О трансплантации органов живого или умершего человека

 

9244f1b2c31a.gif

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 26(1/4)

О трансплатации органов живого или умершего человекa

Совет Исламской Академии правоведения (фикха)при Организации Исламская Конференция в ходе своей Четвертой сессии,созванной в Джидде(Королевство Саудовская Аравия)18-23 месяца джумада аль-ахира 1408 года по хиджре(6-11 февраля 1988г.)

ознакомившись с результатами поступивших в Академию правоведческих и медицинских исследований на тему "трансплатация органов живого или умершего человека";
выявив в ходе оживленного обсуждения,что этот метод,будучи результатом научного и медицинского прогресса,получает всё большее распространение;зарекомендовав себя сположительной стороны,такого рода операции одновременно порождают болезненные социальные и психологические проблемы,поскольку проводятся без учета положений и норм шариата,направленных на сохранение благородного облика человека.Шариат ставит во главу угла всё то,что составляет благо для человека и общества и гармонирует их интересы.Шариат призывает мусульман к сотрудничеству,состраданию и благотворительности;
подытожив результаты исследований сгруппировав выводы в нескольких пунктах,по каждому из которых выносится особое решение;

постановил:

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ
1. В настоящем тексте под термином "орган" подразумевается любая часть человеческого тела,в том числе его ткани,клетки,кровь и прочее(например,роговая оболочка глаза).При этом не имеет значения,отделен орган от тела или нет.
2. Трансплатация-предмет данного исследования-сводится к использованию органа,необходимого пациенту,дабы сохранить ему жизнь или жизненно важную функцию(например,зрение и т.п)При этом человек должен получить возможность продолжать полноценное с точки зрения шариата существование.
3. Трансплатация бывает трех типов:
а) органа живого человека;
б) органа скончавшегося человека(трупного органа);
в) органа утробного плода;
Трансплатация органа живого человека.Различают два ее вида:
l. пересадку органа человека с одного места его тела на другое,например кожи,хрящей,костей,вен,и т.п.;
ll. трансплатацию органа из тела одного живого человека в тело другого человека.В таких случаях необходимо определить,является ли этот орган жизненно важным или нет.Жизненно важные органы могут быть одиночными,например сердце,печень,или парными,например,почки,легкие.Органы,не являющиеся жизненно важными,подразделяются на те,что ответственны за основные функции организма,и те,что не ответственны за них.Имеются также регенерирующиеся органы,например кровь,и не регенерирующиеся.Существуют органы,определяющие пол и наследственность человека,оказывающие влияние на его личность,например яички,яичники,нервные клетки:имеются органы,не влияющие на все это.
Трансплатация органа скончавшегося человека.Существуют две формы диагностики смерти:
l. прекращение мозговой деятельности человека,и с медицинской точки зрения констатируется невозможность ее возобновления.
ll. окончательная остановка сердца и дыхания,и с медицинской точки зрения констатируется невозможность их возобновления.
В обоих случаях Совет руководствуется своим постановлением 17 вынесенным на Третьей сессии.

Трансплатация органа утробного плода.Утробный плод для этих целей может быть получен одним из следующих путей:
l. самопроизвольный выкидыш;
ll. выкидыш в результате медицинского или непрофессионального вмешательства;
lll. результат внематочного оплодотворения "in vitro"

Шариатские положения:
1. Трансплатация органа человека с одного места его тела на другое разрешается в случае,если ожидаемая польза от этой операции очевидным образом перевешивает возможный вред и если целью операции является восстановление утpаченного органа или восстановление его формы или естесственной функции,устранение его дефекта или обезображенности,которые могут принести человеку физические или нравственние страдания.
2. Трансплатация органа из тела одного живого человека в тело другого человека разрешается,если трансплантант обладает свойством физиологической регенерации,как в случае с кровью или кожей.В этом случае обязательний является полная дееспособность донора и соблюдение во время операции всех норм шариата.
3. Разрешается трансплатация части органа другого человека,если орган был ампутирован у донора в силу его заболевания,как это,например происходит в случае трансплатации роговой оболочки ампутированного глаза.
4. Запрещается трансплатация жизненно важного органа живого человека,например сердца.
5. Запрещается трансплатация органа живого человека,если это чревато осложнением для одной из его основных жизненных функций,хотя и не грозит летальным исходом,например трансплатация роговой оболочки обоих глаз.Что касается трансплатации с частичной потерей одной из основных жизненных функций,то это требует дополнительного исследования(см.ниже п.8).
6. Разрешается трансплатация трупного органа в том случае,если от этого зависит жизнь или одна из основних жизненно важных функций организма пациента.В этом случае обязательным является соблюдение условия,чтобы сам донор при жизни или его наследники после его смерти согласились на такию операцию.В случае,если личность умершего не поддается идентификации или не установлены наследники,согласие на трансплатацию дает полномочный глава мусульман.
7. Примечание.Согласие на трансплатацию в вышеописанных случаях не должно быть актом продажи органа,поскольку купля-продажа человеческих органов никоим обраэом не раэрешена.Случаи,когда человек,остро нуждающийся в донорском органе,расходует ради него свои деньги в виде вознаграждения или подарка,должны стать предметом рассмотрения специальных исследований.
8. все не описанные выше случаи трансплатации являются предметом дальнейшего анализа,постановление по ним может быть вынесено на будущих сессиях на основе положений шариата и собранных медицинских данных.

Аллах Всезнающий!

Постановления и рекомендации СОВЕТА ИСЛАМСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОВЕДЕНИЯ(ФИКХА)
ДЖИДДА,Саудовская Аравия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика