Молитва[1] за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): её место и формы

[1]-

 Он (да благословит егоАллах и приветствует) обращался к Аллаху с молитвами за самого себя как впервом ташаххуде, так и в другом[2](ташаххуде)[3].Он также установил это для своей уммы (общины), велев им обращаться за него кАллаху с молитвами после пожелания ему мира[4] (салям),обучив их различным её формам:

 1. Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин,ва ‘аля ахли бяйти-хи, ва ‘аля азваджи-хи, ва зурриййати-хи, кя-ма салляйта‘аля али Ибрахима, инна-кя хамидун маджид! Ва барик ‘аля Мухаммадин, ва ‘аляали бяйти-хи, ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи, кя-ма баракта ‘аля алиИбрахима, инна-кя хамидун маджид!

 «О Аллах, благослови[5]Мухаммада и членов его семьи, и его жен, и его потомство, как благословил Тысемейство Ибрахима, поистине, Ты - Достойный Хвалы, Славный! И ниспошлиблагословения[6]Мухаммаду и членам его семьи, и его женам, и его потомству, как ниспослал Тыблагословения семейству Ибрахима, поистине, Ты - Достойный Хвалы, Славный!».

 Этими словами он (даблагословит его Аллах и приветствует) взывал к Аллаху с мольбами за самого себя[7].

 2. Аллахумма, салли‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля [Ибрахима, ва‘аля] али Ибрахима, инна-кя хамидун маджид! Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин, ва‘аля али Мухаммадин, кя-ма баракта ‘аля [Ибрахима, ва ‘аля] али Ибрахима,инна-кя хамидун маджид!

 «О Аллах, благословиМухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты [Ибрахима и][8]семейство Ибрахима, поистине, Ты - Достойный Хвалы, Славный! О Аллах, ниспошлиблагословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как ниспослал Ты благословения[Ибрахиму и][9]семейству Ибрахима, поистине, Ты - Достойный Хвалы, Славный!»[10]

 3. Аллахумма, салли‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима, [ва ‘аляали Ибрахима,] инна-кя хамидун маджид! Ва барик ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля алиМухаммадин, кя-ма баракта ‘аля [Ибрахима, ва] али Ибрахима, инна-кя хамидунмаджид!

 «О Аллах, благословиМухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима [и семействоИбрахима], поистине, Ты - Достойный Хвалы, Славный! И ниспошли благословенияМухаммаду и семейству Мухаммада, как ниспослал Ты благословения [Ибрахиму и]семейству Ибрахима, поистине, Ты - Достойный Хвалы, Славный!»[11]

 4. Аллахумма, салли ‘аляМухаммадин [ан-набиййи-ль-уммиййи], ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля[али] Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин [ан-набиййи-ль-уммиййи], ва ‘аля алиМухаммадин, кя-ма баракта ‘аля [али] Ибрахима фи-ль-‘алямин, инна-кя хамидунмаджид!

 «О Аллах, благословиМухаммада [непосвященного в грамоту[12]Пророка] и семейство Мухаммада, как благословил Ты [семейство] Ибрахима, иниспошли благословения Мухаммаду [непосвященному в грамоту Пророку] и семействуМухаммада, как ниспослал Ты благословения [семейству] Ибрахима, поистине, Ты -Достойный Хвалы, Славный!»[13]

 5. Аллахумма, салли ‘аляМухаммадин, ‘абди-кя ва расули-кя, кя-ма салляйта ‘аля [али] Ибрахима, [ва ‘аляали Ибрахима,] ва барик ‘аля Мухаммадин, [‘абди-кя ва расули-кя], кя-ма баракта‘аля Ибрахима [ва ‘аля али Ибрахима]

 «О Аллах, благословиМухаммада, Твоего раба и Твоего Посланника, как благословил Ты [семейство]Ибрахима, и ниспошли благословения Мухаммаду [Твоему рабу и Твоему Посланнику],как ниспослал Ты благословения Ибрахиму [и семейству Ибрахима]!»[14]

 6. Аллахумма, салли‘аля Мухаммадин, ва [‘аля] азваджи-хи, ва зурриййати-хи, кя-ма салляйта ‘аля[али] Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин, ва [‘аля] азваджи-хи ва зурриййати-хи,кя-ма баракта ‘аля [али] Ибрахима, инна-кя хамидун маджид!

 «О Аллах, благословиМухаммада и его жен, и его потомство, как благословил Ты [семейство] Ибрахима,и ниспошли благословения Мухаммаду и его женам, и его потомству, как ниспослалТы благословения [семейству] Ибрахима, поистине, Ты - Достойный Хвалы,Славный!»[15]

 7. Аллахумма, салли‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али Мухаммадин, ва барик ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля алиМухаммадин, кя-ма салляйта ва баракта ‘аля Ибрахима, ва али Ибрахима, инна-кяхамидун маджид!

 «О Аллах, благословиМухаммада и семейство Мухаммада и ниспошли благословения Мухаммаду и семействуМухаммада, как Ты благословил и ниспослал благословения Ибрахиму и семействуИбрахима, поистине, Ты - Достойный Хвалы, Славный!»[16]



[1] По-арабски эта молитва называется «ас-салят ‘аля-н-набийи».Другое её название «ас-саллаватту-ль-Ибрахимийа» («молитва Ибрахима»). Под этоймолитвой подразумеваются слова о ниспослании благословений Пророку (даблагословит его Аллах и приветствует) и его семейству. Обращаю особое вниманиечитателя на то, что слово «молитва» здесь и далее употреблено не в значениислова «намаз», а в значении слов «мольба», «благословение». — Прим. перев.

[2] Здесь имеется в виду последний ташаххуд, если молитва состоитиз трёх или четырёх рак‘атов (Прим. перев.).

[3] Абу Авана в своей книге «Сахих» (2/324) и ан-Наса’и.

[4] Они (сподвижники) сказали: «ОПосланник Аллаха, мы уже знаем, как приветствовать тебя (в ташаххуде), но какнам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя?» Он ответил: «Говорите:«О Аллах, благослови Мухаммада...» и т.д.». Таким образом, он невыделил здесь какой-то один ташаххуд, исключив (при этом) другой, чтосвидетельствует о правомерности обращения за него к Аллаху с молитвами и послепервого ташаххуда. По этому пути шёл Имам аш-Шафи‘и, как следует из его книги«аль-Умм». Этот взгляд также считают верным и соратники Имама аш-Шафи‘и, как нато указал ан-Навави в «аль-Маджму‘» (3/460), полностью поддержав его в книге«Равдат ат-Талибин» (1/263). Кроме того, подобного взгляда придерживался Вазирибн Хубайра аль-Ханбали в «аль-Ифсах», о чём передал Ибн Раджаб, такжеподдержавший это мнение в книге «Зайль Табакат» (1/280). Существует множествохадисов об обращении к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллахи приветствует) в ташаххуде; ни в одном из них не сообщается о том, чтобы онконкретно выделил какой-то один из ташаххудов. На самом деле эти хадисы носятобщий характер, включая в себя таким образом каждый ташаххуд. Я привёл их (этихадисы. - Прим. перев.) в оригинале данной книги («аль-Асль») в форме «та‘лик»,но не в тексте основной её части, поскольку все они не удовлетворяют нашимтребованиям, предъявляемым к достоверности хадисов. Тем не менее эти хадисыподдерживают друг друга в смысловом значении, а те, кто отвергают и противятсяэтому, не имеют на то достоверных оснований, которые они могли бы предъявить вкачестве доказательства, как я подробно разъяснил в оригинале данной книги(«аль-Асль»). Точно так же не имеют никаких оснований в Сунне все разговоры отом, что порицаемо (макрух) добавлять остальные слова к фразе «О Аллах,благослови Мухаммада», ибо не существует ни одного доказательства, котороепозволяло бы такого рода рассуждения. По сути мы видим, что те, кто ведутподобные разговоры, не выполняют предыдущее веление Пророка (да благословит егоАллах и приветствует): «Говорите: «О Аллах, благослови Мухаммада...»; болееподробно данный вопрос рассматривается в оригинале данной книги («аль-Асль»).

