Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха,
Коран. Сура 2 - аят 23. Тафсир АС-СААДИ
23. Если же вы сомневаетесь в том, чтоМы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовитесвоих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду.
О сонмище неверующих, упрямоотказывающееся признать посланника Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, отвергающее его проповеди и считающее его лжецом! Если вастерзают сомнения относительно правдивости откровения, которое Мыниспослали Нашему рабу, то воспользуйтесь для выявления истинысправедливым критерием. Посланник Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, – такой же человек, как и вы. Он не принадлежит к другому родуили виду. Вам известно, как складывалась его жизнь с самого рождения.Он не умеет ни читать, ни писать. Он принес вам Писание и сказал, чтооно ниспослано Аллахом, и тогда вы заявили, что он сочинил его иприписал Аллаху. Если ваши слова правдивы, то сочините хотя бы однусуру, подобную этим кораническим сурам, и призовите на помощь всех,кого сможете. Вы без труда сможете превзойти этого неграмотногочеловека, ведь вы – красноречивые поэты, и вы испытываете к немусильную ненависть. Если вам удастся сочинить суру, подобнуюкораническим, то вы говорите правду. Но если вы не сможете сделатьэтого и окажетесь совершенно беспомощными, то ваша беспомощность самастанет великим знамением, свидетельствующим о правдивости Пророка, мирему и благословение Аллаха, и всего, что он принес людям. И тогдакаждый из вас должен будет последовать за ним, дабы спастись от Адскогопламени, жар которого велик и невыносим. Оно не похоже на пламя в этоммире, которое разжигают посредством дров. Оно приготовлено для тех, ктоотказался уверовать в Аллаха и Его посланников. Остерегайтесь женеверия в посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, послетого, как вы убедитесь в истинности его миссии.
В этом и других похожих аятах ВсевышнийАллах бросил вызов неверующим, чтобы доказать неспособность творенийсочинить нечто, подобное Священному Корану, или противостоять ему.Всевышний сказал:
«Скажи: «Если бы люди и джинныобъединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, этоне удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (17:88).
Разве может творение, созданное изземли, произнести речь, подобную речи Господа господ? Разве можетжалкий человек, все качества которого несовершенны, произнести речь,подобную речи совершенного Создателя, Который обладает абсолютнымсовершенством и ни в чем не нуждается? Человек действительно неспособен на такое, и достаточно обладать самыми элементарнымипознаниями в области литературы, чтобы сравнить Священный Коран спроизведениями выдающихся поэтов и писателей и убедиться в большойразнице между ними.
Из этого откровения также следует, чтонадеяться на то, что заблудший человек встанет на прямой путь, можнотолько в том случае, если он пребывает в замешательстве, терзаетсясомнениями и не может отличить истину от заблуждения. Если такойчеловек действительно желает найти истину, то он встает на прямой путьсразу после того, как она открывается ему. Что же касается упрямыхневерующих, которые знают истину и сознательно отказываются от нее, тотакие люди не возвращаются на прямой путь, потому что ониотворачиваются от истины даже после того, как она становится очевиднадля них. Они не поступают так по причине своей неосведомленности, и дляних нет выхода из сложившегося положения. То же самое можно сказать осомневающихся неверующих, которые неискренни в своем намерении найтиистину. На самом деле истина им безразлична – они не пытаются найти ееи чаще всего не становятся на прямой путь.
Следует обратить внимание на то, что вэтом аяте Аллах назвал Посланника, мир ему и благословение Аллаха,Своим рабом. Подобное выражение в этом славном контекстесвидетельствует о том, что одним из важнейших качеств Пророка, мир емуи благословение Аллаха, было усердное выполнение им обязанностей раба,благодаря чему он превзошел всех своих предшественников ипоследователей. Так же Всевышний Аллах охарактеризовал Своегопосланника, мир ему и благословение Аллаха, при упоминании о ночномпереносе в Иерусалим и о ниспослании ему Священного Корана. Всевышнийсказал:
«Пречист Тот, Кто перенес ночьюСвоего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, изЗаповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровалиблагословение» (17:1);
«Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерег миры» (25:1).