ИЛЬМ УСУЛЬ АЛЬ ФИКХ

ИЛЬМ УСУЛЬ АЛЬ ФИКХ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

I. Усуль аль-фикх

II. История развития усуль аль-фикх

III. Методы и особенности усуль аль-фикх

IV. Произведения усуль аль-фикх

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Основные доводы

 

I. ПЕРВЫЙ ДОВОД: КНИГА (КОРАН)

II. ВТОРОЙ ДОВОД: СУННА

III. ТРЕТИЙ ДОВОД: АЛЬ-ИДЖМ?’

IV. ЧЕТВЕРТЫЙ ДОВОД: КЫЙАС

 

ГЛАВА ВТОРАЯ. Производные доводы аль-адиллат аль-фар’ийя

 

III. Независимые полезные действия или стремление к пользе. Аль-мас?лих аль-мурсала ау аль-истисл?х.

IV. Обычное право (аль-‘урф), традиция (аль-‘?дат) и привычка (ат-та’?мул)

V. Высказывания (фетвы) сподвижников

VI. Прошлые шариаты шар’ мин каблина

VII. Поводы (средства) аз-зар?йи’

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ШАРИАТСКИЕ НОРМЫ. АЛЬ-АХК?М АШ-ШАР’ИЙЯ

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Устанавливающий нормы (аль-хаким)

ГЛАВА ВТОРАЯ. Норма аль-хукм

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Обязанный исполнять нормы шариата. Аль-мукаллаф

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРАВИЛА СЛОВЕСНОГО МЕТОДА

 

ГЛАВА ВТОРАЯ. Выражения с ясным и скрытым смыслом

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Выражения, изменяющие смысл в зависимости от места применения и обстоятельств

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Выражения по их признакам

ГЛАВА ПЯТАЯ. Пояснение и частицы (аль-байан ва аль-адат)

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОТИВОРЕЧИЕ ДОВОДОВ (ТА’?РУД АЛЬ-АДИЛЛА)

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ.Значение и сущность противоречия (та’аруд):

ГЛАВА ВТОРАЯ. Пути устранения противоречий

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. СМЫСЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЦЕЛИ ШАРИАТА

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Смысл законодательства (Хикмат ат-ташри’)

ГЛАВА ВТОРАЯ. I. Цели Законодателя (Макасид аш-Шари’)

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. аль-Иджтих?д, ат-Тахридж, ат-Таклид, ат-Талфик, аль-Ифт?, аль-Кад?

ВВЕДЕНИЕ

I. УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ (???? ?????)

(Основы теории и методологии фикха)

А. Определение

Фикх как учение разделяется на две части: фуру’ аль-Фикх (???? ?????) – разветвления фикха (практиче­ское право) и Усуль аль-Фикх (???? ?????) – основы, корни фикха (теоретическое право). Когда речь заходит о фикхе, обычно подразумеваются его разветвления (фуру’).

а) Усуль

Это слово является множественным числом от асл (???) и соответствует таким смысловым значениям, как основа, корень, суть,субстрат[i]. Термин Усуль используется в значениях р?джих (предпочтительный — ????), к?’ида (правило — ?????), мустасхаб (привлеченный — ??????) и далиль (довод, признак, доказательство — ????).

б) Фикх

Слово фикх означает «знание чего-либо», «понимание». В Коране слово фикх употребляется не для обозначения учения как такового, а проницательности, острого восприятия и понимания цели говорящего[ii]. В этом случае фикх приобретает значение познания явления, исходя из его сути и доказательной основы.

Терминологически ханафиты дали определение фикха как “практическое понимание шариатских ре­шений, вынесенных за или против, исходя из действий человека”, а шафииты как “понимание практических шариатских норм, таких как богослужение, поклонение (’иб?дат — ?????), поведение (му’?малат – ???????) и наказание (’укуб?т — ??????), исходя из их подробных доказательств".[iii]

Имеется еще одно определение фикха как “универсальной формы шариатских норм, относящихся к юриспруденции (фикх), культовой практике (’иб?дат) и поведению (му’?малат)”.[iv]

в) Значение словосочетания Усуль аль-Фикх

В этом сочетании более подходящим следует принять использование слова Усуль в значении «далиль», так как фикх рационалистически основывается на доказательствах.

Поэтому Усуль аль-Фикх имеет еще значения «доводы фикха», «доказательства, относящиеся к фикху», «корни фикха», «корни права».[v]

г) Определение термина Усуль аль-Фикх[vi]

Термину Усуль аль-Фикх можно дать два определения:

1. Усуль аль-Фикх — это учение (‘ильм), толкующее правила и совокупность доводов, делающих воз­можным извлечение (истинб?т — ???????) шариатских норм из подробных доказательств.

2. Усуль аль-Фикх — это правила извлечения (истинб?т) и совокупность доводов (далиль).

Таким образом, это учение (‘ильм) открывает нам совокупность правил (кава’ид),[vii] при помощи кото­рых мы извлекаем из частных доводов шариатскую норму относительно той проблемы, которую хотим по­нять, изучить.[viii] Например, я не знаю, является ли молитва обязательной (фард). В логике (??? ??????) и юриспру­денции (??? ??????) это неизвестное называется «искомое знание». Для этого, прежде всего я обра­щусь за шариатскими доводами к Книге и обнаружу предписание в аяте “И соблюдайте молитву...”.[ix] В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего долженствованию, форма повеления выражает долженствование”. Используя это правило, я составлю логическое сравнение и путем следующего рассуждения приду к норме, что молитва является обязательной (фард):

Искомое знание: молитва обязательна (фард).

Малый посыл: потому что Аллах повелел совершать молитву в своем аяте «И соблюдайте мо­литву...».

Большой посыл: выполнение всего, что категорически повелел Аллах является обязательным (фард).

Вывод: таким образом, и молитва также является обязательной (фард).

Я не знаю, является ли прелюбодеяние недозволенным (харам). Я хочу это узнать. Когда я обращусь за шариатскими доводами к Книге, обнаружу отрицание в аяте: “И не приближайтесь к прелюбодея­нию...”.[x] В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего совершению запретного (харам), форма отрицания выражает запрет”. Используя это правило, я путем следующего рассу­ждения приду к норме, что приближение к прелюбодеянию является запретным (харам):

Искомое знание: прелюбодеяние запретно (харам).

Малый посыл: потому что Аллах запретил приближение к прелюбодеянию в своем аяте “И не при­ближайтесь к прелюбодеянию...”.

Большой посыл: все, что категорически запрещено Аллахом — является запретным (харам).

Вывод: таким образом, и прелюбодеяние является запретным (харам).

Б. Предмет Усуль аль-Фикх

Взгляд ученых на предмет Усуль аль-Фикх может быть вкратце представлен в следующих четырех статьях:

1. Далиль (довод, доказательство), иджтих?д (усердие, старание) и тарджих (предпочтение).

2. Шариатские нормы и, как следствие, шариатские доводы.

3. Шариатские доводы и, как следствие, шариатские нормы.

4. Шариатские нормы и шариатские доводы.[xi]

Мы принимаем шариатские доводы и шариатские нормы в качестве предмета этого учения, так как правоведы в законотворческой деятельности и при вынесении решений действуют на основании доводов, демонстрируя этим процесс выработки шариатских норм. Таким образом, предмет Усуль аль-Фикх пред­ставляет собой шариатские доводы и шариатские нормы. На этой теме следует остановиться более под­робно.

В обобщенном виде законоведы говорят о таких доводах, как Коран, Сунна, иджм?’ (согласие мнений) и кыйас (аналогия), являющихся источником шариатских норм (хукм) в ‘ильм Усуль аль-Фикх. Они рассмат­ривают эти доводы с точки зрения вынесения решений и законотворчества, настаивая при этом на необхо­димости придерживаться тех или иных положений. Точно также правоведы, в случае наличия противоречий, подтверждают положение, являющееся более предпочтительным при рассмотрении шариатских доводов. Предметами этого учения являются и такие вспомогательные доводы, как истихсан (предпочтение, пред­почтительное решение), истисхаб (взятие с собой), маслахат (польза, интерес), ’урф-’адат (обычай, тради­ция), садд аз-зар?йи’ (перекрытие средств). Среди предметов этого учения имеют место и такие чрезвы­чайно полезные и важные положения фикха, как хикмат ат-ташри’ (смысл законотворчества), макасид аш-шари’а (цели шариата). В ‘ильм Усуль аль-Фикх подлежат рассмотрению и темы, относящиеся к ‘ильм аль-кал?м: хусн-кубух (красота-уродство), хуррийат аль-ирада (свобода воли), хикмат аль-илахийа (божествен­ная премудрость, провидение). Также среди предметов ‘ильм Усуль аль-Фикх называют такие нормы как вуджуб (необходимость), хурмат (запретность), сиххат (достоверность), фас?д (непригодность), рукн (опора), шарт (условие), ‘иллет (причина), понятия как зиммат (защита), ахлийат (правоспособность), вы­ражения как хасс (частное), ‘амм (общее), муштарак (совместное), муавваль (аллегорическое), мадж?з (ме­тафора), кинайа (намек), хафи (скрытое), мушкиль (затрудненное), амр (повеление), нахий (запрещение).

Как явствует из вышеизложенного, ‘ильм Усуль аль-Фикх рассматривает частью смысл законотворче­ства (хикмат ат-ташри’) исламского права, частью темы, относящиеся к ‘ильм аль-кал?м и частью языковые правила, общие и применимые для каждого языка. Правоведы используют в своих исследованиях лексико­графию, морфологию, синтаксис, логику, богословие (кал?м) и право (фикх).[xii]

В. Цель и значение Усуль аль-Фикх

а) Цель

Целью ‘ильм Усуль аль-Фикх является толкование того, как и каким образом выводятся шариатские нормы из шариатских доводов. Здесь следует отметить, что приобрести знания об истинах шариатских норм со всеми их условиями возможно только посредством этого учения. Не зная правил, установленных ‘ильм Усуль аль-Фикх, даже при знании тафсира (толкование Корана) и хадисов нельзя проникнуть в истины ша­риатских норм.

б) Значение[xiii]

‘Ильм Усуль аль-Фикх — это учение, целью которого является извлечение норм из Корана и Сунны. Значение знаний, почерпнутых из этого учения, можно представить в следующем порядке:

1. Человек, специализирующийся в этом учении, постигает смысл почти всех выражений из Корана и Сунны.

2. Благодаря этому учению можно узнать каким образом муджтахиды (ученые-богословы) вырабаты­вают нормы; приоритетность норм, полученных на основе ар-ра’й (мнение, суждение) или иджтих?да (усердие, старание). И как следствие, увидеть методы истинбата (извлечение) и иджтих?да, применяемые муджтахидами, и какие из их трудов оказали влияние на фикх.

3. При помощи этого учения можно узнать доводы применительно к нормам, содержащимся в Коране по фикху; какие из этих норм были почерпнуты из Корана, Сунны или имеют своей основой усердие (ид­жтих?д) муджтахидов.

4. При помощи этого учения можно постичь суть целей и пределов (хикмат ат-ташри’), предусмотрен­ных Аллахом при установлении религиозных норм.

5. Те, кто специализируются в этом учении, пополняют свои знания в праве и законах, развивают силу суждения, формируют правовой навык, могут безошибочно принимать решения на основе Корана и Сунны.

Г. Различия между Усуль аль-Фикх, аль-Фикх и аль-кава’ид аль-Фикхийя

а) Различие между аль-Фикх и Усуль аль-Фикх

Предметом аль-Фикх являются действия совершеннолетнего, для которого обязательно исполнение постановлений шариата, относящиеся к праву, и нормы, связанные с этими действиями. Законоведы (фа­кихи) занимаются исследованием сути шариатских норм и доводов, касающихся купли-продажи, аренды, компаний, залога, представительства, молитвы, вакуфов, воровства и др. действий.

Как уже было отмечено ранее, Усуль аль-Фикх — это учение (‘ильм), связанное с толкованием правил, необходимых для извлечения (истинбат) шариатских норм из подробных доказательств. Например, Усуль аль-Фикх разъясняет, что повелительное наклонение выражает вуджуб (необходимость), а отрицательная форма повелительного наклонения — хурмат (запрет).

б) различие между аль-кава’ид аль-Фикхийя и Усуль аль-Фикх

Есть польза в определении различия между правилами фикха (аль-кава’ид аль-Фикхийя), соединяю­щими в одно целое отдельные нормы и Усуль аль-Фикх. Исходя из содержания, эти правила можно назвать “Общие принципы и нормы фикха”.

‘Ильм Усуль аль-Фикх дает разъяснение правил, которых должен придерживаться факих при принятии решения, дабы не совершить ошибку.

Правила же фикха (аль-кава’ид аль-Фикхийя) представляют собой аналогию, объединяющую не­сколько норм, или собрание схожих между собой норм, которые могут быть объединены в правиле фикха.

II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ

А. Усуль аль-Фикх во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), сообщал людям религиозные нормы. Нормы, относящиеся к мекканскому периоду, в основном касались нравственных качеств (ахл?к) и веры (и’тик?д). В этот период правовые нормы были редкостью. Правовые нормы более всего относятся к мединскому пе­риоду. Во времена Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), источниками фикха были Коран, Сунна и Иджтих?д. Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), учил своих сподвижников методам законотворчества на практике. Они знали, как они будут действовать в случае возникновения какого-либо религиозного во­проса. В таких случаях Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), определял методы законотворчества своей практикой в фикхе. В этом отношении можно говорить о том, что методы законотворчества зароди­лись вместе с фикхом. Следует помнить также, что методы законотворчества в то время не были собраны в сборник и применялись на основе устного знания.

Б. Усуль аль-Фикх при сподвижниках (ас-сахаба)

Во времена сподвижников уже существовал целый ряд правил для выработки норм. Сподвижники в затруднительных ситуациях при вынесении решений придерживались этих правил. При определении меры наказания пьющему человеку праведный халиф Али использовал такое сравнение:

«Выпивший человек находится в бреду и в бредовом состоянии возводит клевету, в связи с чем потре­буется публичное наказание, то есть восемьдесят ударов палкой».[xiv]

Праведный халиф Али в этом действии использовал признак аз-зар?йи’ (средство). Абдуллах бин Мас’уд утверждает, что “срок, в течение которого беременная вдова не может вновь вступать в брак, длится до разрешения от бремени”[xv] и приводит в качестве доказательства аят: “А для беременных женщин их установленный срок – разрешение от бремени”,[xvi] указывая на последовательность ниспослания сур. Этим он хотел пояснить, что сура «ат-Талак» была ниспослана после суры «Бакара». А это является правилом в отношении того, что позже ниспосланный текст отменяет (насх) и особо выделяет (тахсис) текст ниспос­ланный ранее.

Во времена сподвижников Коран, Сунна, Иджма’ (согласие мнений) и Иджтих?д (усердие, старание) были источниками фикха. В тот период методы законотворчества не были собраны в сборники и применялись на основе устного знания.

В. Усуль аль-Фикх при современниках сподвижников (таби’ун)

При современниках сподвижников (таби’ун) образовались две школы ахл ар-рай (сторонники незави­симого мнения) и ахл аль-хадис (сторонники предания), каждая из которых претендовала на присущие ей принципы законотворчества. При извлечении (истинбат) норм (хукм) каждая школа действовала, исходя из своих принципов и правил. Ахль аль-хадис (сторонники предания) были тесно связаны с Кораном и Сунной, тогда как ахль ар-рай (сторонники независимого мнения) извлекли большую пользу из таких методов реше­ния правовых вопросов, как аль-кый?с (суждение по аналогии) и аль-истихс?н (предпочтительное решение). В этот период также основными источниками фикха оставались Коран, Сунна, Иджм?’ (согласие мнений) и Иджтих?д (усердие, старание), а методы законотворчества все еще не были собраны в сборник и применя­лись на основе устного знания.

Г. Усуль аль-Фикх при имамах муджтахидах

В этот период появились такие термины Усуль аль-Фикх, как хар?м (запретное), в?джиб (необходи­мый), муб?х (допустимый), фард (обязательное предписание). Каждый мазхаб (богословско-правовая школа) претендовал на целый ряд свойственных ему методов, применяя которые выносил решения. В тот период каждый мазхаб имел свойственные ему производные источники. Ханафиты пользовались источником аль-истихсан (предпочтительное решение), против этого выступали ш?фииты. М?ликиты придавали большое значение методу аль-истислах (стремление к пользе). Появившиеся в этот период и практиковавшиеся ранее правила теперь начали постепенно собираться в книгу. Согласно Ибн Халлигану, автором первой книги, посвященной Усуль аль-Фикх, был Абу Йусуф (ум.182 г.х.).[xvii] Однако эта книга не дошла до нашего вре­мени. Первым дошедшим до наших дней произведением, посвященным Усуль аль-Фикх, является книга имама аш-Ш?фи’и «ар-Рис?ла». Автор в своей книге исследовал такие вопросы, как иджм?л (обобщенность), бай?н (очевидность), амр (предписание), нахий (запрещение), х?сс (частный), н?сих (отменяющий), мансух (отмененный), сунна (обычай), иджм?’ (согласие мнений), кый?с (суждение по аналогии), истихс?н (пред­почтительное решение). Правила Усуль аль-Фикх были записаны и собраны после имамов муджтахидов. После имама аш-Ш?фи’и были написаны книги с толкованием методов и правил законотворчества.

III. МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ

Собирание ‘ильм Усуль аль-Фикх осуществлялось на основе трех методов, которые вкратце поясним вместе с их особенностями.

А) — аль-Фуках? (мн.ч. от факих – законовед) – ханафитский мазхаб.

Б) — аль-Мутакаллимун (мн.ч. от мутакаллим — богослов) – ш?фиитский мазхаб.

В) — аль-Мамзудж (смешанный).

А. Метод аль-фуках? и его особенности

Первоначально ученые при записывании ‘ильм Усуль аль-Фикх следовали одному из двух методов. Один из них аль-фуках?, другой – аль-мутакаллимун. Ханафиты применяли на практике метод аль-фуках?. По этой причине этот метод называли «ханафитским методом или мазхабом». Факихи, практиковавшие этот метод в отношении правовых вопросов придавали значение применению на практике его правил, выво­дили правила этого метода из практики аль-Фикха. Авторы, следуя этому методу, при разъяснении вопросов приводили большое количество примеров с тем, чтобы обеспечить понимание темы и реализовать ее прак­тически. Ханафитский метод, будучи более сильным, чем ш?фиитский, о котором речь пойдет ниже, вместе с тем является и более удобным для понимания исламского права.[xviii] Этот метод опирается на логический принцип перехода от частного к общему, от явлений к общим правилам.

Б. Метод аль-мутакаллимун и его особенности

Одним из практиковавшихся методов в этом учении является метод аль-мутакаллимун (богословы кал?ма). Этот метод применяли богословы кал?ма относившиеся к му’тазилитам (аль-му’тазила — обособив­шиеся) и ш?фиитам. В связи с тем, что этот метод практиковался богословами кал?ма, ему дали название метода аль-мутакаллимун, а поскольку большинство этих богословов были приверженцами ш?фиитского мазхаба, его называли также “ш?фиитским методом или мазхабом”. Ученые, относившиеся к мазхабам м?ликитов и ханбалитов, также придерживались этого метода при написании своих произведений. Бого­словы, практиковавшие этот метод, толковали принципы законотворчества, склоняясь к рационалистиче­скому выводу, не приводя при этом большого количества примеров. Этот метод опирается на логический принцип перехода от общего к частному, выведения суждений о явлениях из общих правил.

В. Смешанный метод (аль-мамзудж) и его особенности

Правоведы, пришедшие в последующий период, объединили в своих произведениях качества и осо­бенности обоих предыдущих методов. Этому методу дали название аль-мамзудж (смешанный). Этого ме­тода придерживались ученые, относившиеся к мазхабам ханафитов, ш?фиитов, м?ликитов и ханбалитов при написании своих произведений.

IV. ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ

А. Наиболее известные произведения, написанные по методу аль-фуках?

1. “аль-Усуль” — Абу аль-Хасан аль-Кархи (ум.340 г.х.)

2. “аль-Усуль фи?л-Усуль” — Абу Бакр аль-Джассас (ум.370 г.х.)

3. “Таквиму?л-адилла” — Абу Зейд ад-Дабуси (ум.430 г.х.)

4. “аль-Усуль” — Фахру?л-Ислам аль-Паздави (ум.482 г.х.)

5. “аль-Усуль” — Серахси (ум.483 г.х.)

6. “Мизану?л-Усуль фи натаиджи?л-’укул” — Ал?аддин Самарканди (ум.533 г.х.)

7. “Кашфу?л-асрар” — АбдулАзиз Бухари (ум.730 г.х.)

8. “Манару?л-анв?р” — Хафизуддин ан-Насафи (ум.710 г.х.)

