Условия посещения мечети для женщин
Вопрос:
Допустимо ли женщинам ходить в мечеть без махрамов, чтобы совершить молитву тахаджуд, при условии, что мечеть находится рядом с домом и никто из мужчин в доме не совершает эту молитву?
Ответ: Хвала Аллаху
Разрешено женщине посещать мечеть и молиться там при соблюдении определенных условий. При этом сопровождение махрама не входит в число этих условий, поэтому нет ошибки в том, чтобы посещать мечеть для молитвы без махрама.
Сказано в фетве Постоянного Комитет, 7/332:
«Разрешено мусульманке молиться в мечети и муж не имеет права препятствовать ей, если она просит его дозволения на это, при условии, что она покрыта надлежащим образом и скрыты те части ее тела, которые запрещено видеть не махрамам. Передается, что Ибн Умар сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ваши женщины попросят у вас разрешения пойти в мечеть, не отказывайте им». Согласно другой версии хадиса: «Если ваши женщины попросят у вас разрешения пойти в мечеть, не отказывайте им». Билял, сын Абдуллы ибн Умара, сказал: «Клянусь Аллахом, мы откажем им». На что Абдулла ответил ему: «Я рассказываю тебе то, что пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а ты смеешь говорить: «Мы откажем им?!». Оба сообщения переданы Муслимом.
Если женщина не покрыта и видны те части ее тела, которые запрещено показывать не махрамам или от нее исходит запах парфюмерии, то не дозволено ей покидать дом в таком виде и тем более идти в мечеть и молиться там, так как это может привести к фитне (искушению). Аллах Всемогущий говорит:
?????? ??????????????? ?????????? ???? ?????????????? ???????????? ???????????? ???? ????????? ???????????? ???? ??? ?????? ??????? ?????????????? ????????????? ????? ???????????? ???? ????????? ???????????? ???? ????????????????
«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей» (Свет 24:31)
??? ???????? ?????????? ???? ????????????? ??????????? ????????? ?????????????? ????????? ??????????? ???? ?????????????? ?????? ??????? ???? ?????????? ???? ?????????? ??????? ??????? ???????? ????????
«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Сонмы 33:59)
Зейнаб ас-Сакафийа рассказывала следующие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если одна из вас собирается присутствовать на ночной молитве, то пусть не умащивается благовониями в эту ночь». Согласно другому хадису: «Если одна из вас посещает мечеть, то пусть не умащивается благовониями в эту ночь». «Сахих» Муслим.
Доказано в достоверных хадисах, что женщины Сподвижников посещали утреннюю коллективную молитву, скрывая свои лица, чтобы никто не узнал их. Сказала Амра бинт Абдурахман: «Я слышала, как Аиша, жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорила: «Если бы Посланник Аллаха только увидел что нового привнесли женщины (в свою жизнь), то непременно запретил бы им ходить в мечеть, подобно тому как это было запрещено женщинам сынов Исраиля». Амру спросили: «Женщинам сынов Исраиля действительно было запрещено?». Она ответила: «Да». Передано в «Сахих» Муслим.
Эти тексты явно свидетельствуют, что если женщина соблюдает исламский этикет в одежде и не украшает себя так, чтобы это могло вызвать искушение и поразить людей со слабой верой, то нет препятствий для совершения молитвы в мечети. Но если она появляется в таком виде, который соблазнит порочных людей и тех, в чьем сердце болезнь, то ей запрещено посещать мечеть, а если сказать точнее, то ей запрещено покидать дом (в таком виде) и посещать мечеть.
Сказал шейх Ибн Усаймин в «Маджму аль-Фатава», 14/211:
«Нет ничего плохого в том, чтобы женщины посещали молитву таравих в мечети, если нет опасности искушения и при условии, что они будут выглядеть скромно, без украшений, макияжа и парфюмерии».
В своей книге «Хирасат аль- Фадиля» (стр. 86) шейх Бакр Абу Зейд перечислил условия для посещения женщинами мечети. Он сказал:
«Женщинам разрешено посещать мечети, если соблюдены следующие условия:
- Нет опасности, что они могут соблазнить кого-то и наоборот.
- Посещение мечети и их присутствие там не приведут к тому, что запрещено Шариатом.
- Они не должны тесниться с мужчинами ни на улице, ни в мечети.
- Они не должны использовать парфюмерию.
- Они должны соблюдать хиджаб и не выставлять свою красоту напоказ.
- Для женщин в мечети должен быть отдельный вход, как об этом упоминается в хадисе в «Сунане» Абу Дауда и других источниках.
- Женский ряд должен располагаться позади мужского.
- Последний ряд является лучшим для женщин, в отличии от мужчин.
- Если имам совершает ошибку в молитве, то мужчины должны сказать «Субхан Аллах», а женщины захлопать в ладоши.
- Женщины должны покидать мечеть первыми, а мужчины должны ждать, пока женщины разойдутся по домам, как об этом упоминается в хадисе от Умм Салямы в «Сахих» аль-Бухари и других источниках.
И Аллах знает лучше
Islam Q&A фатва № 49898 Перевод: www.sawab.ru