Дела оцениваются по их завершению
Передает Сахль ибн Са’д ас-Са’иди: «Пророк (да благословит его Аллахи приветствует) посмотрел на одного человека,который сражался с многобожниками (а он был одним из тех мусульман,которые были наиболее непреклонны по отношению к ним), и сказал: «Кто желает посмотреть на человека из числа обитателей Огня, пусть посмотрит на этого».Тогда за названным бойцом последовал один человек, и продолжалось этодо тех пор, пока бойца этого не ранили. И он ускорил свою кончину – оннаправил острие меча себе на грудь и налег на него всей тяжестью так,что оно вышло между его лопаток. Тогда Пророк (да благословит его Аллахи приветствует) сказал: «Поистине, (бывает так, что) рабделает, как это представляется людям, дела обитателей Рая, а на самомделе он из числа обитателей Огня. И (бывает так, что) раб делает, какэто представляется людям, дела обитателей Огня, а на самом деле он изчисла обитателей Рая… Поистине, дела оцениваются по их завершению» (Аль-Бухари, № 6493).
* * *
1. В этом хадисе содержится новое доказательство того, что Мухаммад(да благословит его Аллах и приветствует) был Пророком. Он сообщил осудьбе этого человека, в то время, когда обстоятельства указывали какраз на обратное тому, о чем он сказал. Обычный человек не может знать отом, что произойдет, до того, как оно произойдет – если только он непророк, получающий Откровение от Всевышнего Аллаха. Человек этот былодним из лучших воинов, наиболее жестко относившихся к неверующим,однако Всевышний Аллах сообщил Своему Пророку (да благословит его Аллахи приветствует) о том, каким будет его конец. Преславен Аллах, Ведающийсокровенное!
2. Этот человек убил себя. А самоубийство бывает двух видов:
- Когда человек убивает себя, считая, что это дозволено. Он убежден,что это тело является его собственностью, и он имеет право делать с нимвсе, что угодно, и Аллах не может указывать ему, что с ним делатьможно, а чего нельзя. Этот человек – неверующий, потому что онотвергает то, что известно всем и является одной из основных нормрелигии. Самоубийство в Исламе категорически запрещено, и относительноэтого не существует никаких разногласий.
- Когда человек совершает самоубийство, не считая это дозволенным,однако Шайтан подтолкнул его к этому, и он убил себя, зная, что этозапрещено. Он понимал, что не должен делать этого, но под влияниемневыносимой боли от раны все-таки сделал. Этот человек совершил великийгрех, и он считается убийцей. Его ждет наказание в Огне – столько,сколько пожелает Всевышний Аллах, - но он не останется в Огне навечно.В конце концов, он выйдет оттуда и войдет в Рай – после того, каквкусит наказание за свои грехи и очистится.
Что же касается того, что некоторые люди в государствах, где имеетместо военный конфликт, взрывают себя вместе с врагом, убивая его ипогибая сами, то это разрешено только при соблюдении двух условий:
- У него должно быть намерение сделать это ради Аллаха и им должноруководить желание поднять знамя Ислама и принести ему победу. Такимобразом, исключаются те, кто сражается на почве национализма, например,а также атеисты любого рода и те, кто сражается напоказ людям илижелает установить светское, а не исламское государство и т.д.
- Его действие должно быть единственным способом убить врага. Еслиже есть иной способ, которым можно достичь той же цели, без того, чтобывзрывать себя вместе с врагом, то этого делать нельзя, потому что вэтом случае убийство себя становится для данного человека одной из техцелей, которые он преследует, и это уже самоубийство. А в первом случаеон не хочет убивать себя, но желает убить врагов, однако сделать это онможет одним-единственным способом – взорвать себя вместе с ними.
3. Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):«Поистине, (бывает так, что) раб делает, как это представляется людям,дела обитателей Рая, а на самом деле он из числа обитателей Огня» - этоне общее правило, и это не относится ко всем без исключения людям, иэто не относится даже и большинству из них, а лишь к некоторым, ислучается это по воле самого человека, а не по принуждению.
Таким образом, этот хадис предостерегает человека, делающего многоблагого, от обольщения своими делами, ибо конец их знает только Аллах.Конец этот может быть благим, а может быть и дурным. Поэтому верующийдолжен всегда быть послушным Аллаху и бояться Его, не впадая всамолюбование и самообольщение, а укреплять свою веру и совершать какможно больше благих дел. Этот хадис также открывает дверь надежды ипокаяния перед грешником. Он словно говорит ему: «Поистине, ты можешьизменить завершение своей жизни, стереть свое прошлое, раскаяться всвоих грехах, и воздаянием тебе будет Рай».
Обе части хадиса побуждают к покорности Аллаху и вменяют ее нам вобязанность. Именно так и осуществляется правильное воспитание.
4. «Поистине, дела оцениваются по их завершению». Так что же – всепредыдущие старания и весь приложенный труд не имеет никакой ценности?И неужели единственный критерий – завершение дела?
Если бы, например, преподаватель, проверяя экзаменационные листы,читал только последнее предложение, и если оно оказывалось правильным,засчитывал студенту успешную сдачу экзамена, и если оно оказывалосьневерным, считал, что этот студент проваливался на экзамене, это былобы явной несправедливостью, которой никто бы не потерпел. Так что жевсе-таки означает хадис?
Завершения дел бывают двух видов:
- Завершения, которые в корне изменяют всю жизнь человека. Как есличеловек становится неверующим, отрекаясь от Ислама, или, напротив,принимает Ислам после того, как был неверующим, а также если человекприносит покаяние после совершения греха. Такого рода события стираютпрошлое, и рассчитан человек будет только за завершение, а не за то,что предшествовало ему.
Это можно представить на примере. Студент правильно ответил на всеэкзаменационные вопросы, но потом, прежде, чем сдать листок, взял ручкуи зачеркнул все, что написал. Преподаватель не будет читатьзачеркнутое, и это будет считаться недействительным, аннулированным,поскольку студент зачеркнул написанное по своей воле, и в этом случаепреподавателя никак нельзя считать несправедливым.
- Завершения, которые не считаются коренными изменениями. Они нестирают то, что было до них. Например, мусульманин, послушный Аллаху,умирает, совершая какой-нибудь грех. Скажем, он злословит о ком-то илислушает запретные песни и внезапно умирает. Или же мусульманин-грешникумирает, делая нечто хорошее, однако при этом он не раскаивался в своихгрехах. Подобное завершение дел не стирает прошлое, и в таком случаевзвешиваются все его дурные и благие дела, включая как совершенныедавно, так и совершенные недавно. При этом из его дел ничего неисключается.
И если человек, о котором идет речь в этом хадисе, считалсамоубийство дозволенным, то он – неверующий, и его неверие (куфр)стирает все, что было до него, и он навечно попадает в Огонь.
Если же он был неверующим изначально, то его участие в сражении несчитается коренным изменением в его жизни и не устраняет его неверия, иего тоже ожидает вечное пребывание в Огне.
Что же касается мусульманина, который сражался, а потом покончил ссобой, не считая это дозволенным, то он совершает грех, но грех этот нестирает все, что было до него. Поэтому взвешиваются все без исключениядела этого человека, и если перевесят его благие дела, он войдет в Рай,а если перевесят его дурные дела, он войдет в Огонь, но после того, какискупит свои грехи, он войдет в Рай. А Аллах знает обо всем лучше.
14-й хадис из 21-го. Книга доктора Шараф Аль-Куда "СМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ".
Перевод с арабского НАЦ "БАДР ЦЕНТР"