Отношение к друзьям
Отношение к друзьям
Мусульманин стремится выбрать себе друга, так как друзья оказывают большое влияние на поступки человека и на всю его жизнь в целом. Разъясняя нам, какое воздействие на человека оказывают праведные и плохие друзья, посланник Аллаха, , сказал:
]?????? ?????????? ?????????? ??????????? ????????? ????????? ????????? ???????? ? ????????? ????????? : ?????? ???? ?????????? ? ???????? ???? ????????? ?????? ? ???????? ???? ?????? ?????? ?????? ????????? ? ????????? ???????? : ?????? ???? ???????? ????????? ? ???????? ???? ?????? ?????? ????????? [
«Поистине, праведный товарищ и дурной (товарищ) подобны продавцу мускуса и (человеку), раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он либо подарит тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние».[1]
Мусульманин стремится к тому, чтобы в основе его общения с друзьями лежали любовь и ненависть ради Аллаха, так как Всемогущий и Великий Аллах пообещал, что тех, кто любил друг друга ради Аллаха, Он укроет в Своей тени в тот День, когда иной тени не будет. Перечислив тех семерых, кого Аллах укроет в Своей тени, посланник Аллаха, , упомянул и о «(тех двоих, которые) любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь[2] (только) ради Него».[3]
Посланник Аллаха, , также сказал:
]??????? ???? ????? ????? ?????? ????????? ??????????? ???? ??????? ??????? ??????????? ??????? ???????? ?????? ?????????? ?????? ??????? ????????? ??? ????????? ?????? ??????? ?????? ???????? ???? ??????? ??? ????????? ????? ???????? ???? ???????? ??? ????????[
«Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем все остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».[4]
Искренние советы относительно религиозных и мирских дел человеку могут дать только верующие друзья, которые станут приходить к нему только с благом, говорить с ним только о благом, хранить его тайны, скрывать его недостатки и прощать промахи.
Что же касается дурного товарища, то он будет указывать человеку путь к дурному, рассказывать о его недостатках, позорить его, сбивать с пути и увлекать к гибели. Аллах Всевышний сказал:
«В тот День, когда станет кусать (себе) руки несправедливый, восклицая: “О если бы избрал я путь вместе с посланником! * О горе мне! О если бы не брал я себе в друзья такого-то! * Он увел меня от Поминания[5] после того, как оно пришло ко мне!” Шайтан (всегда) оставляет человека без помощи».[6]
[1] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[2] Под расставанием здесь подразумевается смерть.
[3] Этот хадис приводит Муслим.
[4] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[5] Имеется в виду Коран.