О совершении движений (правым указательным) пальцем при произнесении ташаххуда



 «Он (да благословит егоАллах и приветствует) держал распростёртой свою левую ладонь на левом колене,сжимал в кулак все пальцы правой руки, направлял указательный палец в сторонуКиблы и обращал на него свой взор (т.е. на указательный палец правой руки)»[1].

 Также «при указываниипальцем он возлагал большой палец (правой руки) на средний палец»[2], аиногда «он образовывал этими двумя пальцами кольцо»[3].

 «Подняв свой правый(указательный) палец, он совершал им движения, взывая им к Аллаху»[4], и онговорил: «Поистине, он действует на шайтана сильнее, чем железо», имея ввиду (правый) указательный палец»[5].

 Кроме того, «сподвижникиПророка (да будет доволен ими Аллах) напоминали друг другу указывать пальцемпри взывании с мольбами к Аллаху»[6].

 Однажды «увидев, каккакой-то человек взывал к Аллаху, совершая движения двумя пальцами, он сказал: «(Делайэто) одним, [делай это одним]!» — и показал на свой указательный палец»[7].

 «Он (да благословит егоАллах и приветствует) так делал (при произнесении) обоих ташаххудов»[8].

Что касается опускания этогопальца после указания им либо ограничения его движения утверждением (припроизнесении слов «Ля иляха...» - «Нет бога...») и отрицанием (при произнесениислов «.. .илля Ллах» — «.. .кроме Аллаха»), — всё это не имеет под собой вСунне никакой основы; по сути, это противоречит Сунне, как о томсвидетельствует вышеприведённый хадис.

 Более того, хадис о том,что он не совершал движения своим (правым указательным) пальцем (во времямолитвы), не является достоверным, как я разъяснил в книге «Да‘иф Аби Дауд»(175). Но если предположить, что этот хадис был бы достоверным, в нёмсодержится отрицание, тогда как в вышеприведённом хадисе — утверждение, аправоведам хорошо известен принцип, согласно которому утверждающему (мусбит)отдаётся предпочтение перед отрицающим (наф).



[1] Муслим, Абу Авана и Ибн Хузайма. Аль-Хумайди (13/1) и АбуЙа‘ла (275/2) передали через достоверную цепочку передатчиков следующеедополнение от Ибн Умара: «...и это сильно бьёт по шайтану; никто не забудет (обэтом), когда он будет так делать», - и аль-Хумайди поднял свой палец.Аль-Хумайди также передал, что Муслим ибн Абу Марьям сказал: «Один человек рассказалмне, что в одной из церквей Сирии он видел изображения Пророков, которые делалитак», — и аль-Хумайди поднял свой палец. Следует отметить, что это крайнестранное наблюдение, однако вся цепочка данного сообщения вплоть до слов «одинчеловек» является достоверной.

[2] Муслим и Абу Авана.

[3] Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (208), ИбнХузайма (1/86/1-2), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (485) приводят этот хадис черездостоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Мулаккин также назвал этот хадисдостоверным (28/2) и подтверждающее его сообщение приводит Ибн ‘Адий (287/1).

[4] Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (208), ИбнХузайма (1/86/1-2), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (485) приводят этот хадис черездостоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Мулаккин также назвал этот хадисдостоверным (28/2), и подтверждающее его сообщение приводит Ибн ‘Адий (287/1).О выражении «взывая им к Аллаху» Имам ат-Тахави сказал: «Это свидетельствует отом, что он так поступал в конце молитвы». Таким образом, здесь содержитсядоказательство того, что продолжать указывать пальцем (в направлении Киблы) и совершатьим движения вплоть до произнесения приветствия (таслим) является Сунной, посколькувзывание с мольбами к Аллаху не прерывается до самого конца (молитвы). Этогомнения придерживались имам Малик и другие (учёные-богословы). Имама Ахмада(однажды) спросили: «Следует ли человеку указывать своим пальцем во времямолитвы?» Он ответил: «Да, (и достаточно) энергично!». (Об этом упомянул ИбнХани в своей книге «Маса’иль аль-Имам имам Ахмад», 1/80). Из всего изложенногоочевидно, что совершать движения (правым указательным) пальцем при произнесенииташаххуда является достоверной Сунной Пророка (да благословит его Аллах иприветствует), в соответствии с которой поступали Ахмад и другие имамы Сунны.Поэтому тем людям, которые полагают, что это (действие) бессмысленно, неуместнои не имеет никакого отношения к молитве, следует побояться Аллаха, поскольку,думая так, они не совершают движения своими (указательными) пальцами, хотя изнают, что это является установленной Сунной. Кроме того, они изо всех силпытаются придать этому такое толкование, которое несовместимо со способамивыражения в арабском языке и противоречит пониманию данного вопроса имамами.

[5] Ахмад, аль-Баззар, Абу Джа‘фар аль-Бухтири в «аль-Амали»(60/1), ат-Табарани в «Ад-Ду‘а» (73/1), Абдул Гани аль-Макдиси в «Ас-Сунан»(12/2) приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков, ар-Руйани всвоей книге «Муснад» (249/2) и аль-Байхаки.

[6] Ибн Аби Шайба (2/123/2) приводит этот хадис через хорошуюцепочку передатчиков.

[7] Ибн Аби Шайба (12/40/1, 2/123/2) и ан-Наса’и. Аль-Хаким назвалэтот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн Аби Шайба такжеприводит другое подкрепляющее этот хадис сообщение.

[8] Ан-Наса’и и аль-Байхаки приводят этот хадис с достовернойцепочкой рассказчиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика