Искренние советы отправляющимся в хадж
Искренние советы отправляющимся в хадж
Ниже я привожу полезные советы и наставления нашим братьям-паломникам, отправляющимся в хадж:
• Первое:
Паломник должен быть богобоязненным и прилагать все свои силы, чтобы не впасть в то, что запре-тил ему Аллаh, поскольку Всевышний сказал:
???? ???? ??????? ??? ??? ???? ???? ??? ??? ??? ???? ??? ???? ?? ????
«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (сура ''Корова'', аят 197).
Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит хадж (ради Аллаhа), не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать». Таким образом, если паломник поступит так, как ему велено Аллаhом и пророком, да благословит его Аллаh и приветствует, то его хадж будет благословенным и принятым Аллаhом (хадж мабрур). Что же касается благословенного хаджа, то посланник Аллаhа, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, о нем сказал так: «Нет иного воздаяния за благословенный хадж, кроме Рая»(1).
Исходя из вышеизложенного, необходимо предостеречь паломников от того, что постигло некоторых из них из-за своего невежества либо заблуждения:
а) придание Всевышнему Аллаhу сотоварищей
Мы видели многих паломников, которые впадают в многобожие (ширк). Например, они обращаются за помощью не к Аллаhу, а к мертвым из числа пророков и праведников, взывают с мольбами к ним, а не к Аллаhу, приносят им клятвы и обеты, возвеличивая и почитая их. Тем самым они делают недействительным свой хадж, ведь Всевышний сказал:
??? ????? ?????? ????
«Если ты станешь приобщать (Аллаhу) сотоварищей, то тщетными будут твои деяния» (сура ''Толпы'', аят 65).
б) сбривание бороды
Это деяние относится к нечестию (фискъ), и оно содержит в себе четыре противоречия Шариату, которые упомянуты в первоисточнике данной книги.
в) ношение мужчинами золотых колец
Это деяние согласно Шариату строго запрещено (харам). Ношение тех видов колец, которые называются сегодня «обручальными», делает это деяние еще более тяжким, ибо в этом содержится уподобление христианам.
• Второе:
Каждому паломнику, который не гонит с собой жертвенное животное(2), следует вознамериться со-вершить хадж ат-таматту’, поскольку, во-первых, это было последним велением пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, своим сподвижникам, во-вторых, он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, разгневался на тех сподвижников, которые не поспешили выполнить его веле-ние и прервать свой хадж в пользу ‘умры, и, в-третьих, он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, сказал: «’Умра вошла в хадж вплоть до Дня Воскресения». Когда один из сподвижников спросил его: «Этот прерванный нами хадж в пользу ‘умры предписан нам только в нынешнем году или навсегда?», – посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сцепил пальцы рук и сказал: «’Умра вошла в хадж вплоть до Дня Воскресения, и это (предписано вам) на вечные времена, на вечные времена»(3). По этой причине посланник Аллаhа, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, приказал Фатиме и своим женам, да будет доволен ими всеми Аллаh, выйти из состояния ихрама после совершения ‘умры для совершения хаджа. Именно поэтому Ибн ‘Аббас говорил: «Тот, кто совершил обход Ка’бы, выходит из состояния ихрама. Такова Сунна вашего пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, даже если вы не желаете (так поступать)»(4).
Таким образом, каждый паломник, который не пригнал с собой жертвенное животное, должен произнести тальбию для совершения ‘умры в один из трех месяцев хаджа. Что же касается того, кто произнес тальбию для совершения хаджа аль-ифрад или аль-кыран, а затем он узнал о велении посланника, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, прервать хадж в пользу ‘умры, то ему следует поспешить выполнить приказ пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, даже если он уже прибыл в Мекку, совершив обход Ка’бы и ритуальное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой. Таким образом, он должен выйти из состояния ихрама, а в день ат-тарвия, 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа, он произносит тальбию для совершения хаджа.
?? ???? ????? ????? ???????? ??? ??????? ??? ????? ??? ??????
«О, те, которые уверовали! Отвечайте Аллаhу и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь». (Сура "Добыча", аят 24)(5).
• Третье:
Остерегайся пропустить ночевку в Мине перед отправлением на ’Арафат, поскольку она обязатель-на (ваджиб). Так поступил посланник Аллаhа, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, и он это приказал, сказав: «Берите от меня ваши обряды…».
Также тебе следует ночевать в Муздалифе, пока не совершишь (в ней) рассветный намаз. Если же ты пропустишь ночевку в Муздалифе, то непременно соверши в ней рассветный намаз, поскольку это является обязательным (ваджиб). Более того, это является одним из столпов хаджа (рукн) согласно наиболее вескому мнению исследователей-богословов. Исключение делается лишь для женщин и слабых людей, которым разрешено уезжать из Муздалифы по прошествии половины ночи, о чем речь пойдет далее.
• Четвертое:
Приложи все свои силы, чтобы не пройти ни перед одним из молящихся в Заповедной Мечети (аль-Масджид аль-Харам), не говоря уже о других мечетях, поскольку пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся знал какой (грех) он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок было бы лучше для него, чем пройти перед ним!».
Этот хадис носит всеобщий характер, и он касается каждого проходящего и молящегося. Здесь следует отметить, что хадис, в котором говорится об исключении для проходящего (перед молящимся) в Заповедной Мечети, не является достоверным. Также паломнику следует молиться как в этой, так и в других мечетях, отгородившись какой-либо преградой (сутра), о чем передается во многих хадисах. Кроме того, об этом говорится в преданиях о некоторых сподвижниках, приведенных в первоисточнике данной книги.
• Пятое:
Почтенные и уважаемые ученые, встречаясь с паломниками, должны обучать их обрядам хаджа и его правилам, соответствующим Къуръану и Сунне. В то же время это не должно отвлекать их от призыва к единобожию, являющемуся основой Исляма, ради которой были отправлены посланники и ниспосланы Священные Писания. Мы увидели, что многие из встречавшихся нам паломников, среди которых были даже те, кто относил себя к когорте ученых, находились в абсолютном неведении о сути единобожия и его виде. Также мы увидели, что многие паломники проявляют полную беспечность в отношении необходимости возвращения мусульман – несмотря на их различные мазhабы и множество группировок – к единому слову и сплоченности, основанному на Къуръане и Сунне, в вопросах вероубеждения, правовых суждений, общественных взаимоотношений, нравственности, политики, экономики и других сфер жизни. Они должны помнить, что любой взывающий глас и любая реформаторская деятельность, не опирающаяся на эту истинную основу и этот Прямой Путь, обречена на провал, и мусульмане не пожнут никаких плодов, кроме раскола и слабости, позора и унижения. Реалии сегодняшнего дня наилучший тому свидетель. И лишь к Аллаhу мы взываем о помощи!
Нет ничего страшного в том, чтобы в период хаджа вести полемику тем, что лучше, поскольку за-претны во время хаджа лишь те споры, которые ведутся с помощью лжи, а это, в свою очередь, запретно не только в хадже, как, например, проявление нечестия (фискъ), которое также запрещено во время хаджа. Однако это не относится к той полемике, которую приказано вести, исходя из следующих слов Всевышнего:
??? ??? ???? ??? ??????? ???????? ?????? ??????? ????? ?? ????
«Призывай к пути Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом!» (сура ''Пчелы'', аят 125).
Вместе с тем призывающий должен знать, что если он заметит бесполезность ведения полемики с оппонентом, поскольку тот слепо придерживается своего мазhаба либо мнения, и что если он продолжит с ним спор, то это, возможно, приведет к недозволенным вещам, то лучше оставить спор с оппонентом, следуя хадису пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа: “Я гарантирую дом в окрестностях Рая тому, кто оставит спор, даже будучи правым”(6).
_______________________________________________________________________________________________________________________________ ____
(1) - Этот хадис, переданный Абу Хурейрой, да будет доволен им Аллаh, привели аль-Бухари, Муслим и другие (мухаддисы). Цепочки передатчиков и источники этого хадиса приведены в «Сильсилят аль-ахадис ас-Сахиха» (№ 1200) и в «Ирва аль-Гъалиль» (№ 769).
(2) - Как обычно и происходит с большинством паломников в наше время. Довольно редко увидишь, чтобы кто-нибудь из них гнал свое жертвенное животное из дома, как это сделал пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа. Конечно же, тот паломник, кто поступает так, как сделал пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, не заслуживает порицания. Однако, что касается того паломника, который не гонит с собой жертвенное животное и при этом вознамерился совершить хадж аль-кыран либо аль-ифрад, то он противоречит поступку пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа, и его приказу, даже если люди не желают этого, о чем сказал Ибн ‘Аббас. См. «Сахих Муслим» (4/58) и «Муснад» имама Ахмада (1/278 и 342).
(3) - См. «Сахих Аби Давуд» (1787 и 1905).
(4) - Говоря это, он опирался на слова пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаhа: «Поистине, Аллаh ввел ‘умру в этот ваш хадж. Поэтому, когда вы прибудете (в Мекку), то совершивший обход Ка’бы и (ритуальное прохождение) между ас-Сафой и аль-Марвой, выходит из состояния ихрама, за исключением того, кто пригнал с собой жертвенное животное». См. «Сахих Аби Давуд» (1801).
(5) - Этому (суждению) вовсе не противоречат передающиеся от ‘Умара и других сподвижников сообщения, в которых говорится о том, что они считали хадж аль-ифрад более предпочтительным. Этот вопрос я разъяснил в первоисточнике данной книги. Спустя некоторое время я увидел, что шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа истолковал этот вопрос следующим образом: он (т.е. ‘Умар бин аль-Хаттаб – прим. переводчика) имел в виду совершение только ‘умры за одну поездку, а совершение хаджа – за другую поездку. Более подробно см. «Маджму’ аль-Фатава» (том 26), поскольку эта тема важна.
(6) - Это хороший хадис. Полностью он приведен в книге «Сахих аль-джами ас-сагъир» (№ 1477).
Мухаммад Насыруддин аль-Альбани