Страх пред Аллахом
Всевышний Аллах сказал:
«Это всеголишь Шайтан, который представляет приверженцев своих страшными; но выне бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!»* (Семейство Имрана, 175).
Всевышний также сказал:
«Оживляетмечети Аллаху тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, совершаетНамаз, даёт закят и не боится никого, кроме Аллаха, — может быть, такиеокажутся идущими верно!»** (Покаяние, 18).
Он также сказал:
«Есть среди людей такие, которые говорят: "Мы уверовали в Аллаха", — но когда они пострадают во имя Аллаха, они
испытание людское принимают за наказание Аллаха»*** (Паук, 10).
*Страх пред Аллахом— одно из величайших достоинств религии и её вершина, он объединяет всевиды поклонения, в которых обязательна искренняя преданность ВсевышнемуАллаху. Аллах Всевышний сказал: «...И они от страха пред Ним трепещут» (Пророки, 28). Он также сказал: «Тем же, кто боится сана Господа своего, — два Рая!» (Милосердный, 46).
Страх не пред Аллахом делится на три вида. Первый — это тайный страх мушрика перед идолом или тагутом, который боится, чтобы его не постигло несчастье. Народ Нуха сказал своему пророку: «...Мыговорим только, что тебя поразил злом один из наших богов. Он сказал:"Я призываю в свидетели Аллаха, засвидетельствуйте же и вы, что янепричастен к тому, что вы придаёте Ему в сотоварищи..."» (Худ,54). Этот страх сидит в поклоняющихся могилам и идолам: они сами боятсяих и пугают ими утвердившихся в таухиде, когда те отвергают подобноепоклонение и призывают к обращению поклонения только Одному Аллаху, иботакой страх противоречит таухиду.
Второй — это страх перед некоторыми людьми, заставляющий отказаться от выполнения обязательных предписаний Аллаха. Это запрещено и является одним из видов ширка, противоречащим совершенству таухида. Аллах сказал: «...Тем,которым говорили люди: "Люди ополчились против вас, бойтесь их!" — ноэто только увеличило веру в них, и они сказали: "Достаточно нам Аллаха,Он — Прекрасный Хранитель!"» (Семейство Имрана, 173). Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Всевышний Аллах в деньВоскресения скажет Своему рабу: "Когдаты увидел прегрешение, что помешало тебе исправить его?" Он скажет: "ОГосподь! Я боялся людей". Он скажет: "Меня ты должен был бояться преждевсего!" (Ибн Маджа (4008) от Абу Сайда; достоверный хадис).
И третий — естественный страх перед врагом или диким зверем. Такой страх не порицается. Всевышний в истории Мусы сказал: «И ушёл он оттуда со страхом, осматриваясь, и сказал: "Господь мой, спаси меня от людей неправедных!» (Рассказ, 21).
Ибн аль-Каййим сказал: «Ккозням врага Аллаха [Шайтана. — Ред.] относится то, что он пугаетверующих своим войском и приверженцами, чтобы верующие не вели борьбу сними, не приказывали им совершать праведное и не запрещали импрегрешения. Всевышний сообщил, что это — из козней Шайтана и егозапугиваний, и запретил нам бояться их». Он продолжил о том, что сказали толкователи Корана о выражении «...представляет приверженцев своих страшными». «Катала сказал: "Он возвеличивает их в груди вашей". Иу каждого раба с сильной верой страх перед приверженцами Шайтанаисчезнет из сердца, а у кого вера слабая,страх перед ними будет велик.Таким образом, этот аят указывает на то, что очищение веры пред Аллахоми страх относятся к условиям веры».
**Всевышний сообщил, чтомечети Аллаха оживляют только уверовавшие в Аллаха и в Последний день,которые уверовали в своих сердцах, совершают благие дела и благоговеютпред Ним. Они оживляют мечети повиновением и праведными делами. Дела жемушриков не принесут им пользы, как сказал об этом Всевышний: «Делатех, которые не веровали, подобны миражу в пустыне: жаждущий считаетего водой, а когда подойдёт к нему, видит, что это — ничто; и находитон с собой только Аллаха, Который требует с него полного отчёта...» (Свет, 39).
Уверовавшиев Единого Господа не боятся никого, кроме Него, и благоговеют толькопред Ним, возвеличивая Его, поклоняясь и подчиняясь Ему. Они являютсяидущими верным путём.
Что же касается слов Аллаха «...может быть, такие окажутся идущими верно!», то Ибн Аббас сказал, что выражение «может быть» в Коране означает «обязательно».
***Ибналь-Каййим сказал: «Когда к людям посылаются посланники, ониоказываются перед дилеммой. Одни говорят: "Мы уверовали", — а другие неговорят этого и не оставляют плохих дел и неверия. Тех, которыесказали: "Мы уверовали", — Аллах испытывает, искушает и прельщает. Ипрельщение — это искушение и экзамен для того, чтобы искренне говорящийэто отличался от лжеца. А те, которые не говорят: "Мы уверовали", —пусть не думают, что они тем самым ослабят Аллаха, избегут или опередятЕго.
С тем, кто уверовал в посланников и последовал за ними, будутвраждовать его враги, причинять ему вред и искушать его доставляемымимучениями. Тот же, кто не уверовал и не последовал за ними, будетнаказан как в этом мире, так и в Будущей жизни, и получит мучения,которые будут более великими и длительными, чем мучения последовавшихза пророками. Эти мучения обязательно постигнут каждого, независимо оттого, уверовал он или чувствовал отвращение к вере. Однако верующийполучает их вначале, в этом мире, а потом для него наступаетблагополучие как в этом мире, так и в Будущей жизни. А тот, ктопротивится вере, вначале наслаждается, а затем попадает в вечноестрадание.
Человек живётв обществе, и все люди имеют собственные желания и представления итребуют от верующего, чтобы он согласился с ними. Если он несоглашается, то они причиняют ему страдания и мучения, а если онсоглашается с ними, то также получает наказание — иногда от них, аиногда от других. Если религиозный, богобоязненный человек,поселившийся среди порочных несправедливых людей, не допускающих вотношении своей порочности и несправедливости ничего, кроме одобренияили молчания, согласится с ними или смолчит, то избавится от их злавначале, однако затем они обрушатся на него, нанося оскорбления ипричиняя страдания во много раз превосходящие те, которых он боялсявначале, если бы порицал их и противился им. И даже если он избавитсяот них, то, несомненно, получит оскорбления и наказания от рук других. А благоразумие... Всё благоразумие — в словах матери правоверных Аиши, обращённых к Муавии:«Кто добьётся довольства Аллаха, вызвав негодование людей, того Аллахизбавит от людей; а кто добьётся довольства людей, разгневав Аллаха,того они ничем не избавят от Аллаха» (ат-Тирмизи и Абу Наим в«аль-Хилйа»). Поэтому тот, кого Аллах направит и поведёт по верномупути, вдохновит и убережёт от зла его души, откажется от одобрениязапрещённого деяния и будет стойким по отношению к их [людей. — Ред.]вражде. Он добьётся успеха как в этом мире, так и в ином, подобнопророкам и их последователям.
Затем Всевышний сообщил о положенииуверовавших без ясного знания. Когда им причиняют страдания на путиАллаха, вред людей и причиняемое ими зло становятся искушением для них.Подобные муки непременно причиняли пророкам и их последователям те, ктопротивились им. Это искушение приводят к их бегству от зла и оставлениютой причины, по которой им причиняли страдания. Это подобно наказаниюАллаха, которого избегают верующие своей верой.
Верующие,обладающие совершенным сознанием, убегают от мучений наказания Аллаха квере и переносят возникающие при этом кратковременные страдания, скоторыми они вскоре расстанутся. Этиже люди из-за недостаточности своего знания убегают от мучений враговпосланников к согласию и следованию за ними, но они бегут от мучений ихнаказания к мукам наказания Аллаха. Мучения от искушения людей прибегстве от него превращаются в наказание Аллаха. Boт самый великийущерб — искать спасения от зноя в огне! От мучений на час — в вечныхмуках! Если же Аллах даёт победу противникам или друзьям такогочеловека, он скажет: "Я был с вами". Но Аллах лучше знает о лицемерии,которое таит в себе его сердце».
В этом аяте содержится такжеответ мурджиитам и карматам, так как в нём утверждается, что тольколишь произнесение свидетельства языком, без праведных дел, не принесётпользы. Это ещё раз подтверждает то, что вера в Шариате основывается наубеждении в сердце, праведных делах и словах.
Абу Сайд рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему следующее:
Слабабудет твоя убеждённость, если ты станешь искать благосклонности людей,гневя Аллаха, и воздавать им хвалу за пропитание Аллаха, а такжепорицать их за то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желаниежаждущего не принесёт пропитания Аллаха, а ненависть нежелающего неотвратит его*. (Аль-Байхаки, «аль-Хилйа» Абу Найма; слабый хадис).
Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Ктоищет благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Своюблагосклонность и удовлетворение людей. Тот те, кто ищетблагосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит на него гнев Свойи вызовет гнев людей против него. Этот хадис передал Ибн Хиббан в «ас-Сахихе». (Ат-Тирмизи, «аль-Хилйа» Абу Найма; достоверный хадис).
*Ибн Теймийа сказал: «Убеждённость(аль-йакин) состоит из убеждённости в исполнении повелений Аллаха и втом, что обещал Аллах подчинившимся Ему, а также убеждённости впредопределении Аллаха, сотворении Им всех творений и управлении ими.Если ты добиваешься довольства людей, гневя Аллаха, ты не являешьсяубеждённым ни в обещании Аллаха, ни в получении пропитания от Него.
Человекапобуждают к этому или стремление к тому, чем владеют люди, и оноставляет исполнение повелений Аллаха, когда надеется получить это отних, или слабость его веры в помощь, поддержку и вознаграждение как вэтом мире, так и в ином, обещанные Аллахом подчинившимся Ему. Если жеты получаешь довольство Аллаха, то Он поможет тебе, прокормит и избавитот врагов.
Искать довольства людей гневя Аллаха человек может,лишь боясь их или надеясь на них, а это свидетельствует о слабойубеждённости в вере в Аллаха. Если тебе не суждено что-либо, то недумай, что это они поступили с тобой так, ибо совершение этого зависитот Аллаха, а не от них. Происходит только то, что Он пожелает, а то,чего Он не пожелает, не произойдёт. Если ты бранишь их за то, что небыло суждено тебе, то это следствие слабости твоей убеждённости. Небойся их, не надейся на них, не брани их из-за себя и своих желаний.Поистине, хвалы достоин тот, кого похвалит Аллах и Его посланник, даблагословит его Аллах и приветствует, а порицания — тот, кого порицаетАллах и Его посланник. Когда один из делегатов от племени бануТамим сказал Пророку: "О Мухаммад, дай мне! Ибо моя похвала —украшение, а моё порицание — бесславие", — Пророк ответил: "Таковтолько Аллах"» (Ахмад 3/488, 6/393, 394 от апь-Акраа ибн Хабиса иат-Тирмизи (3263) от аль-Бараа ибн Азиба; хороший хадис).
Необходимо отметить, что хадис Абу Сайда не противоречит словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Тот, кто не благодарит людей, не благодарит Аллаха (ат-Тирмизии Ибн Хиббан от Абу Ху-райры, «Сахих аль-Джами' ас-Сагир» аль-Албани(6601); достоверный хадис). Благодарность человеку выражается в мольбеза него или материальном поощрении, поскольку Аллах одарил Своего рабапосредством его. Человек получает все блага от Аллаха, Единого, Которыйпредопределяет и доставляет их, и у Которого нет в этом делесоучастника. Когда Он пожелает что-либо, Он устанавливает причины,посредством которых Его воля претворяется в жизнь. Посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: Если кто-то попросил увас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил вас опомощи именем Аллаха, то помогите ему; если кто-то позвал вас, тоответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, аесли вы не найдёте чем отблагодарить, то прочтите за него молитву, покане посчитате, что вы его отблагодарили (Абу Дауд (1672), ан-Насаи 5/82,Ахмад 2/68 и 99, Ибн Хиббан (2071), аль-Хаким 1/4126 от Абдуллы ибнУмара; достоверный хадис).
Известно, что страх и боязнь иногдамогут являться одним из видов поклонения, а в ряде случаев могут носитьестественный характер в силу каких-либо причин и конкретныхобстоятельств.
Если страх и боязнь имеют характер обожествления,поклонения и стремления приблизиться к объекту страха или ведут кскрытому повиновению ему и затаённой боязни, не допускающим ослушания,то связывание такого страха с Аллахом является одной из величайшихобязанностей в вере. Если же человек связывает всё это с чем-то помимоАллаха, то это является великим ширком, который Аллах не прощает,поскольку тем самым он придаёт Аллаху сотоварища в этом поклонении, аведь оно является одной из величайших обязанностей сердца. Может дажеслучиться так, что человек станет бояться кого-либо другого больше, чемсамого Аллаха.
Тот, кто боится подобным образом одного толькоАллаха, является искренним муваххидом, а тот, кто страшится чего-топомимо Него, придает Аллаху равных в своём страхе так же, как и тот,кто придаёт Ему равных в любви. Сюда же относятся и те, кто боитсяобитателей могил, считая, что они могут причинить зло, или,разгневавшись, лишить их благ. Именно так мыслят те, кто поклоняетсямогилам.
Страх может быть и естественным, когда человек боится,например, врага, дикого зверя, змеи или чего-либо ещё, опасаясьпричинения ему явного вреда. Такой страх не связан с поклонением иприсущ многим верующим, что не входит в противоречие с верой.
Еслиподобный страх имеет под собой разумную основу, то он не порицается.Если же он является воображаемым, то есть не имеет под собой никакогооснования, либо причина его несущественна, то это осуждается, аиспытывающий такой страх причисляется к трусливым. Пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, испрашивал у Аллаха защиты оттрусости, которая является проявлением порочной морали. Совершеннаявера в Аллаха, упование на Него и мужество защищают человека от этойразновидности страха. Качества верующих и сильнейших из них таковы, чтоиз-за своей крепкой веры их душам не ведомы никакие страхи, и онипреисполнены уверенности и спокойствия. Они преисполнены мужества всвоих сердцах и полностью уповают на Аллаха
Kitab tauxid
At tamimi(Raximaxu LLax)