Убеждения, философия и калам
Философияизучает те же вопросы, что и религия, поскольку, как заявляют философы,целью их исследований является постижение происхождения и смысла бытия,а также путей обретения человеческого счастья в краткосрочной идолгосрочной перспективе. Это две проблемы, которые изучаеттеоретическая и практическая философия, и эти же проблемы рассматриваетрелигия. Дарраз М. Дин. С. 59-60.
Несмотря на это, я считаю, что между философией и религией существуетбольшая разница. Они отличаются своими источниками и происхождением,методами и степенью влияния, стилем и способами аргументации, а такжерезультатами своего воздействия. Мы попытаемся разъяснить все это,чтобы прояснить ситуацию вокруг религии и философии.
Возьмем, например, Платона. Изучив его творчество, мы убедимся в том,что он повторял мифы, которые были распространены в его эпоху. Он дажесочинял мифы, отражавшие его идеи и убеждения. Более того, большинствоего убеждений и взглядов, по сути, представляли собой мифы.
Вот что пишет аль-‘Аккад о Платоне: «Языческаясреда тяготела над идеями Платона, которые находились во власти обычаеви окружающего мира. Его убеждения включали веру в богов и полубогов,которым нет места в монотеистических религиях». Китаб Аллах. С. 129.
В подтверждение сказанного аль-‘Аккад рассмотрел представления Платона о бытии: «Вселенная,согласно учению Платона, состоит из двух противоположных уровней:Абсолютного Разума и первичной материи. Абсолютный Разум — источниквсякой силы, а первичная материя — всякого бессилия. Между ниминаходятся субстанции разного уровня. Чем больше они приобретают отРазума, тем они выше, и чем больше они приобретают от первичнойматерии, тем они ниже. Среди этих промежуточных субстанции есть боги,полубоги и человеческие души». Китаб Аллах. С. 129.
По мнению аль-‘Аккада, Платон признавал существование промежуточных богов, «потомучто пытался объяснить ими существующие в мире зло, пороки и страдание.Абсолютный Разум — это совершенство, не имеющее временных ипространственных ограничений. Он является источником добра идобродетели. Промежуточные боги правят творениями, потому что занимаютпромежуточное положение между Всемогущим Богом и бессильной первичнойматерией, и от этих посредников исходят пороки, зло и страдания». Китаб Аллах. С. 129.
Также известно, что Платон верил в переселение душ.
Вот откуда берет происхождение философия. Что же касается исламскихубеждений, то их источником является Божье откровение. Они обладаютвсеми качествами исходящей от Бога непреложной истины, не подлежащейизменению, к которой ложь не подступится ни спереди, ни сзади. Болеетого, это щедрый дар, который достается носителям этих убеждений безособого труда и усилий; он осеняет их своим светом за короткиемгновения, в мгновение ока или быстрее того. Дарраз М. Дин. С. 59-60.
Они считают эмпирические науки единственной основой познания. Ониполагают, что так можно решить вопросы естествознания, математики,этики и что на этих трех основах построены все остальные науки. Такиеже принципы положены в основу калама,например, утверждения о том, что единица равняется половине двух, чтопредмет не может одновременно находиться в двух местах или что двепротивоположности (например, черное и белое) не могут быть совмещены.
Многие из них считают этические вопросы, например, справедливость ицеломудрие, не основными, а второстепенными вопросами, нуждающимися вобосновании.
Многие философы начинают свои сочинения с вопросов логики, потомпереходят к эмпирическим наукам и математике, а потом — к божественномузнанию. Предисловия к трудам мутакаллимовначинаются с вопросов наблюдения, познания и аргументации — все этотоже относится к логике. Потом они переходят к обсуждению возникновениямира и доказательств существования Творца. Некоторые из нихклассифицируют знание на существующее (мауджуд), несуществующее (маудум) и т.д. Так же поступают философы, приступая к изучению божественного знания.
Большинствофилософов подробно рассматривают вопросы естествознания, потомобсуждают звезды и их состояния, а потом те из них, кто изучаетбогословие, переходят к исследованию необходимо-сущего (ваджиб аль-вуджуд),к исследованию разумов и душ. Некоторые из них априори признаютнеобходимо-сущее, ссылаясь на то, что Вселенная не может существоватьбез него.
Цель, к которой стремятся мутакаллимы,признающие единобожие, в своих книгах — доказательство единства Творца,у Которого нет сотоварищей. По их мнению, в этом заключается смысл слов«нет божества, кроме Аллаха».
Философско-каламический метод ставит перед исследователем проблемы,которые он даже частично не способен разрешить за всю свою жизнь. Болеетого, выводы, к которым он приходит, содержат сомнительные суждения,лишающие его убежденности и приводящие его в замешательство.
Коранический путь начинается с призыва к поклонению одному Аллаху, с которого начинается проповедь Корана и всех посланников: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: "Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”»(Аль-Анбийа, 25).
Каждый посланник призывал своих соплеменников, прежде всего, к поклонению одному Аллаху: «Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него»(Аль-Му’минун, 23). Они призывали поклоняться Ему сердцем, языком и всем телом, и это поклонение включает в себя познание и поминание Аллаха.
СогласноКорану, основой познания является знание об Аллахе, а не эмпирическиенауки. Аллах — Первый и Последний. Он создал творения, и к Немувернется все сущее. Он есть всеобъемлющая основа, и знание о Нем —всеобъемлющая основа всякого знания, и поминание Его — всеобъемлющеепоминание, и служение Ему — всеобъемлющее служение.
Знаниеоб Аллахе — источник различных наук, поклонение и стремление к Нему —источник разных праведных устремлений. Сердце, поклоняющееся Аллаху имолящее Его о помощи, находится в безопасности. Оно находит надежнуюопору и опирается на верный, надежный аргумент. Благодаря этому онолибо пополняется верой и знанием, либо избавляется от невежества иневерия. Знание об Аллахе — важнейший способ познания Аллаха, познаниябытия и окружающего мира, а также человеческой души.
ИбнАбу Хатим сказал: «Мы познали всякую вещь через Аллаха». Когда Ибн‘Аббаса спросили: «Как ты познал твоего Господа?» — он ответил: «Ктопытается постичь религию через аналогию, тот всю жизнь пребудет взамешательстве, блуждая во лжи и уклоняясь от истины. Я знаю Его поименам, которыми Он нарек Себя, и атрибутам, которыми Он описал Себя».
ОтправляяМу‘аза проповедником в Йемен, Посланник, да благословит его Аллах иприветствует, предупредил его, что он прибудет к людям Писания. Оннаказал ему, прежде всего, призвать их к поклонению одному Аллаху, иесли они согласятся на это, то разъяснить им обязательные предписаниярелигии. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не велелему призвать их к сомнению или наблюдению, как это делают некоторые мутакаллимы.
Поэтомуаль-Бухари начал свой сборник с разъяснения основы, на которой зиждутсязнания и вера, с разъяснения откровения. Он озаглавил раздел «Началооткровений» и рассказал о том, как знания и вера были ниспосланыПосланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Потом он перешел кразделу о вере, которая представляет собой признание того, что онпринес, а потом — к разделу о знании, т.е. познании того, что онпринес. Он поместил их в правильной последовательности, котораяуказывает на знания и мудрость этого ученого, да смилуется над нимАллах.
Вдень воскресения Аллах не станет спрашивать людей об эмпирическихнауках, логике и естествознании. Он спросит их о том, что они ответилипосланникам: «Каждыйраз, когда туда будут бросать толпу, ее стражи будут спрашивать их:"Разве к вам не приходил предостерегающий увещеватель?” Они скажут:"Конечно, предостерегающий увещеватель приходил к нам, но мы сочли еголжецом и сказали: "Аллах ничего не ниспосылал, а вы лишь пребываете вбольшом заблуждении”. Они скажут: "Если бы мы прислушивались и былирассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени”»(Аль-Мульк, 8-11).
Единственным аргументом, лишающим людей оправдания, является пришествие посланников: «Мы никогда не наказывали [людей], не отправив к ним посланника»(Аль-Исра, 15).
Еслипризыв к поклонению Аллаху — отправная точка коранического пути, азнание об Аллахе — основа, от которой ответвляются остальные науки, тоего конечным пунктом тоже является поклонение Аллаху, включающеепознание Его и признание единобожия. Что же касается признанияединственности Творца, конечной цели каламических изысканий, то оно,несмотря на свою важность, является лишь частью коранического пути.Признавать это недостаточно, и такое признание не принесло пользыязычникам, против которых выступил Посланник, да благословит его Аллахи приветствует.
«Если ты спросишь их: "Кто сотворил небеса и землю?” — они непременно скажут: "Аллах”»(Лукман, 25);
«Скажи: "Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?” Они скажут: "Аллах”»(Аль-Му’минун, 86-87).
Чтоже касается философов, которые изучают природу разума и души, то ихискания не имеют твердой основы. Достаточно сказать, что наука,шагнувшая далеко вперед в наше время, нисколько не прояснила сущностьчеловеческой души. «Человечествоприложило огромные усилия, чтобы познать себя, и мы владеем огромнойсокровищницей наблюдений, сделанных философами, учеными, поэтами,духовными лидерами всех времен. Несмотря на это, мы сумели понять лишьнекоторые аспекты самих себя, но не познали человека в целом. <…>Мы знаем, что человек состоит из различных частей, но даже о них мыузнаем лишь при помощи наших ограниченных средств. Каждый из нассформирован из духовных частей, в центре которых находится неведомаяреальность. Истина заключается в том, что мы находимся в полномневедении, и самые серьезные вопросы о человечестве остаются безответов, потому что неограниченные области нашего внутреннего мира досих пор остаются неизведанными». Из книги «Аль-‘илм йад‘у ила-ль-иман».
Еслиэто есть знание, которое мы приобрели в результате открытий XX века,как может быть человеческая душа основой для различных наук? Что жекасается знания о сверхъестественном, то заблуждения философов в этихвопросах еще более глубокие и очевидные.
Мусульманин,обладающий убеждениями, знает, что его убеждения исходят от Того, Комуизвестна тайна бытия, Кто объемлет знаниями все сущее. Он знает, чтоони отражают истину без каких-либо неопределенностей.
Убежденияпо своей природе обязывают человека быть смиренным и послушным. Они немогут быть предметом споров и возражений. Более того, они не допускаютобсуждения и пересмотра. Если же человек поступает так по какому-либовопросу, то считается, что он философствует, и его взгляды не станутрелигиозными убеждениями, пока он не придет к определенному мнению.Убеждения не допускают компромисса и отступничества. Они требуют такойисключительной преданности, когда человек готов пожертвовать ради нихсвоей жизнью, и очень редко научная, политическая или любая другая идеяоказывает такое влияние на человека.
ШейхМухаммад ‘Абдуллах Дарраз раскрыл тайну этого феномена. По его мнению,секрет особой власти убеждений, которой нет у философии, заключается вразличиях между сущностью знания и сущностью веры, а также междуубежденностью, которая основана на знаниях, и убежденностью, котораяоснована на вере. Человек может понимать значение голода и жажды, неиспытывая этих болей. Он может понимать значение любви и страсти, непереживая этих чувств. Он может видеть работу искусного художника,разобраться в ее особенностях и деталях, но не прочувствовать ее и неощутить восторга в душе.
Этопримеры знания, приобретаемого путем чувственного восприятия,размышления или интуиции. Душа воспринимает его как нечто постороннее,преходящее. Оно слегка прикасается к душе, не проникая вглубь. Душаможет запомнить их и сохранить в памяти, но не усваивает их. Есликакие-либо идеи или принципы вызывают только такое состояние души, тоони не имеют никакого отношения к вере.
Вера— это знание, отголоски которого раздаются в глубине души. Оносмешивается с душой, которая не испытывает от этого ни малейшегостеснения. Напротив, она приходит в восторг от убежденности. Верадоставляет наслаждение, а сознание переносит идею с высот разума всамые глубины души. Эта идея утоляет духовный голод и жажду, проникаетв самую суть души и становится одним из элементов ее жизни. Верапревращает идею в побудительную, действенную, творческую силу, передкоторой не способно устоять ничто во Вселенной.
Вэтом заключаются различия между религией и философией. Высшей цельюфилософии является знание, а высшей целью религии — вера. Цельфилософии — простое знание, приобретающее безжизненные формы, а цельрелигии — пылкий дух и жизненная сила.
Какотмечает Дарраз, философия сосредоточена на одном из аспектов души,тогда как религия овладевает душою целиком. Философия — это наблюдение,анализ и синтез. Она разрывает реальность на части и уничтожает ее дух,чтобы потом в зеркале разума собрать из этих частей искусственныйобраз, который отразится на поверхности души сухой корочкой. Религия жедает полное представление о реальности, она проникает сквозь корочку наповерхности души в ее глубины, и душа всецело отдается и подчиняется ей.
Дарразусматривает еще одно тонкое различие между философией и религией. Онподмечает, что целью философии и даже ее практического направленияявляется теория, тогда как религия преследует практические цели, дажекогда рассматривает теоретические вопросы. Высшая цель философии —познание того, что есть истина и добро и где их можно найти. Ее неинтересует наше отношение к истине, которую она разъясняет, и к добру,которое она определяет. Что же касается религии, то она разъясняет намистину не для того, чтобы мы просто узнали о ней, но для того, чтобы мыуверовали в нее, любили и почитали ее. Она разъясняет нам нашиобязанности, чтобы мы исполняли их и тем самым самосовершенствовались.
Длябольшей ясности Дарраз сравнил практический эффект религиозныхубеждений и философии. Он разъяснил, что религия обращает вниманиечеловека на познание Творца, чтобы он устремился к Нему, возлюбил ипочитал Его. Целью философии является простое познание, обнаруживающеесвязь между причиной и следствием.
Он также разъяснил, что религиозные убеждения затрагивают социальнуюсферу и побуждают человека добиваться своей цели, пропагандируя ираспространяя эти убеждения. Философия же не придает значенияраспространению и пропаганде своих взглядов; напротив, философы могутскрывать свои идеи от других, чтобы единолично пользоваться и владетьими.
Философия использует иной стиль. Она пытается вместить истину в слова,хотя истины, которые она изучает, не могут быть полностью выраженысловами. Более того, главные аспекты этих истин по своей природенаходятся за пределами возможностей человеческого ума. Поэтомуфилософские рассуждения всегда запутанные, туманные и сухие.Следовательно, исламские убеждения нельзя преподносить в философскомстиле, потому что он губит их, лишает их света и вдохновения,ограничивает их одним аспектом человеческой природы.
В этомпричина запутанности, сухости, ущербности и искаженности всех попытокразъяснить исламские убеждения этим способом, который по своей сутичужд данным убеждениям и стесняет их. Коранический способ изложенияисламских убеждений характеризуется простотой и ясностью. Он понятен идоступен для людей любого уровня, независимо от их интеллектуальныхвозможностей и врожденных качеств. Каждый понимает его по мере своейспособности к размышлению и разумению. Что же касаетсяфилософско-каламического стиля, то он запутан и перегружен терминами,значения которых известны лишь немногим.
1. Коран доказывает единство Творца посредством знамений во Вселенной(видимых знамений) — так же, как и философы и мутакаллимы. Однакокоранический путь отличается от философско-каламического. Коранприводит в качестве доказательства сами знамения, знание о которыхподразумевает знание об их Создателе, подобно тому как знание осолнечных лучах подразумевает знание о самом Солнце. И нет никакойнадобности в проведении аналогий, к которым мутакаллимы прибегали длядоказательства возникновения мира.
Человек от природы обладаетзнанием о том, что эти миры сотворены и управляемы, и это знание ненуждается в доказательствах и аргументах. Человек всем своим естествомосознает, что Вселенная, которую он видит, нуждается в Создателе изависит от Него. Для доказательства этого нет необходимости впроведении аналогий, объясняющих происхождение мира и доказывающихсуществование Творца.
Всевышний Аллах сказал: «Неужелиневерующие не видят, что небеса и земля были единым целым, а Мыразделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют? Мывоздвигли на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе сними. Мы проложили на ней широкие дороги, чтобы они следовали вернымпутем. Мы сделали небо оберегаемой кровлей, однако они отворачиваютсяот его знамений. Он — Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Всеплывут по орбитам»(Аль-Анбийа, 30-33).
2. Логические аргументы3, приведенные в Коране, соответствуют величию и совершенству Аллаха. В Коране универсальные аналогии (кийас аш-шумул) и сравнительные аналогии (кийас ат-тамсил) не используются в отношении Всевышнего Аллаха, потому что они предполагают равенство творений с Творцом.
Когда речь идет об Аллахе, Коран использует аналогию по достоинству (кийас аль-аула).Это значит, что если творение обладает качеством совершенства, котороене предполагает отрицание или наличие каких-либо недостатков, то этокачество тем более приличествует Творцу, ибо это Он наделил творениеданным проявлением совершенства. С другой стороны, если бы Аллах необладал этим качеством, имея такую возможность, из этого следовало бы,что допустимо существование чего-то более совершенного, чем Аллах, атакое невозможно. Всевышний сказал: «Описание Аллаха — самое возвышенное»(Ан-Нахль, 60).
Что же касается недостатков, то любые недостатки, не приличествующие творениям, тем более не подобают Творцу.
3. Приведенные в Коране логические аргументы указывают на истину самымвыразительным и лаконичным образом. Что же касается логических доводов,приводимых мутакаллимами и философами, то многие из них не пригодны вкачестве аргументов. Неубедительность доводов, приводимых вподтверждение истины, порождает частые сомнения, замешательство ирастерянность. Более того, это может привести к отрицанию истины,потому что облегчает оппоненту разъяснение его неполноценныхаргументов. Опровергая эти слабые доводы, он фактически отвергаетистину, хотя истина, по сути, сильна. Слабыми могут быть толькоаргументы, выдвинутые в ее защиту. Поэтому мы видим, что сторонникикалама чаще других меняют свое мнение. В одном месте они могут уверенносказать одно, а в другом — сделать прямо противоположное утверждение.Более того, иногда они называют неверием суждение, которое сами жевысказывали в другом месте. Совсем другое дело — доказательства изКорана и сунны. Их сторонники твердо придерживаются своих взглядов, непутаясь в них и не приходя в замешательство.
4. Из некоторыхаргументов мутакаллимов вытекают неправильные выводы, которые в рядеслучаев противоречат достоверным знаниям из Корана и сунны. Вчастности, они отрицают ясные тексты, свидетельствующие о пребыванииАллаха на небе. Они считают, что Аллах не может находиться в какой-тостороне и что подобные утверждения ограничивают Его. В то же времясвященные тексты недвусмысленно указывают на то, что Всевышний Аллахнаходится на небе. Ошибка этих людей заключается в том, что, по ихмнению, нахождение Аллаха на небе предполагает, что небо полностьюобъемлет Его. Они пытаются оценить божественную сущность Творцачеловеческими мерками, и это тоже является ошибкой.
Коранописывает нашего Господа и сообщает о том, что у Него есть Лик и Рука,слух и зрение. В нем перечисляются имена и атрибуты Аллаха: Ар-Рахман(Милостивый), Ар-Рахим (Милосердный), Аль-Малик (Царь), Аль-Куддус(Святой), Ас-Салам (Пречистый), Аль-Му’мин (Оберегающий), Аль-Мухаймин(Хранитель), Аль-‘Азиз (Могущественный), Аль-Джаббар (Могучий) и т.д.Коран рассказывает нам о Его деяниях и творениях, содержит такиеописания воскрешения и его ужасов, Рая и Ада, словно мы воочию увиделивсе это.
Что же касается мутакаллимов, то их рассуждения в лучшемслучае помогают обрести веру в целом (иман муджмал). Они не даютполного знания и ясного представления.
Ислам не нуждается в совершенствовании, потому что Знающий и Всеведущий Аллах сделал его совершенным: «Сегодня Я для вас довел до совершенства вашу религию, довел до конца Мою милость к вам»(Аль-Маида, 3).
Мы не нуждаемся в совмещении наших убеждений ни с философией, ни сиудаизмом, ни с христианством, ни с коммунизмом, ни с социализмом.Ислам — это истина, в которой нет ничего лживого и бесполезного. «Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади»(Фуссилат, 42).
Что же касается всех остальных учений, то они либо являются лживыми,либо содержат правду, смешанную с ложью. Ислам пришел не для того,чтобы попасть под власть людских идей. Он был ниспослан для того, чтобыуправлять жизнью и живыми существами, чтобы выправить ошибочныеубеждения и взгляды.
Мы обязаны позаботиться о нашем вероучении ишариате, чтобы они оставались чистыми, неизмененными, непохожими наостальные учения, как этого пожелал наш Господь: «Прямой путь уже отличился от заблуждения»(Аль-Бакара, 256).
Если ислам смешается с другими вероучениями, это приведет к сокрытию истины, за которое Аллах упрекнул людей Писания: «О люди Писания! Почему вы облекаете истину ложью?»(Аль ‘Имран, 71).
_______________________
1См.: Маджму‘ аль-фатава (2/1, 25). В пересказанных нами вкратце словахшейх-уль-ислама Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах, изложен важныйпринцип, указывающий на его глубокие познания.
2 См.:Хасаис ат-тасаввур аль-ислами. С. 16.
3Многие мутакаллимы и философы ошибочно полагают, что Коран и суннасодержат только простые утверждения, не опирающиеся на логическиедоводы. Истина же заключается в том, что в Коране приводятся разныеаргументы, которые необходимы для познания Аллаха и единобожия, однакоэти люди не способны оценить этого. Самые изощренные доводымутакаллимов резюмированы в Коране в прекрасной форме. В качествепримера можно привести притчи, о которых Всевышний Аллах сказал в СвоемПисании: «Мы разъяснили людям в этом Коране любые притчи»(Аль-Кахф, 54). Эти притчи и есть логические аналогии.
Умар Сулейман Ашкар
Проверка: Абу Абдурахман Дагестани