Поклонение
Что такое поклонение?
Для того чтобы исповедовать единобожие, необходимо выполнять два положения:
а) свидетельствовать о единстве сущности и атрибутов Аллаха;
б) посвящать все формы поклонения только Ему одному.
Поклонение — это понятие, объединяющее все слова и поступки, явные и скрытые, которые Аллах любит и которыми Он доволен. К явным относятся произнесение двух свидетельств, совершение намаза, соблюдение поста и т.п., а к скрытым — вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, страх, надежда и т.д.
Поклоняется Аллаху тот, кто одновременно ощущает страх и надежду
Правильное поклонение побуждает человека одновременно питать любовь к Аллаху, бояться Его, смиряться перед Ним и страстно надеяться на Его милость. Если человек поклоняется Аллаху, не питая любви и не ощущая страха и надежды, то его поступки — бессодержательные движения, ничего не значащие для него.
Тот, кто поклоняется из любви к Аллаху, не испытывая смирения, страха и надежды, часто впадает в грехи и ослушается Его. Заявляя о своей любви к Аллаху, он перестает совершать праведные поступки и осмеливается грешить. Люди издавна говорят о своей любви к Аллаху, не совершая добрых дел, и поэтому Он испытал их аятом:
«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (Аль ‘Имран, 31). Следовательно, кто говорит о своей любви к Аллаху, но не следует путем Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, тот лжет.
Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если вы увидите человека, который ходит по воде или летает по воздуху, то не верьте ему, пока не убедитесь в том, что он следует путем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
То же относится к надежде, если она не сочетается со страхом перед Аллахом, потому что такой человек осмеливается ослушаться Его и чувствует себя в безопасности от Его хитрости:
«Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!»
(Аль-А‘раф, 99).
То же относится к страху, если он не связан с надеждой на Аллаха, потому что такой человек думает об Аллахе неподобающим образом и отчаивается в Его милости. Всевышний сказал:
«Отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (Йусуф, 87).
Правильное поклонение возможно только тогда, когда человек испытывает одновременно и страх, и надежду:
«Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» (Аль-Исра, 57);
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа [, равен неверующему]?» (Аз-Зумар, 9).
Всевышний сказал о семье пророка Закарийи:
«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами» (Аль-Анбийа, 90).
Праведный раб иногда бывает переполнен надеждой, и тогда он словно готов взлететь от любви к Аллаху. Иногда же им овладевает страх, и он сжимается, трепеща перед Всевышним Аллахом. Он словно растворяется в надежде обрести довольство своего Господа, устремляется к Нему, опасаясь Его наказания. Он ищет у Него убежища и спасения, надеется на то, что есть у Него.
Столпы поклонения
Поклонение зиждется на трех столпах.
1. Искренность. Раб должен поклоняться только ради Аллаха и только из стремления к последней обители. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
???????? ??????????? ?????????????? ?????????? ??????? ??????? ??? ????? ? ?????? ??????? ?????????? ????? ??????? ???????????? ???????????? ????? ??????? ???????????? ?????? ??????? ?????????? ????????? ??????????? ???? ????????? ??????????????? ???????????? ????? ??? ??????? ????????
«Все дела оцениваются по намерениям, и каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался [обрести], и поэтому совершивший переселение к Аллаху и Его Посланнику, переселится к Аллаху и Его Посланнику, а переселявшийся ради мирских благ или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся»[1]. Следовательно, отсутствие искренности делает поклонение тщетным.
2. Правдивость. Под этим мы подразумеваем решимость раба изо всех сил выполнять веления Аллаха, остерегаться нарушения Его запретов, его готовность к встрече с Ним и нежелание проявлять слабость и леность в повиновении Ему.
3. Следование путем Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Поклоняться Аллаху можно только в соответствии с Его шариатом и установлениями Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается поступков, которые люди совершают, не имея знаний, то они являются религиозными новшествами, от которых предостерег Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Он укорил тех, кто поступает так, и сообщил, что такие поступки — заблуждение. Он сказал:
????? ?????????? ???????? ? ??????? ???????? ????????? ? ??????? ????????? ??? ????????
«Каждое нововведение — это ересь, и каждая ересь — это заблуждение, и каждое заблуждение приводит в Огонь». Деяния того, кто совершает ересь, отвергаются и не принимаются Аллахом.
В обоих «Сахихах» приводится рассказ ‘Аиши о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ???? ???????? ??? ????????? ????? ??? ?????? ????? ?????? ?????
«Если кто-либо внесет в это дело наше то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто». В версии Муслима сказано:
???? ?????? ??????? ?????? ???????? ????????? ?????? ?????
«Если кто-либо совершит поступок, который мы не приказывали совершать, то он будет отвергнут»[2].
Поклонение невозможно без соблюдения этих столпов
Если нет истинной решимости, не может быть и поклонения. Без нее поклонение превращается в надежды и ожидания, и стоит человек вознамериться совершить что-либо, как его желание пропадает и исчезает. И Всевышний Аллах не принимает поклонения, если оно лишено искренности и не соответствует пути Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Формы поклонения, которые посвящаются Аллаху
Обряды поклонения нельзя посвящать никому, кроме Аллаха, и их можно разделить на несколько видов.
1. Убеждения
Это основа всякого поклонения. Раб должен быть убежден в том, что Аллах — Единственный Господь, Который творит и повелевает. Он приносит пользу или причиняет вред, и у Него нет сотоварищей. Никто не может заступиться перед Ним без Его позволения, и никто не заслуживает поклонения, кроме Него.
2. Чувства (душевные состояния)
Поклонение, совершаемое сердцем, нельзя посвящать никому, кроме Аллаха, и подобный поступок является приобщением сотоварищей к Нему (ширк). Форм такого поклонения много: страх, надежда, чаяние, опасение, смирение, любовь, раскаяние, упование, покорность.
3. Слова
Примером этого служит произнесение свидетельства единобожия. Быть убежденным в нем недостаточно — необходимо также произносить его. Сюда же относятся обращение к Аллаху за защитой, мольба о помощи и спасении, восхваление и прославление Его, чтение Корана.
4. Поступки, совершаемые телом
Это намаз, пост, хадж, заклание жертвы, обет и т.д.
5. Пожертвования из имущества
Это закят, всевозможные пожертвования, искупительная милостыня, жертвоприношение, прочие расходы.
[1] Этот хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом, настолько известен, что нет необходимости в указании источников. В своей книге «Макасид аль-мукаллафин» (С. 519) я упомянул различные версии данного хадиса и указал на их источники.
[2] Ибн аль-Асир сообщил, что его передали аль-Бухари, Муслим и Абу Давуд. См.: Джами‘ аль-усул (75).
Вера в Аллаха Умар бин Сулайман аль-Ашкар Перевод: Э. Кулиев