Грехи притупляют ревность
Грехи притупляют ревность
Одним из наказаний за грехи является затухание пыла ревности, который необходим для жизни и здоровья души так же, как поддержание нормальной температуры необходимо для жизни всего организма. Жар и пыл ревности избавляют душу от скверны и низменных качеств подобно тому, как кузнечный мех очищает золото, серебро и железо от примесей. Самыми достойными и усердными людьми являются те, которые ревностно берегут свою честь, честь своих близких и остальных людей. Поэтому Пророк сильнее всех остальных людей заботился о чести своей общины, но Пречистый Аллах ещё более ревнив. В «Сахихе» приводится хадис о том, что Пророк сказал: «Вы удивляетесь ревности Са‘да? Поистине, я ещё более ревнив, чем он, а Аллах ещё более ревнив, чем я».
В «Сахихе» приводится и другой хадис о том, что во время солнечного затмения Пророк прочёл проповедь и сказал: «Община Мухаммада! Никто не ревнует сильнее Аллаха, когда Его раб или Его раба совершают прелюбодеяние».
В другом хадисе, переданном в «Сахихе», говорится: «Никому чувство ревности не присуще в такой мере, как Аллаху, и поэтому запретил Он как явные, так и тайные непристойные дела. И никто не любит оправдание так сильно, как Аллах, и поэтому Он отправил посланников с благой вестью и предостережением. И никто не любит восхваления сильнее, чем Аллах, и поэтому Он Сам воздал Себе хвалу».
В этом хадисе ревность, в основе которой лежит ненависть и неприязнь ко всему непристойному, упомянута наряду с любовью к оправданию, что предполагает совершенство справедливости, милосердия и добродетели. Пречистый Аллах ревнив, но Он любит, когда рабы просят у Него прощения, и прощает тех, кто поступает так. Он не наказывает Своих рабов за совершение того, что вызывает Его ревность и гнев, пока не оправдает Свои действия, и поэтому Он отправил к ним посланников и ниспослал им Писания в оправдание и в качестве предостережения. Поистине, это предел величия, добродетели и совершенства.
Многие из творений, когда ими овладевает сильная ревность, торопятся выместить свой гнев, не пытаясь оправдать свои действия и не принимая никаких извинений, и если даже у людей, вызвавших их гнев, будут оправдания, сильная ревность не позволяет им принять их. С другой стороны, многие из тех, кто принимает извинения, поступают так потому, что не отличаются сильной ревностью. Они готовы принять любые оправдания и иногда принимают за них то, что в действительности не является оправданием. Немало таких людей оправдывают проступки предопределением. Но и те, и другие не заслуживают никакой похвалы.
В достоверном хадисе сообщается, что Пророк сказал: «Поистине, одни проявления ревности Аллах любит, а другие ненавистны Ему, и среди тех, которые ненавистны Ему, ревность в тот момент, когда нет никаких подозрений».
Похвалы заслуживает тот, кто ревностно оберегает честь, но принимает оправдания, кто гневается тогда, когда это необходимо, и принимает извинения, когда они уместны. Только тот, кто поступает так, действительно достоин похвалы.
Но больше всех похвалы заслуживает Пречистый Аллах, обладающий всеми качествами совершенства. Никто не способен восхвалить Его так, как Он того достоин, и только Он Сам восхваляет и прославляет Себя должным образом. Тот, кто ревностно защищает свою честь, обладает качеством, которое совпадает с одним из качеств Пречистого Господа. Благодаря этому он приближается к Нему, Его милости и удостаивается Его любви, ведь Пречистый Аллах — Милосердный и любит милосердных, Великодушный и любит великодушных, Знающий и любит знающих. Он — Сильный и любит сильных верующих больше, чем слабых верующих. Он — Стыдливый и любит стыдливость. Он — Красивый и любит красоту. Он — Единственный и любит всё нечётное.
Если бы единственным наказанием за грехи было то, что они лишают человека всех этих качеств и характеризуют его противоположными атрибутами, то этого было бы достаточно. Движение мысли превращается в наущение (васваса), наущение — в желание, желание крепнет и постепенно перерастает в твёрдое намерение, которое выливается в поступок. Впоследствии этот поступок превращается в неотъемлемое качество и укоренившуюся особенность, и избавиться от него так же трудно, как избавиться от связанных с ним качеств.
Всё это значит, что чем больше грехи обволакивают человека, тем менее ревностно он заботится о себе, своей семье и остальных людях. Ревность покидает его душу до тех пор, пока он не перестаёт порицать свои собственные и чужие безобразные поступки, и когда такое происходит, он входит в дверь погибели.
Многие из таких людей не только перестают порицать непристойные и несправедливые поступки, но и одобряют и даже расхваливают их. Они призывают других совершать их и помогают им в этом. Поэтому сводники считаются самыми скверными людьми, и они никогда не войдут в Рай. То же можно сказать о тех, кто объявляет дозволенным и расхваливает несправедливость и посягательство на чужие права. Задумайся над тем, что побуждает их поступать так, и ты увидишь, что это — недостаток ревности.
Из этого ясно, что ревностное стремление сохранить честь — это основа религии, и тот, кто лишён этого чувства, фактически лишён религии. Ревность оберегает душу и тело, отдаляет зло и всё непристойное. Отсутствие ревности, наоборот, умерщвляет душу и губит тело, лишая человека защиты.
Ревность защищает сердце подобно силе, помогающей организму сопротивляться болезням. Когда эта сила исчезает, организм перестаёт сопротивляться наступающей болезни, и это может привести к летальному исходу. Ревность подобна рогам буйвола, которыми он защищает своего ребёнка, и если его рога сломаны, то враг желает покончить с ним.
О последствиях грехов. Из книги «Болезнь и излечение» Ибн Каййим аль-Джаузийя