Желательность соблюдения поста в День Тасу’а наряду с днём ‘Ашура.
Вопрос № 21785: Желательность соблюдения поста в День Тасу’а наряду с днём ‘Ашура.
Уменя есть желание в этом году поститься в День ‘Ашура, и некоторые людисообщили мне, что сунной является поститься наряду с Днём ‘Ашура еще идень до него (День Таcу’а). Передаётся ли, что Пророк (да благословитего Аллах!) указывал на это?
Ответ:
Вся хвала принадлежит Аллаху!
Сообщается,что ‘Абд Аллах б. ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом!)сказал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) соблюдалпост в День ‘Ашура и повелел поститься нам, ему сказали:"О Посланник Аллаха, но ведь этот День почитают также иудеи ихристиане”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал:«В следующем году, если соизволит Аллах, будем соблюдать пост еще идевятый день!» Однако не наступил еще следующий год, как ПосланникАллаха (мир ему и благословение!) скончался» (Муслим, № 1916).
Аш-Шафи’и,его последователи, также Ахмад, Исхак и другие говорили, что желательнопоститься девятого и десятого числа вместе, потому что Пророк (мир емуи благословение Аллаха!) постился десятого и собирался поститься еще идевятого.
В соответствие с этим, пост ‘Ашура имеет разные степени достоинства.Наименьшая из них – это когда соблюдают пост только в этот день.Степенью выше – соблюдение поста девятого числа вместе с Днём ‘Ашура. Все увеличения поста в месяце Мухаррам достойней и блаженней.
Если Вас интересует мудрость (хикмат) соблюдения поста девятого числа вместе с десятым, то ответ будет таким:
Ан-Навави (да помилует его Аллах!) сказал:
«Ученые,– как наши товарищи, так и другие, – упомянули, что мудростьжелательности поста в День Тасу’а обусловлена следующими целями:
Первой целью было отличить [нас] от иудеев, которые ограничиваются лишь десятым числом. Об это сообщает Ибн ‘Аббас…
Второйцелью было соединение [поста] Дня ‘Ашура с постом [другого дня], как вслучае с запретом на соблюдение поста только в пятницу [, бездополнительного соблюдения поста в день предшествующий пятнице, или вдень после неё]…
Третьей целью было не упустить пост десятогочисла, при плохой видимости луны [месяца Мухаррам], и её невернойидентификации, [что допускает возможность] назначения девятого числа надень, который на самом деле будет десятым»
Наиболее весомая из этих категорий – это отличие от людей писания. Шейх уль-Ислам Ибн Таймийа (да помилует его Аллах!) сказал: «Пророк(мир ему и благословение Аллаха!) запретил уподобление людям Писания(ташаббух би-ахли-ль-Китаб) в большом количестве хадисов, среди них… оДне ‘Ашура: "Если я доживу до следующего [года], то буду поститьсядевятый день”».
«аль-Фатава аль-кубра», Т. 6.
В комментариях к хадису «Если доживу до следующего …», Ибн Хаджар (да помилует его Аллах!) пишет: «То,что он собирался соблюдать пост девятого числа не значит, что онсобирался ограничиться этим, наоборот, он собирался соединить этот постс постом десятого числа. Это могло быть вызвано тем, что он опасалсяупустить фактическое наступление десятого числа, или же он решил такпоступить в целях расхождения с [обычаем] иудеев и христиан. Наиболееправильным, конечно же, является последнее, так как на него указываютнекоторые риваяты (сообщения) Муслима».
«Фатх аль-Бари», 4 / 245.