Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь.
Сура Аль Имаран
Тафсир Шейха Ас Саади
26. Скажи: «О Аллах, Владыка царства!Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у когопожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, когопожелаешь. Все благо – в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякуювещь.
Всевышний повелел Своему пророку и всемего последователям открыто возвещать о том, что Господь являетсяединственным, кто распоряжается делами вселенной, управляет небесным иземным мирами и обладает абсолютной властью. Он дарует власть, комупожелает, и лишает власти, кого пожелает, и возвеличивает, когопожелает, и унижает, кого пожелает.
Происходящее во вселенной неподчиняется желаниям людей Писания или других творений, посколькусудьба всего сущего зависит от воли и решений Аллаха. Никто не способенвоспротивиться Его воле, либо повлиять на Его предопределение. Онуправляет судьбами людей во времени и распоряжается самим временем. Всеблагое и хорошее исходит только от Него, ибо только Он одаряет Своихрабов благами и вознаграждением. Что же касается зла, то его не следуетсвязывать с именами, качествами и деяниями Аллаха, хотя оно такжесотворено Аллахом и зависит от Его предопределения и судьбы.
Божественное предопределение включает всебя как добро, так и зло, потому что во владениях Аллах происходиттолько то, что угодно Аллаху. Однако зло нельзя связывать с Аллахом,говоря: "Господи! Все добро и зло – в Твоей длани". Мусульманин долженговорить, что всякое добро зависит от Аллаха, как этому нас научилиАллах и Его посланник. Некоторые толкователи отмечали, что зло такженаходится в руках Аллаха, однако такое дополнение являются очевиднойошибкой. Они считали, что если человек связывает с Аллахом толькодобро, то его слова противоречат всеобщности Божьего предопределения исудьбы, но мы уже разъяснили несостоятельность подобных утверждений.
27. Ты удлиняешь день за счет ночи иудлиняешь ночь за счет дня. Ты выводишь живое из мертвого и выводишьмертвое из живого. Ты даруешь удел без счета, кому пожелаешь».
Аллах вводит день в ночь и вводит ночьв день благодаря тому, что часы одного времени суток становятся часамидругого времени суток. В результате этого одно время сутокувеличивается за счет уменьшения другого времени суток, и это приноситтворениям огромную пользу. Аллах также выводит живое из мертвого, когдапревращает семена в различные травы и деревья или когда превращаетневерующего человека в правоверного, и выводит мертвое из живого, когдана деревьях и кустарниках произрастают семена и зерна или когда птицынесут яйца. Он превращает друг в друга совершенно антагонистичныетворения, и Ему подвластны любые вещества и любая материя.
Аллах также сообщил, что Он наделяетуделом безо всякого счета, кого пожелает. В другом кораническомоткровении говорится о факторах, способствующих обретению земногоудела. Всевышний сказал:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, ктоуповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело.Аллах установил меру для каждой вещи» (65:2-3). Вот почемурабы должны просить пропитание только у Аллаха и совершать поступки,способствующие обретению земного удела.