9. “Шарх Манари?л-анв?р” — Ибн Малак (ум.885 г.х.)

Б. Наиболее известные произведения, написанные по методу аль-мутакаллимун

1. “аль-’Умд” — АбдулДжабб?р (ум.415 г.х.)

2. “аль-Му’тамад” — Абу?л-Хусейн аль-Басри (ум.463 г.х.)

3. “аль-Бурх?н” — Им?му?л-Харамейн аль-Джевейни (ум.487 г.х.)

4. “аль-Мустасф?” — Аль-Газали (ум.505 г.х.)

5. “аль-Махсул” — Фахруддин ар-Р?зи (ум.606 г.х.)

6. “аль-Ихкам фи Усульи?л-Ахкам” — Аль-Амиди (ум.631 г.х.)

В. Наиболее известные произведения, написанные по методу аль-мамзудж

1. “Бади’у?н-Низам” — Ибну?с-Са?ти (ум.694 г.х.)

2. “Танкиху?л-Усуль” — Садру?ш-Шари’а (ум.747 г.х.)

3. “Тахрир” — Ибну?л-Хум?м (ум.861 г.х.)

4. “Мир’?т” — Молл? Хусрев (ум.885 г.х.)

5. “Усульу-бад?йи’” — Молл? Фен?ри (км.834 г.х.)

6. “Мусалламу?с-субут” — Мухибуллах бин Абди?ш-Шакур (ум.1119 г.х.)

7. “Джам’ул-джавами’” — Т?джу?с-Субки (ум.771)

8. “Мув?фак?т” — Абу Исхак аш-Ш?тиби (ум.780 г.х.)

9. “И’л?му?л-муваккиин” — Ибн Кайим аль-Джезви (ум.751 г.х.)

Г. Произведения по Усуль аль-Фикх, относящиеся к некоторым мазхабам

В предыдущих темах в основном упоминались произведения ханафитских и ш?фиитских правоведов. Будет полезным также привести примеры произведений по Усуль аль-Фикх, написанных правоведами дру­гих мазхабов.

а) правоведы ханбалитов и их сочинения:

1. “аль-Удда фи Усульи?л-фикх” и “аль-Киф?йа фи Усульи?л-фикх” — Абу Йа’л? аль-Ферр? (ум.458 г.х);

2. “ар-Равда фи?л-Усуль” — Ибн Куд?ма аль-Макдиси (ум.620).

б) правоведы маликитов и их сочинения:

1. “ат-Танбих?т” и “Танкиху?л-фУсуль” — Карафи (ум.684 г.х.);

2. “аль-Иф?да” — АбдулВаххаб ат-Талеби (ум.422);

3. “аль-Махсул фи Усульи?л-фикх” — Ибну?л-Араби (ум.543 г.х.).

в) правоведы шиитов и их сочинения:

1. “Мабадиу?л-Усуль ил? ‘ильми?л-Усуль” — Мутаххар аль-Хилли (ум.726 г.х.);

2. “К. аз-Зари’а ил? Усульи?ш-Шари’а” — Сейид Шериф Муртаз? (ум.336 г.х.);

3. “Уддат?ил-Усуль” — Абу Джафар ат-Туси (ум.460 г.х.).

г) правоведы захиритов и их сочинения:

1. “аль-Ихкам” — Ибн Хазм (ум.456 г.х.).

Д. Произведения Усуль аль-Фикх, написанные на турецком языке

1. И. Хакки Измирли – “‘Ильм-и Хилаф”, Стамбул, 1330 г.

2. АбдусСеттар – “Мадхаль-и Фикх”, Стамбул, 1299 г.

3. Махмуд Ес’ад – “Талхис-и Усуль-и Фикх”, Измир, 1309 г.

4. М. Сейид Бей – “Усуль-и Фикх”, 2 тома, Стамбул, 1333, 1338 г.г.

5. Бюйюк Хайдар Эфенди – “Усуль-и Фикх Дерслери”, Стамбул, 1336 г.

6. О.Н. Билмен – “Хукуки Исламийе ве Истилахати Фикхийе Камусу” (1-й том).

7. Хайреддин Караман – “Фикх Усульу”, Стамбул, 1967 г.

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ

 

Аль-адиллат аш-шар’ийя

 

(?????? ???????)

 

В этой части будут рассмотрены основные и производные доводы. После краткого определения довода (далиль) перейдем к подробному разъяснению термина.

А. Определение довода (далиль)

 

В языке ад-далиль (?????? мн.ч. ??????) имеет значение проводник, признак.

Терминологически далиль определяется как предмет, “из которого извлекаются шариатские нормы”, “размышление над которым приводит человека к желаемому результату и решению”. В качестве термина далиль также употребляется как предмет, “в случае здравого размышления над которым, становится воз­можным достижение требуемого сведения (шариатской нормы)”.

 

«??????: ?? ???? ?????? ????? ????? ??? ??? ????? ????».[xix]

 

То есть под требуемым сведением понимается шариатская норма.

Например, когда мы хотим понять отношение религии к вопросу о возвращении доверенного имуще­ства (ам?нат) ее хозяину, обращаемся к следующему аяту: “Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его”.[xx] Этот аят является доводом (далиль) о необходимости (в?джиб) возвращения доверенного имущества (ам?нат). Точно также, когда мы читаем аят: “И соблюдайте мо­литву...”, [xxi] с этим доводом (далиль) мы приходим к норме об обязанности (фард) соблюдать молитву.

Б. Разновидности доводов

 

Доводы могут быть разделены на части по разным направлениям. Здесь мы дадим краткое пояснение доводов, сгруппировав их следующим образом:

1) Рационалистические и традиционные, основанные на хадисах, доводы;

2) Доводы, опирающиеся на ниспосланное откровение (вахй) и не опирающиеся на него;

3) Основные и производные доводы;

4) Доводы, являющиеся текстом аята и не являющиеся им.

 

а) Рационалистические и традиционные доводы[xxii]

 

Рационалистический довод – это довод, опирающийся на результат чувственного или мысленного су­ждения. Например, разум человека воспринимает вселенную как один из признаков существования Аллаха.

Традиционный довод – это довод, опирающийся на переданные слова других людей. Традиционный довод может включать в себе как религиозные, так и не религиозные понятия. Однако в ‘ильм Усуль аль-Фикх под традиционным доводом подразумевается известие (хабар), имеющее своим источником Аллаха и Его Посланника или, другими словами, Коран и Сунну. Доводы такого рода называют шариатскими (закон­ными) доводами «аль-адиллат аш-шар’ийя».

 

б) Доводы, являющиеся текстом аята и не являющиеся таковым

 

Выражения, взятые из Корана и Сунны, являются текстовыми доводами. Тогда, как кый?с или ис­тихс?н, не содержащие таких выражений, не являются текстовыми доводами.

 

в) Доводы, опирающиеся на ниспосланное откровение (вахй) и не опирающиеся на него[xxiii]

 

Часть шариатских (законных) доводов опирается на вахй. Из них, так называемые аль-вахй аль-матлув (зачитанное откровение) представляют собственно Коран, а аль-вахй гайру?л-матлув (не зачитанное откро­вение) – Сунну. Вместе эти доводы называют еще аль-адиллат ас-сам’ийя (доводы воспринимаемые на слух).

Другая часть шариатских доводов — иджм?’ и кый?с не основана на ниспосланном откровении (вахй).

Вместе эти доводы в ‘ильм Усуль аль-Фикх известны под названием аль-адиллат аль-арба’а.

 

г) Основные и производные доводы

 

Шариатские (законные доводы) разделяются также на две части – это основные (четыре) и производ­ные (семь) доводы.

Основные доводы: Коран, Сунна, иджм?’, кый?с.

Производные доводы: истихс?н, истисл?х (аль-масалих аль-мурсала), истисх?б, ’урф -’адат, шар’у мин каблина, каул ас-сахаба, садд аз-зар?йи’.

 

ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ

Основные доводыПроизводные доводы
1. Книга (Коран)

2. Сунна

3. Иджм?’

4. Кый?с

1. Истихс?н

2. Истисх?б

3. Истисл?х (аль-Масалих аль-мурсала)

4. ’Урф — ’Адат

5. Каул ас-сахаба

6. Садд аз-зар?йи’

7. Шар’у мин каблина

 

В. Порядок и последовательность доводов

 

Для того, чтобы выяснить шариатскую норму в отношении какого-нибудь вопроса, муджтахид прежде всего обратится к тексту Корана, не найдя в нем решения, обратится к Сунне. В случае, если в обоих перво­источниках решение не будет найдено, обратится к доводам иджм?’. Если и там он не найдет ответа, реше­ние по данному вопросу будет найдено посредством иджтих?да на основе кый?са и других производных доводов. В таком случае при вынесении решения принимается следующий порядок и последовательность доводов:

 

1) Книга (Коран)

2) Сунна

3) Иджм?’

4) Кый?с и другие производные доводы.

 

Здесь следует упомянуть о двух практических примерах показавших необходимость применения та­кого порядка и очередности доводов при вынесении решения:

1. При назначении Му’?за бин Джабаля на должность к?дия в Йемене между ним и Пророком, (мир ему и благословение Аллаха), произошел такой разговор:

Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), спросил его: «О Му’?з, когда к тебе поступит жалоба как ты будешь принимать решение?

Му’?з ответил: — Я буду принимать решение исходя из того, что найду в Книге Аллаха.

Пророк спросил: — Если там не найдешь решения?

Му’?з ответил: — Я буду принимать решение на основе сунны Пророка.

Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), спросил еще раз:

— Ну а если и там не найдешь?

Тогда Му’?з ответил: — Буду принимать решение в соответствии со своим мнением на пути ид­жтих?да».

Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), был очень доволен таким ответом Му’?за и восславил Ал­лаха.

2. Во времена своего правления праведные халифы Абу Бакр и Омар, принимая решение по представ­ленной им жалобе, вначале обращались к Корану, не найдя в нем ответа на поставленный вопрос, обраща­лись к Сунне. Если и там не было ответа, они собирали авторитетных сподвижников и консультировались с ними. Решение по этому вопросу принималось при достижении согласия (иджм?’). В случае, если согласие (иджм?’) не достигалось, решение принимали на пути иджтих?да в соответствии с их мнениями.


[i] «Мир’ат», с. 18; «Фаватих», I, 8; «Буюк Хайдар Эфенди», с.8.

 

[ii] см. «Ан-Ниса», 78; «Худ», 91.

 

[iii] «Мир’ат», с.15-16.

 

[iv] «Билмен», I, 14.

 

[v] « Буюк Хайдар Эфенди» с. 9; Хамидуллах, «?slam Hukukunun Kaynaklar?na Dair Yeni Bir Tetkik» (Новое исследование источников по исламскому праву), trc. B. Davran, «?slam Tetkikleri Enstit?s? Dergisi» (Журнал Института исламских исследований), ?stanbul, 1953, c. I, say? 1-4, s.64.

 

[vi] «Мир’ат», s. 11, 14

 

[vii] Здесь следует отметить несколько правил: «наличие признака дозволения в форме предписания выражает дозволение», «частное слово выражает категорическую норму», «уклончивая частность выражает норму, основанную на предположении» («Мир’ат», s. 20)

 

[viii] «Фаватих», s. 1, 9.

 

[ix] «Аль-Бакара», 43.

 

[x] «Аль-Исра», 32.

 

[xi] «Мир’ат», s. 87; «Хадими», с. 3; «Сава Паша», II, 45; «Шакируль Ханбали», с.33.

 

[xii] «Саййид Бей», I, 87; «Шакируль Ханбали», с. 38-40.

 

[xiii] «Саййид Бей», I, 85; «Худари», с. 16-17; «Билмен», I, 40; «Шакируль Ханбали», с. 36-37.

 

[xiv] АбдульКадир Удах, II, 506

 

[xv] Ибн Малак, с. 230

 

[xvi] «Ат-Тал?к», 4; сравните «Аль-Бакара», 234.

 

[xvii] «Вафаятуль Аъян», Каир, 1949, V, 424.

 

[xviii] Ибн Халдун, «Мукаддима», перевод, ?stanbul, t.y. III, 55-56.

 

[xix] Амиди, I, 11, «Мир’ат», с. 27.

 

[xx] «Ан-Нис?», 58.

 

[xxi] «Аль-Бакара», 43.

 

[xxii] Амиди, I, 11-12; Саййид Бей, II, 44.

 

[xxiii] «Мир’ат», с. 25.

 

 

Это часть данной работы,

полностью материал можете скачать здесь

 

http://sharhsunna.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика