Вероубеждение имама Малика бин Анаса

1. Аль-Харави передал, что аш-Шафии сказал: «Когда Малика спросили о каламеи единобожии, он ответил: «Невозможно, чтобы посланник Аллаха, дапребудет над ним мир и благословение Аллаха, обучил свою общину тому,как очищаться после справления нужды, но не научил её единобожию.Единобожие же заключено в следующих словах пророка, да пребудет над ниммир и благословение Аллаха: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: “ Ля иляха илля-Ллах [1] (Нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха)”». (Бухари; Муслим) (Далее имам Малик сказал): «Поэтому имущество и жизнь защищены только благодаря сути единобожия». «Замм аль-Калам» (каф-210).
2.Ад-Даракутни передал, что Валид бин Муслим сказал: «Я спросил у Малика,ас-Саури, аль-Аузаи и аль-Ляйса бин Са’да о сообщениях (ахбар), вкоторых передается о качествах Аллаха. Они ответили: “Эти качестватаковы, как они пришли (в сообщениях)”». Это предание привели Даракутни, Байхаки, и Ибн Абд аль-Барр.
3. Ибн Абд аль-Барр сказал: «У Малика спросили: «Можно ли будет увидетьАллаха в День Воскресения?» Он ответил: «Да, Великий и Всемогущий Аллахговорит об обитателях Рая: (сура "Воскресение", аяты 22-23), а о другихлюдях Он сказал: “Одни лица в тот День будут сиять. И на своего Господа взирать”“В тот День они будут отделены от своего Господа завесой”» (сура "Обвешивающие", аят 15). «аль-Интика», стр.36.
Кади Ийад в книге «Тартиб аль-Мадарик» (2/42) передал, что Ибн Нафи [2] и Ашхаб [3],дополняя друг друга, сказали: «О, Абу Абдуллах! “Одни лица в тот Деньбудут сиять. И на своего Господа взирать (назира)”, – (этот аятозначает, что) они будут взирать на Аллаха?» Малик ответил: «Да, своимиглазами, как вот эти два». Тогда я сказал ему: «Поистине, есть люди,которые говорят, что на Аллаха не будут взирать. Они говорят, что слово«назира» (взирающие) означает «мунтазира иля сауаб» (ожидающие наградуот Аллаха). Малик сказал: «Эти люди лгут! Нет же, на Аллаха будутвзирать! Разве ты не слышал слов Мусы, мир ему: “Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя”?(сура "Ограды", аят 143) Ты считаешь, что Муса попросил у своегоГоспода о чем-то невозможном? Великий и Всемогущий Аллах сказал: “Ты не увидишь Меня…”(сура "Ограды", аят 143), т.е. в этом мире (дунья), поскольку онявляется обителью тленности, а на Того, Кто вечен, не взираютпосредством того, что тленно. Когда же они перейдут в обитель вечности,то будут взирать посредством того, что нетленно, на Того, Кто вечен,(кроме тех, о ком) Всевышний Аллах сказал: “В тот День они будут отделены от своего Господа завесой”». (сура "Обвешивающие", аят 15)
4.Абу Нуайм передал, что Джафар бин Абдуллах сказал: «Мы находились уМалика бин Анаса, когда к нему пришёл какой-то человек и спросил: «О,Абу Абдуллах! Милостивый возвысился на Троне (‘арш).А как Он возвысился?» Этот вопрос вызвал у Малика столь сильный гнев,как ничто другое. Он посмотрел на землю и стал разгребать ее палкой,которая была у него в руке, продолжая это делать до тех пор, пока нанём не появилась испарина, после чего, подняв голову и бросив палку, онсказал: «Спрашивать «как» неразумно! То, что Он возвысился (на Троне)известно! Вера в это обязательна! А задавать вопросы об этом – ересь(бид’а)! И я думаю, что ты приверженец ереси», – после чего он велелвыгнать этого человека». «аль-Хилья»(6/325-326). Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (13/406-407) сказал, чтоиснад этого предания хороший. Аз-Захаби в своей книге «аль-‘Улувв»(стр.103) назвал иснад этого предания достоверным.
5.Абу Нуайм передал, что Йахья бин Раби сказал: «Я находился у Малика бинАнаса, когда к нему зашёл какой-то человек и спросил: «О, Абу Абдуллах!Что ты скажешь о том, кто говорит, что Коран сотворён?» Малик ответил: «Зиндик, убейте его!» Этот человек сказал: «О, Абу Абдуллах! Я рассказываю лишьто, что слышал». Тогда имам Малик ответил: «Я не слышал об этом ни откого, кроме тебя! Сколь же опасны эти слова!». «Аль-Хилья» (6/325); Аль-Лалакаи в «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (1/249)
6.Ибн Абд аль-Барр передал, что Абдуллах бин Нафи сказал: «Малик бин Анасговорил: “Того, кто утверждает, что Коран сотворен, следует подвергнутьпобоям и держать в тюрьме до тех пор, пока он не раскается». «аль-Интика», стр.35.
7. Абу Давуд передал следующие слова Абдуллаха бин Нафи: «Малик сказал: “Аллах на небе, а Его знание везде”». АбуДауд в «Масаиль аль-Имам Ахмад» (стр. 263); Абдуллах бин Ахмад в«ас-Сунна» (стр 11) и Ибн Абд аль-Барр в «ат-Тамхид» (7/138).
II. Высказывания имама Малика о предопределении
1. Абу Нуайм передал, что Ибн Вахб [4]сказал: «Я слышал, как Малик спросил одного человека: «Это ты мне вчеразадал вопрос о предопределении?» Тот ответил: «Да». Тогда Малик сказал:«Поистине, Всевышний Аллах говорит: “Еслибы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однакоисполнится Слово Мое: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми –всеми вместе!»” (сура "Земной поклон", аят 13). И, несомненно, что все произойдет так, как сказал Всевышний Аллах». «аль-Хилья» (6/326).
2. Кади Ийад сказал: «Когда у Малика спросили, кто такие кадариты, он ответил: «Это те, кто говорит, что грехи не были сотворены». В другой раз, когда у него спросили о кадаритах,он ответил: «Это те, кто говорят, что способность (совершать действия)принадлежит только им: если они пожелают, то повинуются (Аллаху), аесли пожелают, то совершают грехи». «Тартиб аль-Мадарик» (2/48).
3. Ибн Аби Асим передал, что Саид бин Абд аль-Джаббар сказал: «Я слышал, как Малик бин Анас говорил: «Моё мнение о кадаритах таково: их следует привести к покаянию. Если же они не раскаются, то их следует убить». «ас-Сунна» (1/87-88) Ибн Аби Асима; «аль-Хилья» (6/326).
4. Ибн Абд аль-Барр передал: «Малик сказал: «Я не видел более глупых, безрассудных и легкомысленных людей, чем кадариты». «аль-Интика», стр. 34.
5.Ибн Аби Асим передал, что Марван бин Мухаммад ат-Татари сказал: «Яслышал, как Малика бин Анаса спросили о том, можно ли выдавать замуж закадарита? (В ответ) он прочитал: “Верующий невольник лучше язычника”…» (сура "Корова", аят 221). Ас-Сунна» (1/88) Ибн Аби Асима; «аль-Хилья» (6/326).
6. Кади Ийад сказал: «Малик сказал: “Нельзя принимать свидетельство кадарита, который призывает (к своей ереси (бид’а) - прим автора.), а также хариджита и рафидита.”». «Тартиб аль-Мадарик» (2/47).
7. Кади Ийад сказал: «Однажды имама Малика спросили: «Следует ли отвергать слова кадаритов?»Он ответил: «Да, если такой человек известен своими кадаритскимивоззрениями». В другой версии этого предания сообщается, что имам Маликсказал: «Не следует совершать намаз за ними и не следует принимать отних хадисы. А если вы застанете их на пограничных землях, то изгонитеих оттуда». «Тартиб аль-Мадарик» (2/47).
III. Высказывания имама Малика о вере
1. Ибн Абд аль-Барр передал, что от Абд ар-Раззак бин Хумам сказал: «Я слышал, как Ибн Джурайдж [5], Суфьян ас-Саури, Ма’мар бин Рашид, Суфйан бин Уйайна и Малик бин Анас говорили: «Вера – это слово (кауль) и действие (‘амаль) [6]. Она увеличивается и уменьшается». «аль-Интика», стр. 34.
2. Абу Нуайм передал, что Абдуллах бин Нафи сказал: «Малик бин Анас говорил: “Вера – это слово и действие”». «аль-Хилья», 6/327.
3.Ибн Абд аль-Барр передал от Ашхаба бин Абд аль-Азиза: «Малик сказал: “Втечение шестнадцати месяцев люди молились в сторону Иерусалима /Байт аль-Макдис (Мечеть аль-Акса - прим. пер.). Затем им было приказано повернуться в сторону Заповедного Дома (в Мекке). Всевышний Аллах сказал: “Аллах никогда не даст пропасть вашей вере”(сура "Корова", аят 143), т.е. вашим намазам, которые совершались всторону Иерусалима”». Малик также сказал: «Поистине, читая этот (аят),я вспоминаю высказывание мурджиитов: “Совершение намаза – не от веры”». «аль-Интика», стр. 34.
IV. Высказывания имама Малика о сподвижниках
1. Абу Нуайм от Абдуллаха аль-Анбари [6]передал: «Малик бин Анас сказал: «Тот, кто уничижительно отзывается окаком-либо из сподвижников посланника Аллаха, да пребудет над ним мир иблагословение Аллаха, либо испытывает в своем сердце ненависть к ним,не имеет права на трофеи мусульман». Затем он прочитал следующий аят: “Ате, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и нашихбратьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцахненависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты –Сострадательный, Милосердный»” (сура "Собрание", аят 10). Тотже, кто уничижительно отзывается о них либо испытывает в своем сердцененависть к ним, не имеет права на трофеи». «аль-Хилья», 6/327.
2. Абу Нуайм передал, что один из потомков аз-Зубайра [7]сказал: «Мы находились у Малика, когда разговор зашёл о каком-точеловеке, который уничижительно отзывался о сподвижниках посланникаАллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Тогда Маликстал читать следующий аят: “Мухаммад – посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой…”(сура "Победа", аят 29). Прочитав слова: «…восхищая сеятелей. Аллахпривел эту притчу для того, чтобы привести ими (т.е. сподвижниками – прим. пер.)в ярость неверующих», – Малик сказал: «Если кто-нибудь испытывает всвоём сердце гнев к какому-либо из сподвижников посланника Аллаха, дапребудет над ним мир и благословение Аллаха, то этот аятраспространяется на него». «аль-Хилья», 6/327.
3. Кади Ийад привел следующие слова Ашхаба бин Абд аль-Азиза: «Мы находились у Малика, когда к нему подошёл один из алавитов,которые приходили на его собрания, и позвал его: «Эй, Абу Абдуллах!».Тогда Малик повернулся к нему, так как, если кто-нибудь звал его, самоебольшее, что он делал, это поворачивал свою голову. Талибит сказал ему:«Поистине, я хочу сделать тебя доводом между собой и Аллахом. Когда япредстану пред Ним, и Он спросит меня, то я скажу Ему: “Мне об этомсказал Малик”». Имам Малик сказал: «Говори!». Тот спросил: «Кто самыйлучший из людей после посланника Аллаха, да пребудет над ним мир иблагословение Аллаха?» Малик ответил: «Абу Бакр». Алавит спросил: «Апотом кто?» Малик сказал: «Потом Умар». Алавит спросил: «А потом кто?»Малик ответил: «Несправедливо убитый халиф Усман». Тогда алавит сказал:«Клянусь Аллахом, я больше никогда не буду сидеть на твоих собраниях!».На что Малик ответил: «Как хочешь». «Тартиб аль-Мадарик», 2/44-45.
V. Запрет имама Малика заниматься каламом и предаваться спорам о религии
1. Ибн Абд аль-Барр передал, что Мус’аб бин Абдуллах аз-Зубайри [8] сказал: «Малик бин Анас говорил: «Мне ненавистны спекулятивные рассуждения (калам) о религии. Жители нашего города (т.е. Медины – прим. пер.)также всегда ненавидели и запрещали это. К примеру, спекулятивныерассуждения (калам) о мнениях джахмитов, кадаритов и им подобных(сектантов). Нежелательно разговаривать о чем-либо, за исключениемтого, в основе чего лежит дело. Что же касается спекулятивныхрассуждений о религии Аллаха и о Великом и Всемогущем Аллахе, томолчание (об этом) для меня милее, поскольку я видел, что жители нашегогорода запрещают рассуждения о религии, если только они не касаютсякакого-либо дела». «Джами Байан аль-Ильм ва Фадлих», стр. 415.
2.Абу Нуайм передал, что Абдуллах бин Нафи сказал: «Я слышал, как Маликговорил: “Если бы человек совершил все тяжкие грехи, кроме приобщения кАллаху сотоварищей, а затем отказался бы от своих страстей ирелигиозных нововведений – среди них имам Малик упомянул и калам – то он обязательно вошёл бы в Рай”». «аль-Хилья», 6/325.
3. Аль-Харави передал, что Исхак бин Иса [9] сказал: «Малик сказал: «Кто будет обучаться религии с помощью калама, станет безбожником. Кто захочет разбогатеть с помощью алхимии, разорится. А кто начнет опираться на неизвестные хадисы (гариб), окажется лжецом». «Замм аль-Калам» (каф 173 - алиф).
4.Аль-Хатиб передал, что Исхак бин Иса сказал: «Я слышал, как Малик бинАнас порицал споры о религии и говорил: “Всякий раз, когда к намявлялся человек, больше всех любивший поспорить, он хотел, чтобы мыотвергли то, с чем пришел Джибриль к пророку, да пребудет над ним мир иблагословение Аллаха”». «Шараф Асхаб аль-Хадис», стр. 5.
5.Аль-Харави передал, что Абдуррахман бин Махди сказал: «Я зашёл кМалику, когда у него находился какой-то мужчина, задававший емувопросы. Малик спросил его: «Должно быть, ты из числа последователейАмра бин Убайда (один из предводителей секты кадаритов - прим. пер.)? Да проклянет Аллах Амра бин Убайда, ибо он ввёл в религию эту ересь (бид’а), относящуюся к каламу.Если бы калам являлся наукой, то сподвижники и их последователиобязательно говорили бы о нём, как они говорили об установленияхШариата». «Замм аль-Калам» (каф 173 - ба).
6. Аль-Харави передал, что Ашхаб бин Абд аль-Азиз сказал: «Я слышал, как Малик говорил: «Остерегайтесь ереси (бид’а)!».Кто-то спросил: «О, Абу Абдуллах! А что такое ересь?» Он ответил: «Это– еретики, которые говорят об Именах Аллаха, Его качествах, Его Речи,Его Знании и Его Могуществе, не воздерживаясь при этом от такихразговоров, от которых воздерживались сподвижники и те, кто искренне ив точности последовал за ними». «Замм аль-Калам» (каф 173 - алиф).
7.Абу Нуайм передал, что аш-Шафии сказал: «Если к Малику бин Анасуприходил кто-нибудь из числа тех, кто следовал за своими страстями, он(т.е. имам Малик) ему говорил: “Что касается меня, то я имею ясноепредставление о своем Господе и своей религии. Что же касается тебя, тоты – сомневающийся. Так ступай к такому же сомневающемуся и спорь сним!”». «аль-Хилья», 6/324.
8. Ибн Абдаль-Барр рассказал, что Мухаммад бин Ахмад бин Хувайз Миндад аль-Мисриаль-Малики в разделе «Книга найма и аренды» своего труда «аль-Хиляф»написал: «Малик сказал: “Нельзя сдавать и брать книги, в которыхсодержатся пристрастия, религиозные нововведения и сведения поастрологии”, – упомянув при этом ряд книг. Затем Малик сказал: “Мысчитаем, что к книгам людей, следующих за своими страстями ирелигиозными нововведениями, относятся труды, написанные приверженцами калама из числа мутазилитов и других (сект). Договор оплаты за эти книги следует расторгнуть”». «Джами Байан аль-Ильм ва Фадлих», стр. 416 - 417.
Таковы взгляды имама Малика и его высказывания о единобожии, сподвижниках, вере, каламе и т.д.
_________________
[1] Прим. переводчика: далее пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «…акто произнесет (эти слова, тем самым) защитит от меня свое имущество исвою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что его можнобудет лишить имущества или жизни) по праву, и тогда (лишь) Аллахпроизведет с ним расчет».
[2] От имама Маликахадисы и предания передавали два человека, которых звали Ибн Нафи.Первый из них – это Абдуллах бин Нафи бин Сабит аз-Зубайри Абу Бакраль-Мадани. Ибн Хаджар о нем сказал: «Правдивый рассказчик (садук).Скончался в 216 году хиджры». Что касается второго передатчика, то этоАбдуллах бин Нафи бин Аби Нафи Абу Мухаммад аль-Мадани,вольноотпущенник племени аль-махзум. Ибн Хаджар о нем сказал:«Достойный доверия рассказчик. Хадисы, которые он записывал ипередавал, являются достоверными. Что же касается передачи хадисов попамяти, то здесь он немного слабоват. Скончался в 206 году хиджры.Также говорят, что он умер позже». («Такриб ат-Тахзиб», 1/455-456 и «Тахзиб ат-Тахзиб», 6/50-51).
[3]Ашхаб бин Абд аль-Азиз бин Дауд аль-Кайси Абу Умар аль-Мисри. ИбнХаджар о нем сказал: «Достойный доверия рассказчик, правовед (факих). Скончался в 204 году хиджры». («Такриб ат-Тахзиб», 1/80). См. также его биографию в «Тахзиб ат-Тахзиб» (1/359).
[4] Абдуллах бин Вахб аль-Мисри, вольноотпущенник племени аль-кураши. Ибн Хаджар о нем сказал: «Правовед (факих), достойный доверия рассказчик, хафиз, много поклонялся Аллаху (‘абид). Скончался в 197 году хиджры». («Такриб ат-Тахзиб», 1/460).
[5]Абд аль-Малик бин Абд аль-Азиз бин Джурайдж ар-Руми аль-Умавиййаль-Макки. Аз-Захаби о нем сказал: «Имам, хафиз, правовед Заповеднойтерритории (Мекки и Медины), отец аль-Валида. Скончался в 150 годухиджры». («Тазкира аль-Хуффаз», 1/169). См. также его биографию в «Тарих Багдад» (10/400).
[6]Абдуллах бин Сувар бин Абдуллах аль-Анбари аль-Басри аль-Кади. ИбнХаджар о нем сказал: «Достойный доверия рассказчик. Скончался в 228году хиджры». Также говорят и о другой дате смерти. («Такриб ат-Тахзиб», 1/421 и «Тахзиб ат-Тахзиб», 5/248).
[7] Прим.автора: из числа потомков аз-Зубайра бин аль-Аввама у имама Маликаобучались и слушали хадисы два человека: Абдуллах бин Нафи бин Сабитбин Абдуллах бин аз-Зубайр бин аль-Аввам, краткие сведения о которомбыли приведены ранее, и Мус’аб бин Абдуллах бин Мус’аб, который будетупомянут далее.
[8] Мус’аб бин Абдуллах бин Мус’аббин Сабит бин Абдуллах бин аз-Зубайр бин аль-Аввам аль-Асадиаль-Мадани, уроженец Багдада. Ибн Хаджар о нем сказал: «Правдивыйрассказчик, знаток генеалогии. Скончался в 236 году хиджры». («Такриб ат-Тахзиб», 2/252). См. также его биографию в «Тахзиб ат-Тахзиб» (10/162).
[9] Исхак бин Иса бин Наджих аль-Багдади. Ибн Хаджар о нем сказал: «Правдивый рассказчик. Скончался в 214 году хиджры». («Такриб ат-Тахзиб», 1/60). См. также его биографию в «Тахзиб ат-Тахзиб» (1/245).
Мухаммад бин Абдуррахман аль-Хумеййис
Проверил: Абу Мухаммад Булгарий