Семеро, которых Аллах укроет в Своей тени
? ?? ??????
Хвала Аллаху, Господу миров, мир иблагословления посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества,достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а так жесвидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник.
А затем:
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Есть семь категорий людей, которые получат убежище под Господней тенью[1]в День Суда, когда не будет никакой другой тени, помимо Его тени. Этобудут: справедливый правитель; юноша, который провел свою юность впочитании и служении Аллаху; и тот чье сердце было постоянно прикованок мечети; два любящих человека, которые возлюбили друг друга во имяАллаха и которые соединились ради Него, а потом ради Него расстались;так же тот, который был приглашен на греховную утеху богатой, красивойженщиной, но отказался, говоря: я гнева Господа страшусь. И тот, ктодает милостыню втайне, не выставляя это напоказ, так чтобы левая рукане знала, что творит правая. И тот, чьи глаза проливаются слезой припоминании Аллаха в уединении"[2].
Аллах Всевышний соберет все Свои творения в Судный день, первых из них и последних:
«Аллаху принадлежит то, что нанебесах, и то, что на земле, дабы Он воздал злодеям за то, что онисовершили, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем)». Сура ан-Наджм 31 аят.
Это будет день очень длинный, деньвеличайших и сильных потрясений, день страшный. Аллах предостерегаетСвоих рабов и приказывает им готовиться к этому дню:
«О люди! Бойтесь вашегоГоспода! Воистину, сотрясение Часа является ужасным событием. В тотдень, когда вы увидите его, каждая кормящая мать забудет того, кого онакормила, а каждая беременная женщина выкинет свой плод. Ты увидишьлюдей пьяными, но они не будут пьяны, зато мучения от Аллаха будуттяжки». Сура аль-Хадж 1-2 аяты.
В этот день солнце приблизится к творениям и будет на расстоянии «милля»,и люди в меру своих грехов погрузятся в собственный пот. Кто-то будет впоту по щиколотку, кто-то по колено, кто-то по пояс, а для некоторыхпот достигнет ртов[3].
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"В День воскресения люди будут обливаться потом так (сильно), что потих пропитает собой землю на семьдесят локтей (в глубину, а некоторыхиз) них пот обуздает как уздечка "[4].
В этих страшных обстоятельствах Аллахукроет в Своей тени, этих семерых, так давайте же взглянем ипоразмышляем над их делами, по средством которых они заслужили такоевоздаяние.
Первый, — этосправедливый правитель, который, руководствуясь Истиной правил своимиподчиненными, и сторонился страстей, как сказал Аллах:
«О Давуд (Давид)! Воистину, Мыназначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости ине потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха.Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения зато, что они предали забвению День расчета». Сура Сод 26 аят.
Он правил, следуя повелениям Господа своего, Свят Он и Велик:
«Воистину, Аллах велит вамвозвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить посправедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чемувещевает вас Аллах! Воистину, Аллах Слышащий, Видящий». Сура ан-Ниса 58 аят.
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Истинно, взвешивающие правильно —перед Аллахом на кафедрах из света — по правую руку от Милостивого.Всепочитаем Он и Всеславен. При этом обе Его руки — правые. Они те,которые поступают справедливо в своём правлении, в своей семье и вовсем другом, за что они отвечают"[5].
Это воздаяние тем, кто был справедлив всвоих решениях, кто каждому давал его право. А теперь посмотрите навоздаяние тех, кто бесчинствовал и был несправедлив.
Аллах Всевышний говорит:
«Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят беззаконники. Он лишь дает им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры».Сура Ибрахим 42 аят.
Передается от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Каждыймужчина, которому поручили в ответственность десять или более человек,в судный день будет приведен к Аллаху с закованными к шее руками.Освободит его от этого лишь его благочестие, грех же оставит его вподобном положении. Начало этого будет огорчающим, процесс этоговызовет глубокое сожаление, а завершится это, его позором в судный день"[6].
Передается от Ма'кыля Ибн Яссара, что он слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если любой из рабов, кого Аллах поставил пасти паству, умирая, окажется мошенником (обманывающим) свою паству, то Аллах обязательно запретит ему Рай"[7].
Второй, — это юноша,который провел свою юность в служении Аллаху. Аллах с детства облегчилдля него благие дела, поселил в его сердце любовь к ним, внушил емунеприязнь к дурному и помог ему отстраниться от этого. Все это попричине благочестивого воспитания и заботы старших о нем, либо попричине чего-либо другого. Аллах сохранил его от того, в чемвоспитываются многие другие подростки, проводящие время в постоянныхиграх, баловстве, пропуская молитвы, всецело погружаясь следованиюстрастям и удовольствиям.
Аллах похвалил благочестивое юношество в Словах Своих:
«Это были юноши, которые уверовали в своего Господа, и Мы увеличили их приверженность прямому пути». Сура аль-Кахф 13 аят.
В то время как юноши в этом возрасте,подвергаются сильным искушениям, удивление вызывает тот из них, ктоудерживает свои страсти и усердствует в поклонении Аллаху. За это он иудостаивается быть среди семерых, укрытых в тени Аллаха.
Этому юноше было известно, что онответственен за свою молодость, и он действовал в соответствии сзаветом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Воспользуйсяпятью до прихода пяти: молодостью своей перед старостью, досугом передзанятостью, жизнью перед смертью, здоровьем перед недугом и богатствомперед бедностью».[8]
Третий, — это мужчина,сердце которого было постоянно приковано к мечети. Выйдя из мечети, онне находил себе покоя ни в чем из дел, пока вновь не возвращался в нее.Ведь мечеть это дом Аллаха, то кто войдет в него, тот будет гостемВсевышнего Господа. Какое сердце может быть радостней и какая душабудет более счастлива, чем сердце и душа того, кто стал гостем Аллаха вЕго доме, под Его опекой!?
Подобные ему, воистину являются «оживляющими мечети», о которых сказал Аллах:
«Только тот оживляет мечетиАллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз,выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, ониокажутся на верном пути». Сура ат-Товба 18 аят.
Передается от Абу Дарды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мечеть, —это дом каждого богобоязненного. Аллах поручился для каждого, чьимдомом будет мечеть, тем, что его постигнет Милость и преодолеет он мост«ас-Сират» и достигнет он Довольства Аллаха и Его Рая"[9].
И этот хороший прием будет выражатьсядля них в этом мире, в спокойствии и умиротворенности что приобретут ихсердца, а в мире будущем, в том, что приготовит для них Аллах из щедротРая.
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Ктосходит в мечеть утром или вечером, тому Аллах приготовит в Садупристанище всякий раз, когда тот пойдет в нее утром или вечером"[10].
Четвертый, — это двое,которые любили брат брата ради Аллаха, собирались вместе ради Него иразошлись ради Него. И это, потому что лучшая связь, которая можетвозникнуть во взаимоотношениях между людьми, это любовь в Аллахе иненависть ради Аллаха.
Аллах Всевышний говорит:
«О те, которые уверовали! Есликто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет другихлюдей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будутсмиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будутсражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих. Таковамилость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах Объемлющий,Знающий». Сура аль-Маида 54 аят.
Передается в хадисе от Абу Умамы, дабудет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллахи приветствует, сказал: "Кто полюбил ради Аллаха ивозненавидел ради Аллаха, пожертвовал ради Аллаха и придержался радиАллаха, тот усовершенствовал свою веру"[11].
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Выне войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы, пока не возлюбитедруг друга. Хотите, я укажу вам на то, что нужно сделать, чтобывозлюбить друг друга? Распространите «Мир!» среди вас[12]".
И это одно из качеств, приобретаякоторые человек может почувствовать сладость веры. Эти два человека, ихне собрало вместе ни родство, ни мирские дела, их собрала вместе любовьради Аллаха Всевышнего и они были неразделимы, пока не разделила ихсмерть.
Передается от Абу Малика аль-Ашари, дабудет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллахи приветствует, сказал: «Поистине среди рабов Аллаха естьлюди, не принадлежащие ни к пророкам, ни к шахидам (павшим мученикам),но позавидуют им в день Воскресения пророки и шахиды за то положение,которые займут эти люди перед Всевышним Аллахом». Тут встал один из бедуинов, и с недоумением разводя руками, обратился к Пророку: «О посланник Аллаха, люди, простые люди, не пророки и не шахиды и им позавидуют пророки с шахидами? Опиши нам их».
Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся и ответил: "Этоте, кто возлюбили друг друга ради Аллаха, не будучи кровнымиродственниками и не связанные имущественными делами. Аллах приготовитдля них в Судный день кресла из света и усадит их на них, и лица ихозарит светом, и одежды им даст из света. Они не испытают страха, тогдакогда все будут в страхе, они любимцы Аллаха, на которых нет страха иони не будут опечалены"[13].
Пятый, — это тот,который был приглашен на греховную утеху, богатой, красивой женщиной,но отказался. Это была не простая обычная женщина, это была женщина,обладающая влиянием и необыкновенной красотой, красотой котораяопьяняет каждого взглянувшего на нее. Удержаться от такого не под силукаждому, спасется здесь лишь обладатель крепкого Имана.
Сказал Къадий Айяд: "Акцент на то,что она являлась обладательницей влияния и красотой, не спроста. Ведьмногие стремятся заполучить такую женщину и не многим это удается. Аэта женщина, объединила в себе два качества, и она по своему желаниюпризвала его овладеть ею, ему не надо утруждать себя ухаживанием за нейи соблазнением ее. Посему его терпение и удержание от порыва страстистрашась Аллаха Всевышнего, является высочайшим поклонением, за чтоАллах и воздает ему тем, что укроет его под Своей тенью. Обладательницавлияния, значит то, что она была из знатного и богатого рода"[14].
Аллах говорит:
«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай». Сура ан-Назиат 40-41 аяты.
Передается от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Однажды шли трое мужчин, и вдруг полил дождь, итогда они укрылись в горной пещере. Но упала перед входом их пещерыогромная каменная глыба с горы и заперла их. Тогда они сказали другдругу: «Вспомните, какие дела угодные Аллаху вы совершили! Посредствомэтих дел и призовите Аллаха Всевышнего. Быть может, тогда Аллахотодвинет её для вас». И один из них сказал: «Боже! Была у меня дочьдяди по отцу. Я полюбил её так сильно, как только может мужчинаполюбить женщину. И я домогался её, но она отказывала мне, пока я непринёс ей сто динаров. А я очень устал, пока собирал (копил эти) стодинаров. И вот, я пришёл к ней с ними и, когда пал меж ног её, онасказала: „Раб Аллаха! Побойся Аллаха и не вскрывай печати не по праву!"(Т.е.: „Не срывай печать девственности, ведь я не являюсь твоей женой!" — п. п.) И тогда я встал от неё. О Аллах, если Ты знаешь, что я сделал это из стремления к Лику Твоему, то отодвинь её для нас ещё немного!» И она была отодвинута"[15].
Шестой, — это мужчина,который дает садака (милостыню). Как же велика награда жертвующих и какже много тех, кто жертвует, однако садака этого мужчины отличаетсяполной искренностью и тем, что он удостоится у Аллаха великой наградыза это. Его искренность достигла такой степени, что он желает скрыть еедаже от самого себя, если бы это было бы возможно. Аллах, хвалитжертвующих своим имуществом, говоря:
«Если вы раздаете милостынюоткрыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете еенищим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из вашихпрегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете». Сура аль-Бакъара 271 аят.
Передается от АбдуЛлаха ибн Джаъфара,да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит егоАллах и приветствует, сказал: «Скрытая милостыня остужает Гнев Аллаха».[16]
Седьмой,— это мужчиначье сердце переполнено любовью к Аллаху и страхом перед Ним, его сердцебескрайне возвеличивает Аллаха. Когда он находится в уединении ипоминает своего Господа, поминает Величие Его, Милости Аллаха оказанныеему, нижайшему из рабов, — слезятся его глаза и плачет его сердце.
Об этом говорит Аллах Всевышний:
«Верующими являются только те,сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которыхусиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своегоГоспода». Сура аль-Анфаль 2 аят.
Аллах говорит:
«Когда они слышат то, что былониспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами попричине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мыуверовали. Запиши же нас в число свидетелей». Сура аль-Маида 83 аят.
Передается от Ибн Абаса, да будетдоволен ими обоими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит егоАллах и приветствует, сказал: "Не коснется огонь глаз того, кто плакал от страха перед Аллахом, и того, кто был в дозоре на пути Аллаха"[17].
Наш Пророк, да благословит его Аллах иприветствует, был очень мягкосердечным и часто плакал из страха передАллахом, таким же образом поступали праведники до и после него. АллахВсевышний предостерегает страшным обещанием обладателей черствыхсердец, говоря:
«Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении». Сура аз-Зумар 22 аят.
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
[1] Под «тенью»,в хадисе подразумевается тень Трона Аллаха, как это пришло в хадисе,который приводит Имам Ахмад в своем сборнике. Передается от Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует: «Любящие друг друга ради Аллаха, в судный день будут восседать на креслах из света, под тенью Трона».Подобное понимание этого хадиса упоминали многие ученые, из них; Шейхаль-Ислам Ибн Теймийя, Ибн Къайим аль-Джавзия, Ибн Касир, Ибн РаджабХанбали, Ибн Хаджар Аскъалани и др. Примечание от переводчика.
[2] Передал аль-Бухари, 1423; Муслим, 1031.
[3] Смысл хадиса, который приводится в Сахихе Муслима под номером 2864.
Аль-Микдад Ибн Аль-Асвад сказал: «Яслышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:„Снизится Солнце в День Воскресения над творениями так, что будет надними на расстоянии мили". Салим Ибн Амир сказал: „Клянусь Аллахом, я не знаю, которую из двух милей он имел в виду — земное расстояние или же милю, которой подводятся глаза?" Он сказал: „И будут люди, в зависимости от своих дел, в поту. Некоторым из них он будет по щиколотки, кому-то по колени, кому-то по пояс... А некоторых пот даже обуздает как уздечка". При этом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, показал рукой своей на рот». (Т.е. пот дойдёт им до ртов — п.п.)
[4] Передал аль-Бухари, 6532; Муслим, 2863.
[5] Приводит Имам Муслим под номером 1827.
[6] Приводит Имам Ахмад в «Муснаде» 5267, Шейх Албани в «Сахих аль-Джами ас-Сагъир», под номером 5718, назвал его достоверным.
[7] Приводит Имам Бухари под номером 715 и Имам Муслим под номером 142.
[8] Приводит аль-Хаким в «Мустадраке» под номером 7844, Шейх Албани назвал хадис достоверным.
[9]Приводит Абу Наьим в «Хульят аль-Авлия» 6176; Так же ат-Табарани иаль-Баззар. Шейх Албани назвал его достоверным см. «Сильсиля ас-Сахиха»под номером 716.
[10] Приводит Имам Бухари и Муслим под номером 669.
[11]Приводится в «Своде (сунане)» Абу Давуда, под номером 4671; Шейх Албаниназывает хадис достоверным, в «Сахих аль-Джами ас-Сагъир» под номером54.
[12] Приводит Имам Муслим под номером 54.
[13] Приводит Имам Ахмад в «Муснаде» 5343; Так же аль-Багъави аш-Шафии в «Шарх ас-Сунна» 1350-51.
[14] Комментарии Имама ан-Навави к «Сахиху» Имама Муслима 3122.
[15] Часть хадиса, приводит Имам Бухари и Муслим под номером 2743.
[16] Приводит ат-Табарани в «аль-Муъджам ас-Сагъир» 295; Шейх Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джами» под номером 3752.
[17]Приводится в «Сунане» ат-Тирмизи под номером 1639, ат-Тирмизи сказал;«Хадис хороший необычный»; Шейх Албании назвал его достоверным в «Сахихаль-Джами» под номером 4113.
Перевод:Абу Абдурахман Дагестани