Смысл восхождения (истава) Аллаха на Трон

Мы не знаем, как Пречистый Аллах вознесся на Трон, потому что ничего неведаем о Его сущности. Но мы знаем, что означает слово ????? «истава» варабском языке. Когда арабы используют после этого глагола предлог ???«‘ала», они вкладывают в него четыре значения: «утвердился»,«возвысился», «вознесся» и «поднялся». Этот вопрос исследовал Ибналь-Каййим (См.: Аль-Харрас. Шарх аль-‘акида аль-васитийя, С. 80).
 Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари сообщил, что мутазилиты истолковывают«вознесение на Трон» как овладение Троном (Макалат аль-исламиййин, С. 157, 211). Следовательно,предшественниками тех, кто интерпретирует смысл восхождения такимобразом, являются мутазилиты, и как же скверны эти предшественники!

 Приверженцы сунны и сторонники хадисов признают восхождение Аллаха наТрон и не придают ему какой-либо образ, как об этом писал Абу аль-Хасаналь-Аш‘ари, да смилуется над ним Аллах. (Макалат аль-исламиййин, С. 157, 211).
 Знатоки арабского языка передали нам высказывания улемов, чье естествоне было отравлено заразными философскими идеями. Они отказывалисьинтерпретировать «восхождение на Трон» как овладением им.
  Давуд бин ‘Али аль-Асбахани рассказывал, что находился рядом с Ибн аль-А‘раби, когда какой-то человек вошел к нему и спросил:
  — Что означают слова Могучего и Великого Аллаха: «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5) ?
  — Он находится на Троне так, как сообщил об этом, — ответил Ибн аль-А‘раби.
  — Абу ‘Абдуллах, это значит, что Он овладел Троном, — возразил мужчина.
 — Откуда ты знаешь? Арабы говорят «овладел», когда двое людейсоперничают за что-либо, и один из них одерживает верх и овладеваетэтим. (Лисан аль-‘араб, 2/249).
 Знание о значении слова «вознесение» и нежелание обсуждать, как именноэто про­изошло, — это путь наших праведных предшественников. Однажды имама Маликаспросили об аяте «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5):«Как Он вознесся?» Он умолк и покрылся испариной, а потом приподнялголову и сказал: «Милостивый вознесся на Трон так, как Он описал это.Тут не спрашивают, как это произошло, по­тому что такой вопрос вотношении Аллаха исключен. Ты совершаешь ересь. Выве­дите его отсюда!» (См.: Мухтасар аль-‘улувв, С. 141).
 В одной из версий сообщается, что Малик сказал: «Как — нам непонятно,хотя само вознесение не есть нечто неведомое. Верить в это обязательно,а спрашивать об этом — значит совершать ересь».
  Выражение «не естьнечто неведомое» означает, что нам известно значение слова«вознесение». В арабском языке оно имеет смысл, который понятен арабами может быть разъяснен и переведен учеными. Поэтому многиепересказывают вышеупомянутое высказывание имама Малика, передавая лишьего смысл. Они говорят, что имам ответил тому мужчине: «Вознесениеизвестно, но как — нам неведомо. Верить в это обязательно, а спрашиватьоб этом — значит совершать ересь». (Аль-джами‘ ли-ахкам аль-Кур’ан, 2/219). Выражения «вознесение известно» и «вознесение не есть нечто неведомое» означают одно и то же, и между ними нет разницы.
 Аль-Куртуби писал: "Первые мусульмане, да будет доволен ими Аллах, неотрицали сторону [, в которой находится Аллах], и не говорили ничеготакого. Напротив, они признавали то, что сказано об этом в Его Писаниии что сообщили Его посланники. Никто из них не отрицал то, что Аллахдействительно вознесся на Трон и избрал его, потому что Трон —величайшее из Его творений. Однако им не было известно о том, как этопроизошло, потому что сущность вознесения неведома. Малик сказал:«Вознесение (т.е. его лексическое значение) известно, но как — намневедомо, а спрашивать об этом значит совершать ересь». То же самоеговорила Умм Салама, и этого достаточно.” (Аль-джами‘ ли-ахкам аль-Кур’ан, 2/219).


Источник: Блог Имама.

URL статьи: http://sawab.info/content/view/844/1/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика