Можно ли произносить икамат для молитвы сидя, если человек может встать?
Вся хвала Аллаху.
Сунной для того, кто произносит азан и игамат на молитву, является сделать это стоя. Это то, как поступали люди во времена Пророка (мир ему и благословения Аллаха) и до сегодняшнего дня. Тот, кто дает азан сидя или дает игамат сидя без оправдания, тот совершил плохое действие и вышел против сунны.
Это вопрос, в котором ученые имеют единогласное мнение, и нет разногласий между ними.
Сказано в аль-Маусуа аль-Фикхия (6/11):
«Факихи единогласны в том, что мустахаб тому, кто читает игамат на молитву сделать это стоя и макрух делать это сидя без оправдания, но если есть оправдание, то нет ничего неправильного в этом… также макрух давать игамат во время ходьбы или на лошади во время путешествия или иным образом без причины»
Также сказано в аль-Маусуа аль-Фикхия (15/264):
Произнесение азана или игамата сидя:
Факихи единогласны в том, что макрух для муадзина давать азан сидя, кроме как в случае оправдания, или если он дает азан для себя, как сказали Ханафиты и Маликиты, потому что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) приказал Билялю встать, когда сказал: «Поднимись и призови к молитве».
Муадзины Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) давали азан стоя. Так как при этом голос распространяется дальше, и давать азан и игамат сидя противоречит принятой практике.
Из Ханбалитов, ибн Хамид сказал: Если он даст азан сидя, то это недействительное действие. Это было мнением шейха Такий ад-Дина, который сказал, что азан, который был дан сидя, не принимается. И Абуль-Бага передал, что необходимо повторить азан, если он был дан сидя.
В случае, если у человека есть оправдание, то нет ничего неправильного в том, чтобы он дал азан сидя. Аль-Хасан ибн Мухаммад аль-Абди сказал: «Я видел Абу Зейда, Сподвижника Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) и его ноги были повреждены (в джихаде) на пути Аллаха, и он давал азан сидя».
Сунной является стоять на месте, а не ходить во время игамата, и давать игамат в месте совершения молитвы, чтобы не было паузы между игаматом и началом молитвы, так как игамат это объявление о начале молитвы. Поэтому следует начать молитву сразу после прочтения игамата».
Абдуллах ибн аль-Имам Ахмад сказал в Масаиль (61/220): Я спросил своего отца: Может ли человек ходить во время произнесения игамата? Он ответил: Я предпочел бы, чтобы он оставался на месте».
Исхаг ибн Рахайва сказал: Что касается муадзина, то когда он произносит игамат, и если он является имамом, он не должен ходить во время игамата, пока не завершит произносить его.
Масаиль аль-Имам Ахмад ва Исхаг, 2/836
И Аллаху известно лучше.