Как следует просить разрешения войти
Как следует просить разрешения войти
Ислам побуждает мусульманина, который хочет войти в чужой дом, придерживаться определенных правил. указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего, Который сказал:
«О те, кто уверовал! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей. Это лучше для вас, чтобы вы могли поучаться».[1] Аллах Всевышний также сказал:
«А когда ваши дети достигнут половой зрелости, пусть они спрашивают разрешения, как спрашивали (повзрослевшие) до них: так Аллах разъясняет вам Свои знамения, а Аллах - Знающий, Мудрый».[2]
Ислам позволяет нам без разрешения заходить на рынки или в любые общественные места, если они никем не охраняются. Аллах Всевышний сказал:
«Не будет на вас греха, если вы (без разрешения) будете входить в дома, где никто не живет, (в тех случаях, когда) вам что-то нужно, а Аллаху ведомо и то, что вы обнаруживаете, и то, что вы скрываете».[3]
Человеку, который хочет войти к кому-либо, следует останавливаться справа или слева от дверей дома и не поднимать глаз, когда ему откроют, поскольку так поступал посланник Аллаха, . Передают, что сподвижник пророка, , ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда пророк, , приходил к кому-нибудь, он останавливался у стены дома, а не прямо напротив двери».[4] Испрашивать разрешения вменяется в обязанность для того, чтобы посетитель отводил взор и не смотрел на то, чего ему не следует видеть, а хозяева могли прикрыть те части тела, которые не следует видеть посторонним (‘аурат). Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
]???????? ?????? ??????????????? ???? ?????? ?????????[
«Испрашивать разрешения было велено из-за (нескромных) взоров».[5]
После этого следует произнести слова приветствия, а потом попросить разрешения войти, поскольку именно так учил поступать пророк, . Передают со слов Каляды бин Ханбаля, что однажды Сафван бин Умаййа велел ему отнести пророку, , который находился в верхней части вади[6], молоко и маленькие огурцы. Каляда сказал:
- Я вошел к нему, не поприветствовав его и не попросив разрешения войти, и тогда пророк, , сказал:
]??????? ?????? ?????????? ?????????? ??????????[
«Вернись и скажи: “Мир вам, можно ли мне войти?”».[7]
Это случилось после того, как Сафван принял ислам.
Если пришедшего спросят: «Кто там?» - он должен ясно назвать свое имя, а не отвечать: «Я», или говорить нечто столь же неопределенное. Посланник Аллаха, , не любил, когда люди, поздно приходившие к нему, поступали подобным образом, поскольку такой ответ ничего не говорит о человеке. Сообщается, что Джабир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- (Однажды) я пришел к пророку, , и постучал в дверь. Он спросил: «Кто это?» Я ответил: «Я», а он (стал повторять): «Я, я», (говоря это так, что мне показалось), будто (мой ответ) ему не понравился.[8]
Просить разрешения войти следует не более трех раз, так как посланник Аллаха, , сказал:
]??????????????? ??????? ? ?????? ?????? ???? ???????? ?????????[
«Разрешения войти (следует спрашивать) трижды, и если тебе будет позволено (войти, то входи), в противном же случае возвращайся обратно».[9]
Если человеку, который попросит разрешения войти будет сказано: «Возвращайся», ему следует вернуться, не считая это зазорным для себя, поскольку, поступив так, он выполнит веление Аллаха Всевышнего, Который сказал:
«И если вы в них никого не найдете, то не входите туда, пока вам не разрешат, а если скажут вам: “Возвращайтесь”, то вернитесь. Это чище для вас, а Аллах знает о том, что вы творите».[10]
Совершеннолетние дети и слуги должны просить разрешения войти в комнату родителей в трех случаях:
а) до наступления времени утренней молитвы;
б) во время полуденного отдыха;
в) после завершения вечерней молитвы.
Эти периоды являются периодами уединения, а людям запрещается нарушать уединение других людей без разрешения, чтобы они не увидели то, что Аллах велел скрывать от посторонних. В другое время детям можно входить к родителям и без разрешения, а Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Пусть ваши рабы и не достигшие половой зрелости из вас просят у вас разрешения (войти) в трех (случаях): перед утренней молитвой, и когда вы снимаете ваши одежды из-за полуденной (жары) и после вечерней молитвы. (В течение этих) трех (периодов) вы обнажены, а после этого ни на вас, ни на них не будет греха (за вход без разрешения, ибо) так приходите вы друг к другу (по разным делам)».[11]
[1] “Свет”, 27.
[2] “Свет”, 59.
[3] “Свет”, 29.
[4] Этот хадис приводит Ахмад.
[5] Этот хадис приводит Муслим.
[6] Вади ? долина; сухое русло.
[7] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.
[8] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[9] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[10] “Свет”, 28.