«Но мужчины выше женщин на одну ступень»
СУРА "АЛЬ-БАКАРА"
("КОРОВА") Толкование Са'ди
228. ........ Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый.
Затем Аллах сообщил о том, что мужья обладают определенными обязанностями перед своими женами, тогда как жены обладают определенными обязанностями перед своими мужьями. Права и обязанности супругов определяются обычаями страны и эпохи, в которой они живут, поскольку в разных странах и в разные времена эти обычаи оказываются разными. Они также определяются обстоятельствами, характерами и привычками людей. Из всего сказанного следует, что материальное обеспечение, одежда, семейная жизнь, жилье и даже половая близость супругов зависят от обычаев их страны и времени. Это относится к бракам, при заключении которых не было поставлено никаких условий. Если подобные условия были поставлены, то их необходимо выполнять, однако они не должны запрещать того, что дозволил Аллах, или разрешать то, что запретил Аллах. Затем Аллах поведал о том, что положение мужа выше положения жены, и поэтому обязанности жены перед мужем больше, чем обязанности мужа перед женой. В другом кораническом откровении по этому поводу говорится:
?????????? ??????????? ????? ????????? ????? ??????? ?????? ?????????? ????? ?????? ??????? ?????????? ???? ????????????? ??????????????? ?????????? ?????????? ??????????? ????? ?????? ?????? ??????????? ?????????? ???????????? ???????????? ??????????????? ??? ???????????? ??????????????? ?????? ???????????? ????? ????????? ??????????? ???????? ????? ?????? ????? ???????? ????????
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» (4:34). Только мужчины могут быть пророками и судьями, управлять государством или занимать руководящие должности. Наряду с этим мужчины получают вдвое больше прав, чем женщины, при распределении наследства и многих других делах. Среди прекрасных имен Аллаха – Могущественный и Мудрый. Он обладает совершенным могуществом и великой властью, благодаря чему Ему подчинены абсолютно все творения. Однако, несмотря на свои неограниченные возможности, Всевышний Аллах управляет своими творениями в строгом соответствии с божественной мудростью. СУРА "АЛЬ-БАКАРА"
("КОРОВА") Толкование Са'ди
Вопрос: Что говорится о том что мужчины и женщины равны в Коране?
Отвечает шейх Мухаммад Салих Аль-Мунаджид: Вся хвала Аллаху. Во первых: Слово "равенство", которое используется многими мыслителями как на западе так и на востоке в различных сферах жизни - слово, которое основано на заблуждении и неправильном понимании, особенно когда применяют правило равенства в отношении Ислама. Одним из таких заблуждении является фраза "Ислам - религия равенства". Но им следует сказать, что Ислам - это религия справедливости. Шейх ибн Усеймин
"Мы должны отметить, что некоторые люди которые говорят о равенстве подразумевают справедливость, и это ошибка. Мы не должны говорить равенство, потому что равенство подразумевает отсутствие различий. Поэтому не справедливо призывать к равенству. И начали задаваться вопросы, в чем же разница между мужчиной и женщиной? И они сделали мужчин и женщин одним, и затем коммунисты сказали: А в чем разница между главой и подчиненными? Никто не имеет права командовать над кем либо, отец не имеет власти над сыном и т.д. Но если мы скажем, справедливость, что значит давать каждому его право, это заблуждение не будет длиться долго, и слово будет использовано правильно. Так, Аллах в Коране не предписывает равенство, но говорит: "Воистину, Аллах повелевает справедливость..." (16:90) "...и судить по справедливости, когда вы судите среди людей". (4:58) Те, кто говорит, что Ислам - это религия равенства, те лгут на Ислам. Напротив: Ислам - религия справедливости, что значит судить одинаково того кто одинаков, и различать между теми кто различен. Никто, из тех кто знает Ислам, не скажет что это религия равенства. Это принцип ложный, потому что все что упомянуто в Коране, отрицает равенство, как в следующих аятах: Скажи: Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают? (39:9) Скажи: Разве равны слепой и зрячий? Или же равны мрак и свет? (13:16) Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого (57:10) Те из верующих, которые отсиживаются, не испытывая тягот, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее. Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде (4:95) Ни одна буква в Коране не предписывает равенства, скорее справедливость. Вы можете сами увидеть что слово справедливость более приемлемо для людей, потому что если я лучше кого либо из людей в знании, богатстве, чистоте, или совершении хорошего, то я не желаю что бы он был приравнен мне. Каждый человек знает, что для него неприемлема мысль о том, что мужчина равен женщине". "Шарх аль Акыда аль-Васитыя", 1:180-181 Основываясь на этом, Ислам не расценивает мужчину и женщину как равных, в тех вопросах в которых расценивание их подобным образом приведет к несправедливости к одному из них, поэтому это одна из форм несправедливости. Коран приказывает женщинам одевать одежду, которая отличается от той, что одевают мужчины, потому существует разница в том, как один пол действует на другой. Искушение которое вызывается мужчинами меньше чем искушение которые вызывают женщины, и поэтому одежда женщины отличается от одежды мужчины. Глупо говорить женщине открыть ту часть тела которая разрешена для открытия мужчинами, потому что различен соблазн вызываемой женским телом и мужского, как мы объясним. Во вторых: В Исламском шариате существуют вопросы которые по разному относятся к женщинам и к мужчинам. 1. Ответственность за дом Аллах сказал (перевод смысла):
Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества (4:34) Ибн Касир сказал: Аллах сказал: "Мужчины являются попечителями женщин" и имел ввиду, что мужчины ответственны за женщин, т.е. он лидер в доме, тот кто воспитывает ее, если она попадет в заблуждение. Потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими т.е. потому что мужчины превосходят женщин и лучше их. Поэтому, пророчество было дано только мужчинами, также как пост халифа, потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Не преуспеет народ избравший себе в правители женщину. Передано Бухари, в хадисе Абдуррахмана ибн Аби Бакра от своего отца. Тоже самое относится к должности судьи и т.д. и потому что они расходуют из имущества означает махр и расходы на содержание женщины, которые Аллах предписал мужчине в Своей Книге, и в Сунне Своего Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому мужчина лучше женщины, и властвует над ней, потому что тратит на нее. Естественно, что он должен быть в ответе за нее, как сказал Аллах (перевод смысла): хотя мужья и выше их по положению (2:228) Али ибн Аби Тальха сказал, передавая от Ибн Аббаса: "мужчины - попечители женщин" значит, что мужчины руководят женщинами, и они должны подчиняться в том, что Аллах предписал им в послушании. Послушание означает хорошо относиться к его семье и хранить его имущество. (Тафсир ибн Касир, 1:490) 2. Свидетельство. Коран установил, что свидетельство мужчины равно свидетельству двух женщин. Аллах сказал (перевод смысла):
"Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей". (2:282) Ибн Касир сказал:
Две женщины вместо одного мужчины, потому что женщины имеют недостатки, как передано в Муслимом в сахихе.. от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "О женщины, раздавайте милостыню и просите прощения много, потому что я видел, что вы большинство обитателей ада". Мудрая женщина среди них спросила: "Почему, о Посланник Аллаха, мы составляем большинство обитателей ада?" Он ответил: "Потому что проклинаете много, и вы не благодарны своим супругам. Я не видел кого либо кто имел бы недостаток в уме и религии, и в тоже время отнимающих рассудок у умных, кроме вас". Женщина спросила: "О Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), а в чем у нас недостаток в уме и в религии?" Он ответил: "Недостаток в уме (умении оценить факты) – это то что свидетельство двух из вас равняется свидетельству одного мужчины и это доказательство недостатка в уме, а свидетельство о недостатке религии – это то что вы проводите некоторые ночи (и дни) не молясь, и в месяц Рамазан ( в течении дней) вы не поститесь. Тафсир ибн Касир 1:336 Существуют женщины которые умнее некоторых мужчин, но это не является общим правилом, и подобные женщины вовсе не большинство. Шариат же основан на общем и наиболее обыденном. Недостаток женщин в уме, не значит что они сумасшедшие, а то что они зачастую основываются на своих эмоциях, и это происходит чаще с женщинами нежели с мужчинами. Это будет отрицать только невежда. 3. Женщина наследует половину того, что наследует мужчина. Аллах сказал (перевод смысла):
"Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин". (4:11) Куртуби сказал:
"Потому что Аллаху известно лучше чем им, что для них лучше, Он разделил наследство в различных пропорциях". Тафсир Куртуби 5:164 Например, мужчина обязан тратить больше чем женщина, поэтому естественно что он должен получить большую долю наследства чем женщина. 4. Одежда: Аврат женщины включает все ее тело. Самое меньшее, что может быть сказано, это то что ей не следует покрывать только лицо и руки. Аллах сказал (перевод смысла):
О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный (33:59) Аврат мужчины это область от пупка до колен. Передано, что Абдуллах ибн Джафару сказали:
Расскажи, что ты слышал от Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) и что ты видел у него, и не говори нам о ком либо еще, даже если он заслуживает доверия Он сказал: Я слышал что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Область между пупком и коленями – аврат".Передано аль Хакимом в аль Мустадрак (6418), оценен как хасан шейхом Албани в Сахих Джами, 5583 Также можно привести следующие примеры: Различия между полами включают: Мужчина может иметь четыре жены, но женщина может иметь только одного мужа Мужчина имеет право дать развод, и он действителен, но женщина не имеет права давать развод. Мужчина может жениться на женщине из людей Писания (евреи и христиане), но мусульманке не может выйти замуж за кого то кроме мусульманина. Мужчина может путешествовать без своей жены или любого махрама, но женщина не может путешествовать без махрама Молитва в мечети обязательна для мужчин, но не для женщин. Молитва женщин в доме, более любима Аллахом. Женщина может носить шелк и золото, но мужчина не может носить их Все что было опомянут, основано на разнице между мужчиной и женщиной, потому что мужчина не такой как женщина. Аллах сказал (перевод смысла): "И род мужской не то что женский" (3:36) Мужчина отличается от женщины во многом, в силе, в теле, в крепости и грубости, в то время как женщина мягкая и нежная. И мужчины отличаются от женщин в интеллектуальной области, так как мужчины более известны способностью к пониманию и их памятью по сравнению с женщинами. Женщины слабее мужчин в запоминании и забывают больше мужчин. Хорошо известно, что большинство ученых в мире – мужчины. Есть некоторые женщины которые умнее и лучше запоминают, чем некоторые мужчины, но это не отменяет общего правила. Большинство случаев описаны выше. Относительно эмоций, мужчины говорят о себе когда они злы или когда счастливы, но женщины подвержены самым незначительным эмоциональным событиям, и они начинают плакать при самом незначительном эмоциональном раздражении. Джихад обязателен для мужчин, но джихад в смысле сражения не обязателен для женщин. Это милость Аллаха к ним, и проявление внимания к их природе. В завершении мы можем сказать, что правила для мужчин не подобны правилам для женщин. В третьих: Ислам относится одинаково как к мужчинам так и к женщинам во многих актах поклонения и взаимодействия. Например, омовение женщин такое же как и у мужчин, их гусль такой же как и у мужчин, и молитва, и пост как у мужчин, за исключением дней менструации или послеродового очищения. Женщины платят закят также как и мужчины платят его, и они совершают хадж также как и мужчины, за исключением некоторых правил. Разрешено и приемлимо, покупать у женщин, и разрешено женщинам давать милостыню. Разрешено женщинам
освобождать рабов, которыми она владеет, и существует много других подобных случаев, потому что женщина это половинка мужчин, как сказано в хадисе:
Передано от Аишы, что Посланника Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует) спросили о мужчине который обнаружил влагу (на одежде), но ему не снился эротический сон, и он сказал: "Ему следует принять гусль". Его спросили о мужчине который увидел эротический сон, но не обнаружил влаги, и он сказал: "Ему не следует брать гусль". Умм Салама спросила: "О Посланник Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует), если женщина видит это, должна ли она взять гусль?" Он ответил: "Да, ведь женщина - подобна мужчине" (Тирмизи 113, Ахмад 25663. Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Тирмизи, 98) Заключение: Женщины подобны мужчинам в некоторых вопросах, и различаются в других. Многие правила Ислама применимые к мужчинам, применимы и к женщинам. В случаях где имеется различия между полами, мусульмане расценивают это как милость от Аллаха, и знак Его Знания о Его созданиях, но невежественный кафир видит в этом угнетение и несправедливость, и упрямо твердит о том что мужчина и женщина это одно и тоже. Поэтому скажем ему, как мужчина может носить плод, и кормить его грудью? Он упрямо отвергает слабость женщин и как они истекают кровью во время месячных. Он упрямо бьется головой о скалу реальности. Но мусульманин в гармонии со своей верой, и подчиняется своего Господу. "Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий?" (67:14)
Вопрос:
Я в замешательстве. Всю свою жизнь я взаимодействовала с людьми на основе того, что я прежде всего человек, а затем уже женщина и рабыня Аллаха, и, согласно этому, тот, кто поступает правильно, мужчина это или женщина, будет награждён, а кто грешит, тот будет наказан. Но после того, как я вышла замуж, я была удивлена некоторыми правилами, согласно которым, я как бы не человек, потому что согласно им я как объект наслаждений для мужчины. Например, тот факт, что ангелы будут проклинать меня, если я откажусь от близости по каким-либо причинам, тогда как на мужчине не лежит такая ответственность, даже если его отказ от близости вредит жене. Он получает вознаграждение как за милостыню, если имеет близость с нею и наслаждается ею, а она не получает никакого вознаграждения, даже если делает это вопреки своему желанию. Если он расстраивает меня и унижает перед людьми, я должна примириться с этим и стараться ему угодить, иначе ангелы будут проклинать меня. И, конечно же, я не имею права на своё мнение, отличающееся от его мнения, и права что-то доказывать ему, и если я потеряю самообладание, мне нет прощения. И, как вы сказали в своей фатве, награда за коллективную молитву – только для мужчин, а не для женщин. Это то, что предписал нам Аллах? Такой удел мусульманки, если она совершает благие деяния и свои обязательства? Если она избегает грехов, она не добивается никакого преимущества, а если оступается, становится одной из проклятых и лишается милости Аллаха, и приравнивается к проклятому Иблису? Надеюсь, вы уделите внимание этому вопросу, потому что я испытываю сомнения в своей религии. Если это то, что предписал Аллах, мы послушаем и подчинимся, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха.
Ответ:
Хвала Аллаху.
Мы шокированы тем, что сестра написала в своём вопросе, и что не является частью религии Аллаха, но она приписала это Исламу, а также шокированы её вере в правила, которые Аллах не устанавливал, как, например, что она сказала: «После того, как я вышла замуж, я была удивлена некоторыми правилами, согласно которым я как бы не человек, потому что, согласно им, я как объект наслаждений для мужчины»!
Мы ответим несколькими пунктами.
Во-первых:
Аллах очень высоко ценит женщин. Он ценит их как дочерей, матерей и жен, и даёт им права и преимущества, и радость от хорошего обращения такими способами, которые по многим причинам не применимы к мужчинам.
Ислам не отрицает человеческую природу женщины. Наоборот, он даёт ей её права и оказывает ей высшую степень уважения.
К женщинам относились как к имуществу и предмету до того, как Аллах наградил человечество Исламом. Женщин передавали в наследство как товар и имущество, оставляли во взвешенном состоянии, не замужними и не разведёнными. Женщинам надо было год выжидать после смерти мужа, не мыться и не выходить из дома, пока птицы и животные не умирали от её отвратительного запаха. Женщины не имели право на наследство, не говоря уже о факте, что они могли быть сожжены заживо и т.д..
Затем пришел Ислам и запретил сжигать женщин заживо; это стало расцениваться как убийство, что является большим грехом. Стало запрещено оставлять женщин во взвешенном состоянии в результате клятвы или делания чьей-то жены запретной посредством зихара (джахилийской формы развода, при котором муж говорит жене: «Ты для меня как спина моей матери»; и таким образом близость становится запрещённой, но женщина не до конца разведена и не может повторно выйти замуж – примечание переводчика). Ислам дал женщинам их долю в наследстве, установил идда четыре месяца и 10 дней после смерти мужа, на протяжении которого она может мыться, менять одежду и видеться с другими женщинами и махрамами. Ислам позволил женщинам покупать, продавать и иметь имущество, и побудил их получать знания и призывать людей к Аллаху. Он приказал, что женщин нужно почитать как матерей, и сделал права матери в три раза больше, чем права отца.
Многими путями Ислам почитает женщин, нет возможности здесь перечислять их все; мы хотели лишь напомнить о них. Пожалуйста, посмотрите также ответ на вопрос №21010 для получения дополнительной информации.
Во-вторых:
Сестра говорит в своём вопросе: «Например, тот факт, что ангелы будут проклинать меня, если я откажусь от близости по каким-либо причинам».
Это не верно. Ангелы не будут проклинать жену, которая отказывается разделить постель с мужем, кроме как если у неё нет уважительной причины. Если у неё есть оправдание – например болезнь, или менструация, или кровотечение после рождения ребёнка (нифас), или держание обязательного поста, тогда она не проклята, в этом случае скорее муж, зовущий её в постель, грешит, если настаивает или принуждает её, зная ситуацию.
В вопросе №33597 этого сайта говорится:
У женщины нет права отказывать мужу, скорее она должна отзываться на его требование каждый раз, как он зовёт её, пока это не причиняет ей вред и не удерживает её от выполнения обязанностей.
В вопросе №9602 говорится:
Ибн Хазм сказал:
«Обязательно для рабыни и свободной женщины не отказывать её хозяину или мужу, если они зовут их, если у женщины, которую зовут, нет менструации, или болезни, при которой близость может причинить ей вред, и если она не держит обязательный пост».
Аль-Мухалла, 10/40.
Это проклятие ограничивается случаями, когда муж остаётся сердитым на неё всю ночь. Но если он зовёт её, и она отказывается, и после этого он воздерживается от этой ночи, тогда она не проклята.
В-третих:
Сестра говорит в своём вопросе: «Тогда как на мужчине не лежит такая ответственность, даже если его отказ от близости вредит жене». Это также неправильно. Ислам запрещает причинять кому-либо вред, включая вред, причинённый жене мужем, который препятствует кормлению ребёнка грудью, или отрицает её право на близость и наслаждение.
В вопросе №10680 говорится в контексте обсуждения прав женщины на её мужа:
не причинять вред жене.
Это один из основных принципов Ислама. Потому что причинение другим вреда – харам даже по отношению к незнакомцам, и тем более в отношении жены.
Передано Убайдом ибн Аль-Саамитом, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постановил: «Не должно быть ни причинения вреда, ни ответного причинения вреда». (передано Ибн Маджахом, 2340).
Этот хадис классифицирован как сахих Имамом Ахмадом, Аль-Хакимом, Ибн Сала и другими. Смотрите Халасат аль-Бадр аль-Мунир, 2/438.
В ответе на вопрос №5971 говорится:
Не разрешено мужчине оставлять свою жену и таким образом вредить ему, кроме случаев нушоза (возмущения) и неповиновения. Но он не совершает греха, если не ложится с женой без намерения причинить ей вред, потому что потребность его и зависит от его желания, и он не может контролировать своё желание. Если он оставляет её, значит он грешник, потому что не должно быть никакого причинения вреда и ответного причинения вреда. И Аллах знает лучше.
В-четвёртых:
Сестра говорит в своём вопросе: «Он получает вознаграждение как за милостыню, если имеет близость с нею и наслаждается ею, а она не получает никакого вознаграждения, даже если делает это вопреки своему желанию».
Это также неправильно.
Скорее жена будет вознаграждена за интимные отношения так:
1 – Потому что она как вторая половинка, близнец мужчины в правилах и наградах, кроме случаев, когда оговорены исключения. Аллах говорит:
«Господь их ответил им: «Я не погублю деяния, совершённые любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других. А тем, которые переселились или были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты мучениям на Моём пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их злодеяния и введу их в Райские сады, в которых текут реки. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха – наилучшая награда».»
[Аль-Имран, 3:195]
2 – Есть причина, по которой муж награждается, и тот, кто является причиной для награждения другого, разделяет эту награду, без приуменьшения награды другого.
Передано Абу Дхаром, что некоторые из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О посланник Аллаха, богатые люди получат больше награды. Они молятся, как и мы, и постятся, как и мы, но они дают больше милостыни из излишков их богатства». Он сказал: «Не дал ли вам Аллах то, что может быть милостыней? Каждый тасбих (слова Субхан Аллах (Слава Аллаху)) – это милостыня. Каждый такбир (слова Аллаху Акбар (Аллах Велик)) – это милостыня. Каждая тахмида (слова Альхамдулиллях (Хвала Аллаху)) – это милостыня. Каждый таблих (слова Ля иляха иль Аллах (нет Бога кроме Аллаха)) – это милостыня. Наслаждение хорошим – это милостыня. Оставление плохого – это милостыня. Близость с женой – это милостыня».Они сказали: «О посланник Аллаха, если кто-то из нас удовлетворит желание, он будет награждён за это?». Он сказал: «Вы не видите, что если он сделает это запретным путём, то согрешит? Значит если он делает это дозволенным путём, он получит за это награду». (Передал Муслим, 1006).
Итак, жена будет награждена так же, как и её муж, так же как она грешит, если удовлетворяет свои желания запретным путём, так же, как и в случае с мужем.
Имам аль-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Фраза «Близость – это милостыня» – слово бад' (переведённое здесь как близость) может означать близость, или относится к интимным частям тела..
Это показывает, что дозволенные действия могут стать действиями поклонения, если есть искреннее намерение. Близость может быть актом поклонения, если за нею стоит намерение реализовать права жены, обращаться с ней по доброму, как приказал Аллах, растить праведное потомство, сохранять свою честь и честь жены, предохранять обоих партнёров от стремления к хараму или мыслей о хараме, и другие хорошие намерения.
В-пятых:
Сестра говорит в своём вопросе: «Если он расстраивает меня и унижает перед людьми, я должна примириться с этим и стараться ему угодить, иначе ангелы будут проклинать меня».
Это также неправильно. Проклятие касается случаев, когда женщина отказывается прийти в постель к мужу без уважительной причины, и если её муж остаётся злым на неё всю ночь – как было объяснено выше.
Но если муж унижает её, он без сомнения совершает этим грех, и Шариат разрешает ей ответить ему соответственно его поведения.
Аллах говорит:
«Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо».
[аль-Шура 42:41]
- то есть на них нет греха.
Слово «тем» здесь имеет общее значение и включает женщин тоже.
Или же если она терпеливо выносит грубые слова и плохое обращение, добиваясь награды Аллаха, она получит ещё большую награду.
Итак, что должен делать муж, так это быть в мире с женой и стараться угодить ей, и никак иначе. Если человек поступает неправильно, частью его покаяния должна быть попытка угодить тому, кого он обидел, с извинениями и мягкими словами.
В-шестых:
Сестра говорит: «И конечно же я не имею права на своё мнение, отличающееся от его мнения, и права что-то доказывать ему, и если я потеряю самообладание, мне нет прощения».
Это неправильно. Разрешено жене убеждать мужа и иметь разное с ним мнение, но она не имеет права не слушаться его – даже если не согласна с этим – до тех пор, пока он не приказывает ей согрешить, потому что не должно быть послушания в том, что ведёт к непослушанию по отношению к Творцу. Это часть кивамы (роли защитника и охранника), которую Аллах дал мужу в ответ на обязанность содержать жену, защищать её и заботиться о ней.
Аллах сказал:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества».
[аль-Ниса 4:34]
Передано, что женщины сахабов вели с ними обсуждения и дискуссии, и действительно это та манера, которой Матери Правоверных (то есть жены Пророка) вели себя с нашим Пророком (мир ему и благословение Аллаха), тогда как Умар ибн аль-Хаттаб сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Мы, курайшиты, привыкли контролировать своих женщин, но когда мы пришли к ансарам, то обнаружили, что там были люди, которых контролировали их жены. И наши женщины начали перенимать поведение женщин ансаров. Я разозлился на свою жену, и она стала спорить со мной, а мне это не нравилось. Она сказала: «Почему ты возражаешь против того, что я спорю с тобой? Клянусь, жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спорят с ним…» (Передано Бухари, 4895; Муслим, 1479).
Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал, обсуждая уроки, извлечённые из хадисов:
«Это показывает, что грубость к женщине заслуживает порицания, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял манеру ансаров с их женщинами и отказался от манеры его людей». (Фас аль-Баари, 9/291)
Относительно того, что сказала сестра об отсутствии прощения за любую потерю самообладания и гнева, это совершенно неправильно, потому что есть некоторые виды гнева, за которые человек не будет осужден, если он не говорит в гневе и не идёт на поводу у своего гнева, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах простит мою умму за то, что приходит им в голову, пока они не начинают говорить об этом или действовать согласно этому». И бывает так, что человек не может ничего поделать из-за сильного гнева и т.д., который выходит из-под его контроля.
В конце суры Аль-Бакара приведено дуа для верующих (интерпретация значения):
«Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу».
[аль-Бакара 2:286]
И доказано в Сунне, что Аллах отвечал на эту дуа и сказал: «Я сделаю это».
В-седьмых:
Сестра сказала в её вопросе: «Как вы сказали в своей фатве, награда за коллективную молитву – только для мужчин, а не для женщин».
Это также неправильно. Скорее мы сказали, основываясь на хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что 27-кратная награда только для мужчин, потому что только им предписана коллективная молитва, а не женщинам. Коллективная молитва для женщин – это мустахаба, но мы не уверены, что женщины получат 27-кратную награду за неё. Женщинам разрешается посещать молитвы в мечети, и не разрешено мужчинам препятствовать этому. Если они идут и молятся вместе с мужчинами, они разделяют их награду за коллективную молитву.
Однако, согласно достоверному хадису, если женщина молится в своём доме, это лучше, чем награда за молитву в мечети.
Передано Ибн Умаром, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не препятствуйте женщинам посещать мечети, хоть их дома лучше для них». (Передано Абу Даудом, 567; Ахмадом, 5445 – эта версия передана Ахмадом).
Абд аль-Азим Абаади сказал:
««Их дома лучше для них» означает, что молиться в своих домах – лучше для них, чем молиться в мечети, если бы только они знали это, но они не знают этого, и просят пойти в мечеть, и думают, что за посещение мечети награда больше. Причина, по которой молиться дома для них лучше – это безопасность от фитны (искушений). Это правило даже более необходимо по причине табарудж (выставления напоказ) и украшательства, которые сейчас распространены среди женщин.» (Авн аль-Мабуд, 2/193).
В-восьмых:
Сестра говорит в своём вопросе: «Такой удел мусульманки, если она совершает благие деяния и свои обязательства? Если она избегает грехов, она не добивается никакого преимущества, а если оступается, становится одной из проклятых и лишается милости Аллаха, и приравнивается к проклятому Иблису?»
Это плохое мнение об Аллахе, и то, что вы сказали, совершенно неправильно.
Аллах говорит:
«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали».
[Аль-Нахль 16:97]
«Господь их ответил им: «Я не погублю деяния, совершённые любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других. А тем, которые переселились или были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты мучениям на Моём пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их злодеяния и введу их в Райские сады, в которых текут реки. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха – наилучшая награда».»
[Аль-Имран 3:195]
«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду».
[Аль-Азхаб 33:35]
Относительно слов сестры, что если она оступается, она приравнивается к Иблису – это преувеличение, и нет в нём нужды; и это неприемлемое сравнение, потому что проклятие Аллаха к Иблису является вечным, и не будет принято его раскаяние, и это не может сравниваться со случаем с мусульманином, который верит в Аллаха и поклоняется Ему, но совершает какие-то значительные грехи.
Ясные аяты и слова, которые мы процитировали, достаточны для объяснения ошибок в том, что вы сказали. Мы просим Аллаха помочь вам понимать Ислам правильно и сделать вас стойкой в следовании добру и верному руководству.
И в завершении нашего ответа не забудем похвалить сестру за её откровенность в вопросе о сомнениях по поводу некоторых Исламских принципов, которые шайтан подкинул ей в сердце, и которые, если бы она держала их в себе, могли бы повредить её религиозным обязанностям и породить васвас (нашептывания шайтана), который мог бы причинить большие беды в её жизни. Задавание подобных вопросов прогоняют смятение и сомнения из сердца.
Но когда задаются подобные вопросы, это следует делать в более подходящем тоне, и спрашивать о мудрости Аллаха в том, что Он предписал. Задающему вопрос следует избегать всего, что может быть воспринято как возражение против правил, потому что человеческий разум не способен постигнуть величину мудрости Аллаха и Широту Его щедрости к Его созданиям.
Мы также ценим принятие и покорность сестры законам Аллаха, как она говорит: «Если это то, что предписал Аллах, мы послушаем и подчинимся, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха». Так и положено верующему.
Мы просим Аллаха сделать нас стойкими в следовании Его религии, и направлять нас.
И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид
http://islam-qa.com/ar/ref/40405
www.muslimka.ru