Вера в предопределение — одна из основ веры
Вера в предопределение — одна из основ веры как таковой, и человек несчитается верующим, пока не уверует в него. В «Сахихе» Муслимаприводится хадис ‘Умара бин аль-Хаттаба о том, как Джибрил, мир ему,спросил Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, о вере, итот сказал: «[Ты должен] верить в Аллаха, Его ангелов, Его писания исудный день и верить в предопределение с его добром и злом*». ТогдаДжибрил, мир ему, сказал: «Ты сказал правду» Муслим (1/157).
Есть много текстов, повествующих о предопределении Аллаха и содержащихповеление верить в него. В частности, Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (Аль-Камар, 49); «Веление Аллаха — решение предопределенное» (Аль-Ахзаб, 38).
Муслимв своем «Сахихе» привел следующий рассказ Тавуса: «Я застал несколькихсподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, и они говорили, что все предопределено. Я слышал, как‘Абдуллах бин ‘Умар говорил: "Все предопределено, даже бессилие иловкость, или ловкость и бессилие”» Муслим (2655).
Муслимпередал со слов Абу Хурейры, что однажды язычники-курейшиты сталиспорить с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,по поводу предопределения, и тогда было ниспослано: «Втот день их ничком поволокут в Огонь: "Вкусите прикосновениеПреисподней!” Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласнопредопределению» (Аль-Камар, 48-49). Муслим (2656). Его же передал ат-Тирмизи. См.: Сахих Сунан ат-Тирмизи (3/229).
Аятови хадисов на эту тему очень много, поскольку все тексты, указывающие назнание и могущество Аллаха, Его волю и сотворение Им всего сущего,одновременно указывают и на Его предопределение. Вера в предопределениеподразумевает веру в то, что Аллаху известно обо всем и что все сущеепроисходит с Его дозволения и сотворено Им. Ниже мы поговорим об этомподробнее и приведем тексты на эту тему.
Какпередал Ибн Хаджар аль-‘Аскалани со слов ар-Рагиба аль-Асфахани,предопределение, в принципе, указывает на могущество предопределяющегои на то, что предопределено и известно ему. Фатх аль-Бари (11/477).
ВсевышнийАллах обладает абсолютным могуществом, и для Него нет ничегоневозможного. Среди Его имен — Аль-К?дир (Могучий, Способный),Аль-Кадир, Аль-Муктадир (Всемогущий), а могущество — одно из Егокачеств.
Слово ?????? «кадир» является причастием действительного залога от глагола ??? «кадара» (мочь, быть в состоянии).
Слово ?????? «кадиир» образовано по модели ????и имеет усиленный смысл. Оно означает «совершающий все, что пожелает, впределах, обусловленных мудростью, не больше и не меньше», и этимкачеством нельзя описывать никого, кроме Могучего и Великого Аллаха.Коран гласит: «Он способен на всё» (Аль-Ахкаф, 33).
Слово ??????? «муктадир» образовано по модели ????? от глагола «иктадара» (мочь, быть в состоянии), и оно имеет еще более усиленный смысл. В Коране сказано: «…на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (Аль-Камар, 55).
Когда имама Ахмада спросили о предопределении, он сказал: «Предопределение — это могущество Аллаха». Маджму‘ аль-фатава (8/308).
Ибналь-Каййим писал: Имам Ахмад сказал, что предопределение — этомогущество Аллаха. Ибн ‘Акил одобрил это высказывание и сказал: «Оноуказывает на точность Ахмада и его глубокие познания в области основрелигии». То же сказал Абу аль-Вафа, потому что отрицаниепредопределения подразумевает отрицание способности Господа сотворить,записать и предопределить деяния рабов.
Ибн аль-Каййим изложил эту мысль в стихотворной форме:
??????? ??? ????? ?? ????? ??? ???? ?? ????????? ???????
?? ??? ?????? ??? ?????? ????? ??? ?????? ??? ??? ????
Предопределение, изумляющее людей,
По сути, есть могущество Милостивого.
Ибн ‘Акил одобрил эти слова Ахмада
И назвал их богоугодными.
Имам, целитель сердец, произнес фразу
Короткую, но исполненную смысла.
Те,которые отрицают предопределение, не исповедуют единобожия. «Ониговорят, что создавший добро не тот, кто создал зло. Те же из них, ктоявляется мусульманином, говорят, что грехи совершаются вопреки волеВсевышнего Аллаха. Некоторые из них даже говорят, что Аллах не ведает оних. Они считают, что все действия живых существ совершаются без Егоучастия и не являются Его творениями. Они отрицают неотвратимость волиАллаха и Его безграничное могущество. Поэтому Ибн ‘Аббас говорил:"Предопределение — это порядок единобожия, и тот, кто верит в единствоАллаха и предопределение, исповедует единобожие правильно, а единобожиетого, кто верит в единство Аллаха и не верит в предопределение,разрушается его неверием”». Маджму‘ аль-фатава (8/258).
Ученыесошлись на необходимости признания предопределения и говорили о том,что верить в него обязательно. Среди суннитских ученых — выдающихсянаставников и светочей, рассеивающих мрак, — нет такого, который бы неговорил об обязательности веры в предопределение и не обвинял в ереси ибезрассудстве тех, кто отрицает его.
Комментируяхадисы о предопределении из «Сахиха» Муслима, имам ан-Навави сказал:«Во всех этих хадисах содержатся ясные аргументы в пользу ученияприверженцев сунны, верящих в предопределение, и из них следует, чтовсе хорошее и плохое, полезное и вредное происходит согласнопредопределению Аллаха». Шарх Сахих Муслим (16/196).
Вдругом месте он сказал: «Коран, сунна и единое мнение сподвижников, атакже ранних и поздних ученых, обладающих правом принимать решения,убедительно свидетельствуют в пользу предопределения ВсевышнегоАллаха». Шарх Сахих Муслим (2/155).
Ибн Хаджар писал: Позиция ранних ученых в целом сводилась к тому, что все дела предопределены Всевышним Аллахом. Он сказал: «Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере» (Аль-Хиджр, 21). Аль-Бухари (5729).
____________________
* Шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усеймин сказал: «Под злом здесьподразумевается зло того, что предопределено, но не зло самогопредопределения, которое, по сути, является деянием Аллаха. ПоступкиМогучего и Великого Аллаха не могут быть злом. Все они исполнены добраи мудрости. Однако зло может заключаться в том, что было сотворено ипредопределено Им. Следовательно, здесь имеется в виду зло того, чтопредопределено и сотворено, но не зло самих поступков Аллаха. ПоэтомуПророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "…зло не относится к Тебе”. Это часть хадиса, переданного Муслимом (771)со слов ‘Али бин Абу Талиба. Мы встречаем зло среди того, что былосоздано и предопределено. Змеи, скорпионы, хищные звери, болезни,нищета, засуха и тому подобное — все это является злом для человека,потому что не подходит ему. Ослушание, грехи, неверие, нечестие,убийство и тому подобное — это тоже считается злом. Однако для Аллахавсе это является добром, потому что Он заложил в это великий и глубокийсмысл. Одни постигают его, а другие нет. <…> Следует знать и то,что некоторые из событий могут быть злом с одной стороны, но приноситьпользу с другой стороны. Всевышний Аллах сказал: «Злопоявляется на суше и на море по причине того, что совершают людскиеруки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы онивернулись [на прямой путь]» (Ар-Рум, 41). Результат этого может быть хорошим, и поэтому сотворенное Аллахом может нести с собой зло, но не является абсолютным злом». (См.: Аль-‘Усеймин М. Шарх аль-‘акида аль-васитийя. Даммам: Дар Ибн аль-Джаузи, 1417 г.х. Т. 1. С. 70-71) — Прим. переводчика.
Умар бин Сулайман аль-Ашкар, "Судьба и предопределение", глава 1
Перевод: Кулиев Эльмир