Норма прибыли согласно Шариату
Норма прибыли согласно Шариату
Вопрос: Ассаламу алейкум! Ограничивает ли шариат процент начисления прибыли ,максимум какую сумму я могу добавить к цене за которую я купил при продаже этого же товара , установленны ли шариатом эти границы ?
Был спрошен шейх Ибн Усаймин: «Есть ли в Шариате какая то граница, которой были бы ограничены торговые прибыли, и она ставилась бы на уровне трети, или на другом? Воистину, я слышал некоторых людей, которые ограничивают ее третью, и доказывают это тем, что операция торговли построена на взаимном довольстве сторон, и они выбрали треть, чтобы все были довольны, надеемся от вас услышать пояснение, и подробное разьяснение.
Ответ: Хвала Аллаху, Господу Миров. Мир и милость Его Пророку Мухаммаду, Печати Пророков, его роду, и его праведным сподвижникам, и всем тем, кто последовал за ними в благом вплоть до Судного Дня.
Прибыль, которую получает продавец, не ограничена Шариатом: ни в Коране, ни в Сунне Посланника Аллаха, мир ему и милость Аллаха, ни в иджма людей знания, и мы не знаем, чтобы кто либо ограничивал ее..! (затем шейх упомянул вопрос ???? ????? и слово некоторых факихов в этом, затем сказал что на это нет далиля, и мы не будем это переводить потому что это отдельная тема которую надо обьяснять)
И в любом случае, мы скажем: воистину, нет границы для прибыли, по причине обобщенности слов Всевышнего Аллаха: «И разрешил Аллах торговлю», и обобщенности Его Слов: «..кроме как это будет торговлей, которой вы оба довольны», и когда доволен покупатель ценой, и купил за нее, то это разрешенная цена, даже если прибыль продавца в ней большая. О Аллах, кроме как будет покупатель из тех, кто не знает цены, неосведомленным касательно цен и стоимостей, и тогда нельзя продавцу обманывать его, и продавать ему больше чем по рыночной цене, а не так, как это делают некоторые люди которые не боятся Аллаха, и не проявляют милость к творениям. Если покупает у таких ребенок, или женщина, или невежественный в ценах, они продают ему по очень высокой цене, а если же покупает у них тот, кто знает цены, и он знающий в этом, знает, как покупать, то они продают ему по цене намного меньшей.
Поэтому мы скажем в ответ: воистину, прибыль не ограничена Шариатом, и разрешено продавцу получать прибыли столько, сколько он пожелает, по причине обобщенности двух благородных аятов: «И разрешил Аллах торговлю», и «..кроме как это будет торговлей, которой вы оба довольны». И также потому, что увеличение и уменьшение цены подчиняются спросу и предложению, и может быть сильный спрос на какой то товар, и поднимается его стоимость, и может быть спрос слабым, и она опускается. И известно, что может человек купить какую то вещь за 100, а затем внезапно подымутся цены, и он продаст на следующий день, или через длинный промежуток времени, уже за 200, или за 300, или больше.
Да, тот, кто монополизирует что либо из имущества, и начнет не продавать это, кроме так, как ему вздумается, то обладателю власти есть право вторгнуться в его дела, и заставить его продавать так, как это не вредит ни ему самому, и не вредит людям, все равно, будь этот монополист один из людей, или какая то группа, которая не работает с этой вещью кроме как они монополизируют ее, и воистину, обязательно в таком случае обладателю власти заставить их торговать с прибылью, которая не вредит ни им, ни другим людям.
Что же касается того, будь это в общем, и вещь присутствует везде, и не монополизировал ее никто, то воистину, нет никакой проблемы брать прибыль сколько хочешь, кроме как если он будет наживаться на невежественном человеке, который не знает цен, и это харам продавцу, делать на нем прибыли больше, чем делают прибыль люди на этом товаре»
см. "Фатауа нур аля ад-дарб" шейха Ибн Усаймина, том 1 раздел "Торговля"