господь наш, хвала Тебе, хваламногократная, благая, благословенная [благословенная, какую любит наш Господь,и какой Он доволен]»[19].

Однажды один человек, молившийся позадиПророка (да благословит его Аллах и приветствует), произнес эти слова послетого, как он (да благословит его Аллах и приветствует) поднял свою голову послепоясного поклона и сказал: «Да услышит Аллах тех (или того), кто воздалЕму хвалу!» (Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху). Когда ПосланникАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) закончил молиться, он спросил:«Ктосказал это только что?» Тот человек ответил: «Я, о Посланник Аллаха!» Тогда Посланник Аллаха (да благословит егоАллах и приветствует) сказал: «Я видел более тридцати ангелов, каждый изкоторых старался записать эти слова первым»[20].



[1] Аль-Бухари и Муслим.

[2] Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, ис ним согласился аз-Захаби.

[3] Аль-Бухари и Абу Дауд. Использованное здесь арабское слово«факар» означает «позвонок» — «костные или хрящевые элементы, составляющиепозвоночный столб от основания шеи до копчика» — согласно определению арабскоготолкового словаря «Камус». См. также «Фатх аль-Бари» (2/308).

[4] Аль-Бухари и Ахмад.

[5] Там же.

[6] Муслим, Абу Авана, Ахмад и Абу Дауд. Важное замечание. Этотхадис не указывает на то, что молящиеся позади имама не участвуют вместе симамом в произнесении слов: «Да услышит Аллах тех (или того), кто воздалЕму хвалу! (Сами‘а-Ллаху ли-манхамидаху)», как не указывает и на то, что имам не произносит вместе смолящимися слова: «Господь наш, [и] хвала Тебе! (Рабба-на, [ва] ля-кя-ль-хамд)». Это обусловлено тем, что цельданного хадиса заключается не в том, чтобы конкретно указать имаму и молящимсяпозади него, какие слова они должны говорить, находясь в таком положении; нет,скорее этот хадис поясняет, что молящимся следует произносить слова восхваленияАллаха [тахмид] («Рабба-на, [ва] ля-кя-ль-хамд». - Прим. перев.) после того,как имам скажет: «Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху» (тасми‘). Это подтверждаетсятем фактом, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносилслова восхваления Аллаха (тахмид), когда сам был имамом, а общий характер еговысказывания: «Совершайте молитву так же, как на ваших глазах молился я»обусловливает то, что молящимся позади имама следует произносить то же, чтопроизносит имам, например, слова «Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху» (тасми‘) и т.п.Т.е.уважаемые братья, которые ссылались на нас по данному вопросу, должнывнимательно изучить его, и, возможно, то, что мы упомянули (здесь), являетсядостаточным. Тому, кто желает больше узнать об обсуждении этого вопроса,следует обратиться к статье крупного знатока хадисов (хафиза) ас-Суйути,который рассматривает его в книге «аль-Хави лиль-Фатави» (1/529).

[7] Аль-Бухари и Муслим. Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным.

[8] Аль-Бухари и Муслим. Об этом поднятии рук передается множество(мутаватир) хадисов от самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует), и большинство ученых-богословов высказывались в пользу (этого)поднятия рук, включая некоторых представителей ханафитского мазхаба. См.приведенное ранее примечание в разделе «Поясной поклон (руку‘)».

[9] Аль-Бухари и Муслим.

[10] Там же.

[11] Аль-Бухари и Ахмад. Ибн аль-Каййим (да будет милостив к немуАллах) в этом вопросе ошибался, отвергая в своей книге «Заад аль-Ма‘ад»сочетание слов «О Аллах! (Аллахумма)» и «и (ва)» в одном поминании. Этот фактустановлен в «Сахих аль-Бухари» и «Муснаде» Ахмада, а также у ан-Наса’и иАхмада через две цепочки передатчиков от Абу Хурайры, у ад-Дарими как хадис отИбн Умара, у аль-Байхаки от Абу Са‘ида аль-Худри, и снова у ан-Наса’и как хадисот Абу Мусы аль-Аш‘ари.

[12] Аль-Бухари и Муслим; Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным.

[13] Муслим и Абу Авана.

[14] Там же.

[15] Арабское слово «джадд» означает «богатство, могущество,власть»; здесь имеется в виду, что богатство, сыновья, могущество и власть,которыми человек обладает в этом мире, не принесут ему пользы перед Аллахом (вмире ином), а также то, чем он обладает (в этом мире), не спасёт его от(наказания) Аллаха — лишь благие дела принесут пользу любому человеку илипослужат ему защитой (от наказания).

[16] Муслим и Абу Авана.

[17] Муслим, Абу Авана и Абу Дауд.

[18] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достовернуюцепочку передатчиков. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены вкниге «аль-Ирва’» (№ 335).

[19] Малик, аль-Бухари и Абу Дауд.

[20] Там же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика