Не следует подчиняться тому, что приведет к ослушанию Аллаха

ИзображениеСообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Не следует подчиняться (тому, что приведёт к) ослушанию (Аллаха),подчиняться необходимо лишь в (том, что соответствует) одобряемому(шариатом)». Аль-Бухари и Муслим.
Этот хадис накладывает ограничения на проявления повиновенияобладателям власти, родителям и супругу, повиновение которым вменяетсяшариатом в обязанность. Объясняется это тем, что каждому извышеупомянутых лиц следует повиноваться сообразно его положению итолько в том, что одобряется шариатом. При этом во многом из того, чтошариат велит людям, он отсылает их к обшепринятым обычаям, примеромчего могут служить веления проявлять почтительность по отношению кродителям, поддерживать родственные связи, придерживатьсясправедливости и оказывать благодеяния всем людям. То же самоеотносится и к велению повиноваться тем, кому повиноваться обязательно.
 Однако всё это связано с вышеупомянутым ограничением. Имеется в виду,что если кто-нибудь из вышеперечисленных лиц прикажет ослушатьсяАллаха, что может выразиться в совершении чего-нибудь запретного илиотказе от совершения обязательного, то повиноваться сотворённомусуществу, допуская неповиновение Аллаху, не следует. Так, есликто-нибудь из них велит убить невиновного, или избить его, или забратьего имущество, или отказаться от совершения обязательного хаджжа, илиотказаться от одного из других обязательных видов поклонения1,или порвать связи с теми, с кем их следует поддерживать, то подчинятьсяим не нужно, поскольку в первую очередь повиноваться необходимо Аллаху,а потом уже людям.
  В данном хадисе подразумевается, что есливменяемое шариатом в обязанность проявление повиновения кому-либо извышеуказанных лиц потребует отказаться от каких-либо добровольных формпоклонения, то следует отдать предпочтение повиновению им, посколькуотказ от добровольного не является ослушанием Аллаха. Так, например,если муж запретит своей жене поститься добровольно или же совершитьдобровольный хадж2, или если правитель отдаст человеку такойприказ, касающийся дел управления, который потребует отказа отсовершения желательного, то предпочтение надо будет отдать обязательному3.
 Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «…подчинятьсянеобходимо лишь в (том, что соответствует) одобряемому» имеют отношениек тому, о чём мы уже упомянули, а также и к способностям и возможностямчеловека, поскольку одна из основ шариата связывает выполнениеобязанностей с наличием соответствующих возможностей. Здесь имеется ввиду тот хадис, в котором сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будетдоволен им Аллах, сказал:
  – Когда мы клялись посланнику Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, в том, что будем слушать его иповиноваться ему, он говорил нам: «В том, что будет вам по силам».

___________________

  1 Например, соблюдения поста во время рамадана, совершения обязтельной молитвы и так далее.
  2 То есть: такой хаджж, который совершается уже не в первый раз.
  3 В данном случае – подчиниться, соответственно, мужу и правителю, что обязательно по шариату.


Шайх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, "Радость сердец благочестивых".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика