О том, что человек не обязан посещать мечеть для выполнения коллективной молитвы в морозную и дождливую погоду

 

Передается от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что в один из дождливых дней он сказал муаззину: “После того, как произнесешь слова «Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах», не говори: «Хайя ‘аля-ссаля» (спешите на молитву), а скажи: «Саллю фи буютикум» (совершите молитву в своих домах)”. Когда же ему показалось, что люди не одобряют его поступок, он сказал: “Так поступил тот, кто был лучше меня (пророк). Поистине пятничная молитва обязательна, но я не хотел вас обременять, так как вам пришлось бы ходить по грязи и слякоти”. аль-Бухари 901, Муслим 699.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “«Поистине пятничная молитва обязательна» то есть: если бы я дал сказать муаззину “Спешите на молитву”, то услышавшие эти слова непременно отправились бы на молитву под дождь, что было бы обременительным для них. Поэтому я повелел ему сказать вместо этих слов «совершайте молитву в своих домах», дабы вы знали, что дождь является одним из оснований, для облегчения обязательного предписания”. См. «Фатх аль-Бари» 2/447.

Передается от Нафи’а, что он сказал: “Однажды Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) возвестил призыв на молитву в Даджнане, а потом сказал: «Совершите молитву в своих жилищах». Затем он поведал нам, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в морозные и дождливые дни повелевал муаззину в конце призыва на молитву говорить: «Аля саллю фи-ррихаль» (Совершите молитву в жилищах)”. аль-Бухари 632, Муслим 697.

Передается от Усамы ибн ‘Умайра (да будет доволен им Аллах), что он сказал: “Мы были вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) при Худайбии, и нас настиг дождь, от которого даже низы наших сандалий не намочились. И воззвал муаззин посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) со словами: «Совершите молитву в своих жилищах». Ахмад 5/74-75, Абу Дауд 1059, Ибн Хиббан 2083. Имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

В версии хадиса Абу Дауда сказано, что это был пятничный день.

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были в пути, пошел дождь, и он сказал: «Пусть кто из вас желает, совершит молитву у себя на месте»”. Муслим 698.

Этот хадис привел также и Ибн Хиббан № 2082 и назвал главу так: «Разъяснение того, что веление совершать молитву в своих домах не категоричное, а указание на дозволенность этого».

Упомянутые хадисы указывают на дозволенность оставления коллективной молитвы приемлемой с точки зрения шариата по причине. Об этом сказал аль-‘Иракъи в «Тарх ат-тасриб» 2/318, а затем продолжил: “Ибн Батталь сказал: «Ученые единогласно сошлись во мнении о том, что оставление коллективной молитвы во время сильного дождя, ветра и т.п. является дозволенным»”.

Однако приведенный ранее хадис опровергает то мнение, что оставление посещения коллективных молитв дозволено только при наличии сильного дождя. Усама ибн ‘Умайра рассказывал: “Мы были вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) при Худайбии, и нас настиг дождь, от которого даже низы наших сандалий не намочились. И воззвал призывающий посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) со словами «Совершите молитву в своих жилищах». Ахмад 5/74-75, Абу Дауд № 1057, Ибн Хиббан № 2083. Имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Имам Ибн Хиббан использовал этот хадис в качестве довода на то, что на мелкий и большой дождь распространяется действие одних и тех же установлений. И он назвал главу, в которой привел этот хадис следующим образом: «Разъяснение того, что на мелкий дождь, даже если он и не причиняет неудобство, распространяется действие установлений касающихся сильного дождя, причиняющего неудобство». См. “Сахих Ибн Хиббан” 5/438.

Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби, упомянув некоторые вышеупомянутые хадисы, сказал: “Из очевидного смысла этих хадисов следует, что дозволено оставлять коллективную молитву при наличии затруднения, по причине дождя, ветра, мороза, и всего, что ставит человека в трудное положение, будь это в пути или на постоянном месте жительства”. См. «аль-Муфхим» 3/1218.

Веление совершить молитву дома носит выборочный характер, и не является обязательным. 

См. «Фатх аль-Бари» 2/157.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика