О продолжительном стоянии после поясного поклона и об обязательности соблюдения спокойствия при этом
Как уже было ранее упомянуто, его (даблагословит его Аллах и приветствует) стояние после поясного поклона былопримерно равно по продолжительности времени совершения поясного поклона;фактически «он стоял (так долго, что) люди говорили: «Он забыл (о земном поклоне)» [из-за его столь долгого стояния]»[1].
Он велел людям стоять спокойно в этом положении.Так, он сказал «человеку, который плохо помолился»: «...затем подними свою голову,пока не будешь стоять прямо [и все кости не возвратятся на свое место]».В другой версии этого хадиса сообщается: «Когда ты встанешь (из поясного поклона),выпрями позвоночник и подними свою голову, пока каждая кость не вернется висходное положение»[2].
Он (да благословит его Аллах и приветствует)также напомнил ему, что молитва человека не будет полной, если он не поступитподобным образом. Кроме того, он говорил: «Всемогущий и Всевышний Аллах не смотрит намолитву (Своего) раба, который не выпрямляет позвоночник между поясными иземными поклонами»[3].
[1] Аль-Бухари, Муслим и Ахмад. Источники и цепочки передатчиковэтого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (№ 307).
[2] Аль-Бухари и Муслим, который приводит только первую фразу;ад-Дарими, аль-Хаким, аш-Шафи‘и и Ахмад. Под словом «кости» здесь имеются ввиду спинные хрящи, позвонки, как о том было упомянуто ранее в данном разделе. Важное замечание! Смысл этого хадисаясен и очевиден: в этом положении следует стоять спокойно и не напрягаясь. Чтокасается использования данного хадиса нашими братьями из Хиджаза и других меств качестве свидетельства о допустимости возложения правой руки на левую,находясь в этом положении, то оно слишком отдалено от смысла множествасообщений, имеющих отношение к приведенному здесь хадису. По сути это ложныйаргумент, поскольку о возложении рук после поясного поклона не передается ни водном сообщении и ни в одной версии хадиса, в отличие от стояния (кийам) передпоясным поклоном. Поэтому каким образом приводимое в хадисе выражение «пока всекости не возвратятся на свое место» можно интерпретировать в качестведопустимости возложения правой руки на левую, как это имеет место передсовершением поясного поклона?! Это было бы правомерно только в том случае, еслибы все версии этого хадиса могли толковаться подобным образом, а на каком основанииможно делать такой вывод, если все они несут противоположное значение?Наоборот, фактически на основании этого хадиса никоим образом нельзя сделатьвывод о возложении рук после поясного поклона, поскольку под словами «всекости» подразумеваются позвоночные хрящи, как на то указано в Сунне: «он...выпрямлялся, пока каждый позвонок не возвращался на своё место». Таким образом, у меня нетникаких сомнений, что возложение рук на груди в этом положении являетсярелигиозным нововведением и заблуждением, ибо об этом не упомянуто ни в одномиз хадисов, имеющих отношение к молитве, несмотря на их большое количество.Если бы эта практика имела под собой какое-либо основание, то она дошла бы донас хотя бы через один хадис. Более того, ни один из наших праведных предковсреди первых поколений мусульман не совершал этого, и, насколько мне известно,ни один крупный ученый-знаток хадисов не упомянул о таком действии. Всеизложенное не противоречит тому, что сообщил шейх Тувайджири в своем труде(стр. 18-19) от имама Ахмада (да будет милостив к нему Аллах): «...если человекпожелает, то он может держать свои руки вдоль боков, а если пожелает -возложить их на грудь», - поскольку имам Ахмад не относил эти слова к Пророку(да благословит его Аллах и приветствует), сказав их на основе собственногоиджтихада и мнения, а мнение может быть ошибочным. Когда благодаря достоверномусвидетельству выяснится сущность религиозного нововведения любого действия,как, например, этого, тогда даже высказывание любого имама в пользу такогонововведения не лишает его своей сути, как написал шейх-уль-ислам Ибн Таймиййа(да будет милостив к нему Аллах). На самом деле я вижу в этих словах (ИбнТаймиййи) указание на то, что сам имам Ахмад не рассматривал возложение рукпосле поясного поклона как факт, доказанный Сунной, ибо он предоставил правовыбора: хочешь — поступай так, а хочешь - нет! Или может, уважаемый шейх(Тувайджири. — Прим. перев.) полагает, что имам (Ахмад) предоставил такой жевыбор и относительно возложения рук перед поясным поклоном? Таким образомдоказано, что возложение рук на груди во время стояния после поясного поклонане относится к Сунне. Таково краткое рассуждение на эту тему, которую можнорассмотреть ещё более тщательным и подробным образом, однако ввиду ограниченностиздесь места я это сделал в своей статье «Опровержение шейха Тувайджири».
[3] Ахмад и ат-Табарани в книге «Му‘джам аль-Кябир» приводят этотхадис через достоверную цепочку передатчиков.