Смирение

 

Смирение

Жизнь посланника Аллаха, , является ярким примером проявления смирения и мягкости по отношению к людям. Передают со слов ‘Ийада бин Химара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

] ????? ??????? ??????? ??????? ???? ??????????? ? ????? ??? ???????? ?????? ????? ?????? ? ????? ?????? ?????? ????? ??????[

«Поистине, Аллах, ниспославший мне откровение, (сказал, что следует) вам проявлять смирение[1], чтобы никто не похвалялся перед другим и никто не притеснял другого».[2]

Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:

? (Однажды) пророк, , проходил мимо группы (людей из племени) аслам, которые упражнялись в стрельбе из лука, и посланник Аллаха, , сказал:

]( ??????? ????? ???????????? ??????? ????????? ????? ????????? ??????? ??????? ???? ????? ??????? ) . ????? :?????????? ?????? ?????????????? ????????????? ? ??????? ??????? ??????? ?????? ??????? ???????? ????????? : (??? ?????? ??? ????????? ? ) . ??????? : ?????? ??????? ???????? ???????? ? . ????? ?????????? ?????? ??????? ???????? ????????? : ( ??????? ??????? ???????? ????????? )[

«Стреляйте, о сыны Исма‘ила, ибо, поистине, отец ваш был (хорошим) стрелком, что же касается меня, то я (на стороне людей из) такого-то (племени)[3]». (Услышав это,) люди одной из этих двух групп прекратили стрелять, а посланник Аллаха, , спросил: «Почему же вы не стреляете?» Они сказали: «О посланник Аллаха, как же мы будем стрелять, если ты с ними?» Тогда (посланник Аллаха, ,) сказал: «Стреляйте, ибо я - со всеми вами!»[4]

Известно, что, когда посланник Аллаха, , проходил  мимо игравших детей, он всегда приветствовал их и был неизменно приветлив к ним, несмотря на то, что Аллах выделил его среди всех людей и вознес пророка, , на недосягаемую для других высоту.

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

- По своему характеру посланник Аллаха, , был лучшим из людей. Однажды, когда он послал меня по какому-то делу, я сказал: «Клянусь Аллахом, я не пойду!» - хотя в душе своей я решил отправиться туда, куда велел мне пойти пророк, . После этого я отправился в путь и шел, пока не встретил детей, которые играли на рынке, и там посланник Аллаха, , который подошел сзади коснулся моего затылка. Взглянув на него, я увидел, что он улыбается. Он сказал: «О Унайс[5], отправляйся туда, куда я тебе велел», а я сказал ему в ответ: «Да, я иду, о посланник Аллаха!»[6]

Анас, да будет доволен им Аллах, также сказал:

- Я служил посланнику Аллаха, , десять лет, и он ни разу не сказал мне: «Уф!»[7] Когда я делал что-либо, он (ни разу) не спросил меня: «Зачем ты сделал это?» - если же я не делал чего-либо, он (ни разу не спросил меня): «Почему ты не сделал того-то?»[8]

Посланник Аллаха, , который стремился привить это качество и своим сподвижникам, говорил:

] ???? ??????? ????? ??????? ?????????? ? ?????? ???????? ??????? ??????? ??????????[

«Если пригласят меня отведать баранью ногу[9], я обязательно приму приглашение, и если подарят мне баранью ногу, я обязательно приму (этот подарок)».[10]

Верующий всегда помнит о том, что слава принадлежит только Аллаху, и поэтому ради Аллаха он смиряется перед людьми, проявляет по отношению к ним мягкость и доброту, не превозносится над ними и не презирает их, поскольку все это запретил посланник Аллаха, , который сказал:

]???????? ??????? ???? ???????? ???? ???????? ??????? ???????????[

«Для того, чтобы совершить дурное, достаточно человеку проявить презрение по отношению к своему брату».[11] Посланник Аллаха, , также сказал:

]??? ????????? ?????? ??????? ?????? ???????? ???????[

«Аллах непременно возвысит того, кто станет придерживаться смирения ради Аллаха».[12]

Некоторые люди унижаются перед богатыми или высокопоставленными людьми из-за его богатства одних и высокого положения других, однако это не считается смирением, которое следует проявлять только ради Аллаха Всевышнего.



[1] Аль-Куртуби поясняет смысл понятия “смирение” следующим образом: «Смирение есть покорность и подчинение, требующие наличия того, по отношению к кому это смирение  следует проявлять. Таким объектом является Аллах Всевышний, а также все те, по отношению к кому Аллах велел проявлять смирение, например, посланник (Аллаха) , , имам, правитель, улем и отец. Подобное смирение представляет собой обязательное и похвальное качество, за которое Аллах возвышает человека в обоих мирах. Что же касается проявления смирения по отношению к другим людям, то в основе своей оно является похвальным, рекомендуемым и желательным, если проявляется ради Аллаха Всевышнего, а того, кто обладает подобным качеством, Аллах возвысит в сердцах людей, и сделает так, что они будут хорошо отзываться о нем, и возвысит его в мире вечном. Если же говорить о проявлении смирения по отношению к любящим мир этот и несправедливым людям, то оно является проявлением покорности, которая не приведет к славе, и промахом, который не приведет к возвышению и не повлечет за собой ничего, кроме унижения в мире вечном».

[2] Этот хадис приводит Муслим.

[3] То есть я поддерживаю стрелков одной из двух соревновавшихся в стрельбе групп.

[4] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[5] Унайс ? уменьшительное от Анас.

[6] Этот хадис приводит Муслим.

[7] То есть не выразил мне своего неудовольствия чем-либо.

[8] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[9] В тексте “зира‘ ау кура‘” ? переднюю или заднюю ногу.

[10] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[11] Этот хадис приводит Муслим.

[12] Этот хадис приводит Муслим.

 

???? ?????? ? ??????? ?????????  МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА  И НРАВСТВЕННОСТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика