Некоторые слабые и ложные хадисы о мольбе
Есть некие хадисы, которые получили известность среди людей, о распространении которых так заботятся приверженцы страстей и нововведений. Мусульманину не следует относить ничего к высказываниям пророка , кроме того, что достоверно сохранилось о нём. Ему не следует относить к пророку всё, что он услышал, и ему понравился красивый смысл услышанных им хадисов. Всё это недозволительно203
Вот некоторые из таких хадисов:
Если вас одолели дела, то вам следует обратиться к обитателям могил (или обратиться за помощью к обладателям могил). Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал по поводу этого хадиса: «Этот хадис ложный, возводящий ложь на пророка по единогласному мнению знатоков хадиса. О нём ничего не говорится в фундаментальных сборниках хадисов204
Достопочтенный шейх Абдуль-Азиз ибн Баз сказал по поводу этого хадиса: «Это слово призыва к многобожию (ширк), т.к. обращение за помощью и призыв о спасении к обитателям могил является одним из самых великих видов ширка по единогласному мнению всех учёных. Из этого следует, что этот хадис выдуман поклонникам могил, да проклянёт Аллах того, кто выдумал его и отнесётся к нему заслужено!»
«Если просите у Аллаха, то просите посредством моего положения, ведь моё положение перед Аллахом велико!» или «Совершайте тавассуль посредством моего положения, ведь оно велико пред Аллахом».
Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал по поводу этого хадиса: сообщают некоторые невежды, что якобы пророк сказал: «Если просите у Аллаха, то просите посредством моего положения, ведь моё положение перед Аллахом велико!» - то это недостоверный хадис. Ни одна из достоверных мусульманских книг не приводила его, и никто из авторитетных мухаддисов никогда не приводил его ни в одном из соответствующих сборников205 а поскольку нет ничего, что подтверждало его подлинность, то подобные действия являются недопустимыми, ибо правильность тех или иных видов поклонения может быть подтверждена только с помощью ясных и достоверных доказательств из Корана и хадисов.
Аль-Албани сказал: «У этого хадиса нет основы206
Он также сказал: «Нет сомнения в том, что положение пророка перед Аллахом велико. Всевышний Аллах сообщил также о пророке Мусе (мир ему):
Он был почитаем перед Аллахом. (33:69)
Известно, что пророк Мухаммад лучше и достойнее пророка Мусы (мир ему), и нет сомнения, что он более почитаем перед Аллахом, чем Мусса. Но это одно, а совершение тавассуля посредством положения пророка – совсем другое. Не подобает путать эти две вещи, как поступают некоторые. Т.е. под тавассулем посредством положения пророка подразумевается, что надежда на принятие мольбы увеличивается с наличием такового (тавассуля). Это не может быть принято здравым смыслом, т.к. это относится к сокровенному, которое не может объять разум, и поэтому на подтверждение такового требуется наличие достоверного текста, который можно привести как довод. Такого не может быть уже потому, что есть два вида хадисов по поводу тавассуля: достоверные и слабые. В достоверных хадисах не говорится ничего, подтверждающего такого рода тавассуль. так как Умар ибн ал-Хаттаб, Муавийа ибн Абу Суфйан и другие сподвижники и их последователи обращались во время неурожая с просьбой о ниспослании дождя и заступничестве к тем, кто был жив, например, к Аббасу и Йазиду, но они не делали ничего подобного ни у могилы Пророка,, да благословит его Аллах и приветствует, ни у могил других людей. Они нашли себе замену в лице других, а именно - Аббаса и Йазида, а Умар сказал: "О Боже, раньше мы обращались к Тебе через нашего Пророка и Ты посылал нам дождь, а теперь мы обращаемся к Тебе через дядю нашего Пророка, пошли же нам дождь!" - и они стали поступать таким образом потому что поступать по старому, не нарушая установлений шариата, для них оказалось невозможным207
«Знание Аллаха обо мне более чем достаточно для меня, чем просьба у Него».
Имам аль-Багави упомянул этот хадис в тафсире «Пророки», указывая на его слабость. Он сказал: «Этот хадис передаётся от Убайа ибн Кааба, в нём говорится, что Ибрахим, когда его привязали, чтобы бросить в огонь, якобы сказал: «Нет божества кроме Тебя, пречист Ты – Господь миров. Хвала Тебе и власть, нет у Тебя сотоварища. Затем они бросили его с помощью катапульты в огонь, и его встретил ангел Джибриль (мир ему) и спросил у него: «О, Ибрахим, есть ли у тебя какая-нибудь нужда?» тот ответил: «К тебе нет нужды» Тогда Джибриль сказал ему: «Попроси твоего Господа». Тот ответил: «Знание Аллаха обо мне более чем достаточно для меня, чем просьба у Него208
Смысл этого хадиса взяли некоторые так называемые мудрецы из числа суфиев, когда сказали: «Твоя просьба у Аллаха – обвинение против Него209
Шейх аль-Албани по поводу этих слов сказал: «Это величайшее заблуждение! Разве можно хотя бы представить, что пророки (мир им всем) обвиняли Аллаха, когда обращались к Нему со всевозможными просьбами210
Шейх аль-ислам ибн Таймия сказал: «Знание Аллаха обо мне более чем достаточно для меня, чем просьба у Него» - эти ложные слова не соответствуют тому, что сообщил Аллах об Ибрахиме (мир ему), а также о других Его рабах, которые посредством просьб к Нему достигли счастья обоих миров211
«Когда Адам признался в своём грехе, он сказал: «О, Господь мой, я прошу тебя правом Мухаммада, дабы ты простил меня». Всевышний Аллах спросил у него: «О, Адам, как ты узнал о Мухаммаде, ведь Я ещё не сотворил его?» Он ответил: «О, Господь, когда Ты сотворил меня и вдохнул в меня из Своего духа, я поднял голову и увидел, что на основах Престола написано: «Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха». Тогда я понял, что Ты не добавил бы к Своему имени, кроме как самое любимое творение для Тебя». Тогда Всевышний Аллах сказал: «Ты сказал правду, о, Адам поистине он является самым любимым творением для Меня. Проси меня ради Него, ибо Я простил Тебе, а если бы не Мухаммад, Я бы не сотворил тебя».
Этот хадис передал аль-Хаким в аль-Мустадрике (2/615) от аль-Хариса Абдуллы ибн Муслима аль-Фахри. Его рассказал Исмаил ибн Муслима от Абдур-Рахмана ибн Аслама ибн Зайда от его отца, а тот от своего деда, который передал его от Умара ибн аль-Хаттаба, а тот в свою очередь от пророка .
Аль-Хаким сказал: «иснад этого хадиса достоверен, это первый хадис, который я упомянул от Абдур-Рахмана ибн Зайда ибн Аслама в этой книге».
Аз-Захаби же сказал по поводу этого хадиса: «Он вымышлен, и я не знаю, кто такой Абдур-Рахман ибн Муслим аль-Фахри».
Аль-Албани сказал: «аль-Фахри приводит этот хадис в «Мизан аль-Итидаль». Это ложный хадис, который также привёл аль-Байхаки в «Доказательствах пророчества».
Аль-Байхаки сказал: «Этот хадис привёл только Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам».
Ибн Кассир согласился с ним в своей книге истории (323/2). Аль-Хафиз ибн Хаджар согласился с ним в «ал-Лисан», в том, что это ложный хадис212
Шейх аль-Ислам ибн Таймия сказал по поводу этого хадиса: «Повествования аль-Хакима этого хадиса отвергнуто. Он же в своей книге «Способ распознания здорового от хворого»: «Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам передавал от своего отца ложные хадисы. Это не секрет ни для кого из специалистов, что здесь у него есть недостатки».
По мнению многих Абду-Рахман ибн Аслам ибн зайд считается слабым рассказчиком. Так считают: Ахмад ибн Ханбал, Абу Зара, Абу Хатим, ан-Насаи, ад-Даракутни а другие213
«Мольба – оружие мусульманина, опора религии и свет небес и земли». Этот хадис сообщил аль-Хаким в «аль-Мустадрик» от Али (1/669). Аль-Хаким сказал, что это достоверный хадис, с ним согласился аз-Захаби в этом.
Аль-Хайсами сказал в книге «Маджма аз-Заваид» 10/150: «Этот хадис передал Абу Яля, в его цепочке Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Абу Язид, в это избегаемый рассказчик».
Аль-Албани в книге «Серия слабых хадисов» (179) сказал: «Это ложный хадис».
«Поистине грех не уменьшит удел, и не увеличит его благое дело, а оставление мольбы является грехом». Аль -Хайсами сказал в «Маджма аз-Заваид» 4/75: «Этот хадис рассказал ат-Табарани в «ас-Сагир», в цепочке хадиса Атыя аль-Ауфи, а это слабый рассказчик».
Ибн аль-Джаузи в «аль-Уляль аль-Мунтахиях» 2/589 (966): «ибн Адий сказал, что иснад этого хадиса ложный, его не мог передать Мус’ир от Исмаила, который также передавал от доверенных рассказчиков ложь».
Ад-Даракутни сказал: «Он лжец, которого следует избегать».
Аль-Албани в книге «Серия слабых хадисов» (181) сказал: «Выдуманный хадис».
Он также добавил: «И потом одним из доказательств, указывающих на ложность этого хадиса является изречение пророка : «Кто желает, чтобы его удел стал обширным, и удлинилась его жизнь, пусть поддерживает родственные узы». ( хадис рассказали два шейха и др.)
Это доказывает, что благое дело служит причиной для расширения удела и удлинения жизни».
«Мольба – мозг поклонения». Этот хадис передал ат-Тирмизи от Анаса (3371). Он сказал: «Это хадис редкий хадис, мы знаем его лишь из хадиса ибн Лахи’а».
Аль-Албани отнёс его к слабым хадисам ат-Тирмизи (3611), в «Мишкат аль-Масабих» (2231).
Мольба: ее определение, решения о ней и совершаемые ошибки
Прочитал и рецензировал: достопочтенный шейх Абдуль-Азиз ибн Абдуллах ибн Баз
Автор: Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хамд