Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха.
158. Воистину, ас-Сафа и аль-Марва –одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малоепаломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А есликто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах – Признательный,Знающий.
Всевышний поведал о том, что известныехолмы ас-Сафа и аль-Марва являются обрядовыми знамениями Аллаха, укоторых рабы поклоняются своему Господу. А поскольку они являютсяобрядовыми знамениями Аллаха, Всевышний Аллах повелел почитать ивозвеличивать их, ведь почтительное отношение к обрядовым знамениямАллаха свидетельствует о богобоязненности человека.
Исповедовать богобоязненность обязанывсе люди и джинны, а это значит, что пробежка между этими двумя холмамиявляется обязательным предписанием хаджа и малого паломничества. Этогомнения придерживается большинство мусульманских богословов. В пользуэтого мнения также свидетельствуют достоверные хадисы и выполнениеэтого обряда самим Пророком Мухаммадом, который сказал: «Учитесь у менясвоим обрядам».
Затем Всевышний Аллах опровергошибочное суждение некоторых мусульман, которые опасались совершатьпробежку между этими двумя холмами, потому что возле них язычникипоклонялись своим идолам во времена невежества. Аллах сообщил, чтосовершающий пробежку между холмами не совершает греха, только для того,чтобы опровергнуть подобное ошибочное предположение, а не для того,чтобы подчеркнуть необязательность этого предписания.
Из этого откровения с конкретнымсмыслом следует, что человек не совершает греха, если обходит междухолмами ас-Сафа и аль-Марва во время хаджа и малого паломничества,однако обходить между этими холлмами в другое время не следует. В этом заключается отличие междупробежкой между холмами и обходом вокруг Каабы, который можно совершатьне только во время хаджа и малого паломничество, но и в остальное времяв качестве самостоятельного обряда поклонения.
Что же касается пробежки между холмами,стояния в долине Арафат, ночевки в долине Муздалифа и бросания камешек,то эти обряды поклонения являются составной частью паломничества, исовершение этих обрядов при других обстоятельствах является ересью,поскольку ересь бывает двух видов: когда человек выполняет обрядпоклонения, который вообще отсутствует в мусульманском шариате, и когдачеловек выполняет обряд поклонения, узаконенный шариатом в определеннойформе, в совершенно другой форме. В данном случае речь идет о последнемвиде еретических новшеств.
Затем Всевышний Аллах сообщил, что есличеловек искренне ради своего Господа совершает хадж или малоепаломничество, обходит вокруг Каабы или совершает намаз, соблюдает постили совершает прочие добрые поступки, то это непременно пойдет ему напользу. Из этого следует, что если человек начинает лучше повиноватьсяАллаху, то он становится более совершенным и благочестивым иподнимается на более высокую ступень перед Аллахом. А объясняется этотем, что усиливается его вера.
Всевышний отметил, что добровольныепоступки должны быть добрыми. Если же человек совершает еретическиеновшества, которые не приказывали совершать Аллах и Его посланник, тоон доставляет себе хлопоты, которые не принесут ему никакой пользы.Более того, они могут принести ему вред, если он совершает подобныепоступки, заведомо зная, что они противоречат мусульманскому шариату.
Затем Всевышний Аллах упомянул о своихпрекрасных именах Благодарный и Знающий. У Аллаха также есть прекрасноеимя Признательный. Эти имена означают, что Аллах принимает от Своихрабов даже самые незначительные благодеяния и одаряет их великимвознаграждением. Он помогает Своим рабам, если они пытаются выполнятьЕго повеления и покоряться Его воле. Он восхваляет их за покорность,расширяет их сердца, заполняет их души светом и верой, одаряет их теласилой и активностью, благословляет и приумножает их прекрасные качестваи делает их поступки более праведными, а затем представляет их поступкик награде в Последней жизни, которую они получат сполна возле своегоГоспода. Он не станет умалять их значимости за то, что помог верующимсовершить эти благодеяния.
Благодарность Аллаха Своим рабам такжепроявляется в том, что если человек отказывается от чего-либо радиАллаха, то взамен он получает гораздо большее. Если он приближается к Аллаху на одну пядь, то Аллахприближается к нему на один локоть. Если он приближается к Аллаху наодин локоть, то Аллах приближается к нему на сажень. Если он идетнавстречу Аллаху шагом, то Аллах устремляется к нему бегом. Если же онтрудится ради Аллаха, то получает вознаграждение во многократномразмере.
Будучи благодарным и всезнающимГосподом, Всевышний Аллах знает, чьи намерения, вера и богобоязненностьзаслуживают самого совершенного вознаграждения, и отличает их от всехостальных рабов. Он прекрасно осведомлен о деяниях рабов и не дает импропасть. Напротив, каждый из них найдет свои деяния, собранными наосновании намерений, которые были известны мудрому и ведающему Творцу.
СУРА "АЛЬ-БАКАРА"("КОРОВА")
Тафсир Шейха Ас-Саади