[5] Один из наиболее ранних взглядов относительно значения слов«благословения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)» передаётся отАбу аль-‘Амийи (со ссылкой на 56-й аят 33-й суры «Сонмы»): «То, что Аллахблагословляет Своего Пророка, означает, что Он превозносит его и возвышает егопредназначение; то, что ангелы и остальные (создания) благословляют его, означает,что они молят об этом Аллаха, то есть здесь подразумевается (их) обращение кНему увеличить благословения, а не обращение (к Нему) за благословением радисамого благословения». Ибн Хаджар привёл эту цитату в «Фатх аль-Бари», а затемопроверг широко распространённое представление о том, что благословение отГоспода кому-либо является Его Милосердием; Ибн аль-Каййим также прояснил этотвопрос в «Джаля’ аль-Афхам», практически не оставив места для дальнейшихрассуждений на эту тему.

[6] Слово «баракат» означает «возрастание, увеличение». Тем самымэта мольба закрепляет за Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует)то благо, которое даровал Аллах семейству Ибрахима. Эта благодать постоянна инепреложна, также как её приумножение и возрастание.

[7] Ахмад и ат-Тахави приводят слова этой мольбы через достовернуюцепочку передатчиков.

[8] См. следующее примечание.

[9] Эти два дополнения достоверно установлены в сборникахаль-Бухари, ат-Тахави, аль-Байхаки, Ахмада и ан-Наса’и. Эти дополнения такжеприводятся через иные пути передачи, и они включены в некоторые другие формыэтой мольбы (см. № 3 и № 7). Поэтому не следует удивляться взгляду Ибналь-Каййима, который, следуя примеру своего великого учителя Ибн аль-Таймиййи(«аль-Фатава» 1/16), написал в книге «Джаля’ аль-Афхам» (стр. 198): «Несуществует ни одного достоверного хадиса, в котором слова «Ибрахим» и«семейство Ибрахима» приводились бы в одной фразе». Однако здесь мы указали вамна такие достоверные хадисы. Кроме того, Ибн аль-Каййим сам себе противоречит,назвав достоверным хадис, в котором передаются слова мольбы под № 7, содержащиев себе то, что он отрицал в вышеприведённом высказывании!

[10] Аль-Бухари, Муслим, аль-Хумайди (138/1) и Ибн Мандах (68/2),который сказал: «О достоверности этого хадиса существует единодушное согласие».

[11] Ахмад, ан-Наса’и, Абу Йа‘ла в своей книге «Муснад» (44/2)передали эти слова через достоверную цепочку передатчиков.

[12] Как известно, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах иприветствует) не умел ни читать, ни писать (Прим. перев.).

[13] Муслим, Абу Авана, Ибн Аби Шайба в книге «аль-Мусаннаф»(2/132/1) и Абу Дауд. Достоверность этого хадиса подтвердил аль-Хаким.

[14] Аль-Бухари, ан-Наса’и, ат-Тахави, Ахмад и Исма‘ил аль-Кади в«Фадль ас-Салят ‘аля-н-Набийи, салла Ллаху ‘алейхи ва саллям» (1-е изд. — с. 28,2-е изд. — с. 62), достоверность хадисов которого я проверил).

[15] Аль-Бухари, Муслим и ан-Наса’и.

[16] Ан-Наса’и, ат-Тахави, Абу Саид ибн аль-‘Араби в книге«аль-Му‘джам» (79/2) передали слова этой мольбы через достоверную цепочкупередатчиков. Ибн аль-Каййим в книге «Джаля’ аль-Афхам» (стр. 14-15) назвалэтот хадис достоверным, а в качестве источника его передачи указал на Мухаммадаибн Исхака ас-Сираджа. Эта мольба включает в себя как слова «Ибрахим», так и«семейство Ибрахима», что упустили из виду Ибн аль-Каййим и его учитель ИбнТаймиййа, как было разъяснено ранее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика