Десятое Зуль-Хиджжа – это день, в который начинается совершение праздничного Жертвоприношения (Удхия)
День Жертвоприношения один из самых великих дней в году, о чем сообщил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Величайшим днем перед Аллахом является день Жертвоприношения, а затем день, следующий за ним!°°°»Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким. Шейх аль-Альбани и
шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» 1064,"аль-Джами’ ас-сахих” 2/328.
Всевышний Аллах сказал: «И в качестве обряда, предписанного Аллахом, установили Мы для вас принесение в жертву животных. Для вас в этом польза» (Хадж, 36).
Всевышний и Всемогущий Аллах также сказал: «Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» (аль-Каусар 108: 2).
Хасан аль-Басри о значении этого аята говорил: "Соверши ради Господа своего праздничную молитву (‘Ид) и заколи жертвенное животное (Удхия)!” См. "Тафсир аль-Къуран аль-‘Азиз” 5/168.
Совершениепраздничного Жертвоприношение является весьма похвальным и желательнымвидом поклонения, особенно для того, кто обладает возможностью. Ибн‘Аббас сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пробыл в Медине десять лет, на протяжении которых он совершал Удхия”. Ахмад, ат-Тирмизи. Хадис хороший. См. "Фатхуль-Бари” 13/65, "Тухфатуль-ахуази” 5/96.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: "ПосланникАллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Удхия на протяжениивсей своей жизни, и неизвестно, чтобы он оставлял Удхия хоть раз. И онпобуждал к его совершению, и не следует мусульманину, имеющему достатокоставлять его совершение!” См. "аль-Изтискар” 15/163.
Время совершения праздничного Жертвоприношения
Удхияимеет строго установленное время, которое начинается после праздничноймолитвы и проповеди в День Жертвоприношения (десятое Зуль-Хиджа).Жертвоприношение того, кто совершил Удхия до праздничной молитвы,является недействительным. Посланник Аллаха (мир ему и благословениеАллаха) сказал: «Помолившийся подобно нам и совершившийжертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, ктопринесет жертву до праздничной молитвы, то это будет до молитвы, и онне совершил Жертвоприношение». аль-Бухари 955.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: "Единогласны все в том, что Удхия не дозволено совершать перед восходом солнца в день Жертвоприношения!” См. «аль-Иджма’» 78.
Еслиже мусульмане проживают в стране, где не совершают праздничную молитву,то им следует совершать Жертвоприношения примерно через час послевосхода солнца. Причина этого в том, что время Жертвоприношениянаступает с момента восхода солнца на высоту копья над горизонтом(ад-Духа), но также к этому следует добавить период совершенияпраздничной молитвы и произнесения после нее проповеди (хутба), что какраз примерно и составит час. См. "аль-Муфассаль фи ахкам аль-Удхия” 153.
Условия, предъявляемые в отношении жертвенных животных
Жертвенноеживотное должно достигать определенного возраста. Сообщается отДжабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если жеэто станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец ввозрасте от шести месяцев». Муслим 1963.
Имам ан-Науауи сказал: "Вэтом хадисе указание на то, что животное, не достигшее определенноговозраста, не дозволено закалывать в качестве праздничногоЖертвоприношения, исключением чего является баран”. См. "Шарх Сахих Муслим” 5/101.
Чтоже касается возраста жертвенных животных, то известно, что минимальныйвозраст для верблюда – от пяти лет, для быка и коровы – от двух лет, адля козла и овцы – от одного года. См. "аль-Мудаууана” 2/12,"аль-Мабсут” 9/12, "аль-Мугъни” 9/348, "аль-Хауи” 19/29.
Чтоже касается именно баранов и овец, то шариат сделал для них исключениеи дозволил приносить в жертву животное, не достигшее одного года, еслионо крупное. См. "аль-Асар” 63.
Такжежертвенное животное должно быть лишено дефектов, делающих животноенепригодным для Жертвоприношения Передают, что аль-Бара ибн ‘Азибрассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословениеАллаха) сказал: «Не дозволено приносить в качествеЖертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъянкоторого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромоеживотное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабостькоторого очевидна». Ахмад 4/284, Абу Дауд 2802,ат-Тирмизи 1/283. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким иаль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: "Относительноэтих четырех дефектов все ученые единогласны, я не знаю никакихразногласий относительно этого. Также известно, что все, входящее вподобный смысл, тоже имеет к этому отношение. Если не дозволеноодноглазое животное, то слепое не дозволено тем более. Или если недозволено хромое, то безногое тем более. Все это ясно и известно, и нетотносительно этого разногласий”. См. "Фатх аль-Малик” 7/16.
Чтоже касается дефектов, не упомянутых в этом хадисе, как напримеротрезанное или оторванное ухо или сломанный рог и т.д. то это не делаетживотное не пригодным, однако это не желательно. Что же касаетсякастрированных животных, то это не является дефектом вообще, ибобараны, которых приносил в жертву пророк (мир ему и благословениеАллаха), были кастрированные.
°°°. «Файдуль-Къадир шарх аль-Джами’ ас-сагъир» ‘Абдур-Рауф аль-Мунауи.