Можно ли воровать у неверующих?
Вопрос:
Может ли мусульманин, который живет в стране кафиров воровать у них? Разумеется, человек, о котором идет речь, не страдает от сильного голода, и у него нет необходимости в тех вещах, которые он ворует. Следует также отметить, что человек живет в этой стране, как мусульманин, в относительной безопасности, и не подвергается сильным преследованиям.
Ответ: Хвала Аллаху... Ни для кого не секрет, что воровство - это из больших грехов, за который Всевышний Аллах установил в качестве наказания отрубание руки. Шариат не делает различия между имуществом мужчины и имуществом женщины, между имуществом маленького и имуществом взрослого, или между имуществом неверующего и имуществом мусульманина, за исключением имущества кафиров, которые воюет против мусульман.
Для мусульман является обязанностью быть хорошим примером надежности, верности в соблюдении договоров и отличаться хорошим нравом. Когда мусульманин характеризуется подобными качествами, это становится причиной принятия Ислама многими из неверующих, потому что они видят достоинства Ислама и хорошие нравы его приверженцев.
Мусульманин, который считает имущество неверующего дозволенным, - в стране неверующих или в стране мусульман, - оказывает огромную услугу кафирам в искажении образа Ислама и мусульман, и он помогает тем, кто атакует Ислам, в целях его дискредитации.
Когда мусульманин въезжает в страну неверующих, он делает это на основе мирного договора, и это - виза, которая позволяет ему въезд в их страну. И если он берет их имущество незаконно, то он тем самым нарушает договор, не говоря уже о том, что является вором.
Имущество, которое он ворует является харамом. Передается от Маг’ира бин Шу’ба, что он, во времена невежества (джахилийа), сопровождал в путешествии некоторых людей. Затем, он убил их, взял их имущество, и затем принял Ислам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что касается твоего Ислама, я принимаю его, а что касается имущества, у меня нет с ним ничего общего». В версии Абу Дауда говорится: «Что касается твоего Ислама, мы принимаем его, но мы не нуждаемся в имуществе, которое добыто предательством». Передал Бухари (2583), Абу Дауд (2765), оценен как достоверный Шейхом аль-Албани в Сахихе Абу Дауда (2403).
Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: Слова «а что касается имущества, у меня нет с ним ничего общего» означают: я не дотронусь до него, потому что оно добыто предательством. Из этого мы узнаем, что не разрешено брать имущество неверующих, в случае оказанного доверия, предательством, потому что сопровождение в путешествии основано на доверии, а доверие нельзя предавать, вне зависимости от того, кто является стороной доверия - мусульманин или кафир. Имущество неверующих разрешено в случае войны или сражения. Возможно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволил ему сохранить это имущество в надежде, что его владельцы могут стать мусульманами, и что тот сможет его вернуть им. Фатхуль Бари 5/341.
Аш-Шафии, да помилует его Аллах, сказал: «Когда мусульманин вступает на территорию враждебного государства (даруль-харб) на мирных условиях, и окажется в таком положении, что может взять что-либо из их имущества, то ему не разрешено брать это, много этого или мало, потому что он находится в безопасности от них, и они так же должны быть в безопасности от него, и потому, что они обеспечили ему безопасность, за исключением того, когда ему разрешено взять из имущества мусульман или тех, кто находится под защитой мусульман (зимми). Имущество запретно в следующих случаях:
- Владелец является мусульманином.
- Владелец - зимми (не мусульманин, живущий под защитой мусульманского государства).
- Владелец - это тот, с кем есть мирный договор; они рассматриваются как ахлю-зимма, неприкосновенность имущества которых гарантирована до окончания договора. Аль-Умм 4/284.
Ас-Сархаси, да помилует его Аллах, сказал: «Самое ненавистное в мусульманине, это когда он попросил защиту из-за своей религии, а затем предал тех, кто предоставил ему защиту. Потому что предательство запрещено. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День Воскресения, у каждого предателя будет воткнутый в задний проход знамя, по которому будут узнавать об их предательстве». Если он предает их, взяв из их имущества, и вывозит это в мусульманскую страну, то нельзя мусульманину покупать у него, зная, что это ворованное, потому что это приобретено скверным путем, и покупка вдохновит его на совершение подобного в дальнейшем, и нельзя мусульманину так поступать.
Основой является хадис Маг’ира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах, который убил своих спутников и принес их имущество в Медину, и принял ислам. Он попросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, взять пятую часть из этого имущества, на что Пророк ответил: «Что касается твоего Ислама, то оно принято, а что касается имущества, которые ты взял предательством, мы не нуждаемся в этом». Аль-Мабсут, 10/96.
И Аллах знает лучше.
Islam Q&A Фатва № 14367
Перевод: www.sawab.info