Положение земноводных животных (которые живут и в воде и на суше)
Вопрос:
Ассаляму алейкум!
Всем известно что есть различия в употреблении в пищу животных которые обитают на земле и в воде,вот про это у меня и вопрос,из животных нельзя кушать хищных с когтями, с клыками и т.д. а вот про воду сказанно все что в воде все халяль хоть хищное оно или нет, а как на счет таких животных как тюлень, морж, они ведь и в воде живут и на земле, некоторые приравнивают их к рыбам и считают, что забивать таких животных можно всем (если не мусульманин забил), и оно считаться будет халяль,но у нас сомнения,ведь эти животные в отличае от рыб, без воды живут, и не умирают как рыбы, мы живем в морском районе, и у нас распространены продукты как тюлений жир и там др. вот и хотелось бы знать как быть с такими продуктами?
За ранее джазака Ллаху хайран.
Ответ:
Алейкум ассалям уа рахмату Ллах!
В этом вопросе есть разногласие среди ученых, поэтому будет приведено одно из мнений, которое кажется отвечающему более очевидным.
Сказал имам аль-Муарди:
"Раздел. Что касается третьего вида животных, а это те из животных которые соединяют между жизнью в воде и на суше, то они делятся на три категории -
Первый вид: Животное, чье основное существование на суше, а пропитание в воде
Как например водные птицы. Такой вид животного будет наземным животным, и на него распространяются положения наземных животных.
Второй вид: Животное, чье основное существование в воде, а место пропитания на суше, как черепаха.
Такое животное будет из водных животных, и на него распространяются положения водных животных.
Третий вид: Животные которые обитают и питаются, как в воде так и на суше.
Такое животное, принимется во внимание его преобладающее состояние. Если преобладающее состояние – существование и пропитание в воде, то оно берет положения водных животных, если на суше, то наземных.
Если ни одно из состояний не будет преобладающимоднако они равны, то в этом случае будет два мнения:
1. На него распространяется положение сухопутного животного. И в этом случае перевешивается сторона запрета, так как это животное может жить без воды.
2. На него распространяется положения водного животного. И в этом случае перешивается сторона разрешения, так как это животное не нуждается в суше.
См. аль-Хауи аль-Кабир 15\146
Сказал имам Закария аль-Ансари после того как упомянул два мнения приведенных имамом аль-Мауарди:
"И более правильное мнение - первое."
См. Асна ль-Маталиб 7\169
Хотелось бы для полноты пользы сделать небольшое разъяснение к словам имама аль-Мауарди.
Что касается связывания положений с преобладающим состоянием, описанием, то это строится на известном правиле в фикхе – Положение принадлежит (или характеризуется) преобладающему.
См. Шарх аль-Уаджиз 1\151, Нихаятуль-Мухтадж 7\319, Асна ль-Маталиб 4\71.
Что касается тех основ на которые опираются два послeдних мнения о которых упомянул имам, то первое мнение опирается на известное фикховское правило - "Если есть причина для запрета и разрешения, то отдается предпочтение причине запрета".
См. аль-Ашбах уа ан-Назаир 1\252
В нашем случае, когда в равной степени нашлось состояние сухопутности, а оно требует запрета поедания животного кроме как если оно не будет хищным, и будет зарезано шариатским методом, в этом случае эта группа ученых применили это правило.
Вторая группа ученых также опирается на другое правило которое звучит- "Основа в вещах – разрешение".
См. См. аль-Ашбах уа ан-Назаир 1\166
Затем – "Основа не уходит по причине сомнения". (прим. Сомнение – равенство в предположении).
См. аль-Ашбах уа ан-Назаир1\151
И причина того, что первое мнение будет более правильное заключается в том, что в вопросе мертвячины есть своя частная основа, а это запрет и нечистота, поэтому вопрос метвячины выходит из общего смысла правила о разрешенности вещей.
Сказал имам ар-Рафии:
"Основа в мертвячине – нечистота.
Сказал Всевышний Аллах (смысл): "Вам запрещена мертвячина"
См. Шарх аль-Уаджиз 1\161, Нихаятуль-Мухтадж 7\134. Мугний ль-Мухтадж 8\55.
Поэтому если мы сомневаемся в разрешенности мертвого животного при наличии причины для этого, то основа- запрет.
Редакция сайта www.tayhid.lact.ru.