Условия мольбы
У мольбы есть множество условий, которые обязательно должны быть выполнены, дабы эта мольба была мила Аллаху и принята Им. Условия мольбы таковы:
1. Взывающий с мольбой должен знать, что только Аллах может принять её: ведь никто не может послать ему пользу или отвернуть от него зло, кроме Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло? (27:62)
Это и есть проявление единобожия на теории – признания его господства (ар-Рубубиях).
2. Не должен взывать с мольбой ни к кому, кроме Аллаха:
Нельзя просит у кого-то кроме Аллаха или взывать к кому-то кроме Него, т.к. это является ширком (приданием Аллаху сотоварищей). Всевышний Аллах сказал:
Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом. (72:18)
Посланник Аллаха сказал:
«
»
«Если ты просишь, то проси у Аллаха, а если обращаешься за помощью, обращайся к Аллаху37
Это проявление единобожия на практике – признание Его божественности (аль-Улюхиях).
Обращение к Аллаху посредством дозволенного шариатом тавассуля38 Сущесвуют разрешённые и запрещённые виды тавассуля.
Разрешённые виды тавассуля:
А. Тавассуль к Аллаху взыванием Его именами и атрибутами. Например, взывать: «О, Аллах, я прошу Тебя тем, что Ты – нет божества кроме Тебя – Милостивый и Милосердный, чтобы Ты помиловал меня и простил мне». Или говорить: «О, Милостивый, помилуй меня, о, Щедрый, одари меня». Или говорить: «Я прошу Тебя посредством Твоей милости, которая вместила всё. Посредством Твоей милости обращаюсь я к Тебе за помощью.
Доказательством на такой вид тавассуля является слово Аллаха:
У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их . (7:180)
Б. Тавассуль к Аллаху посредством благих дел. Например, это когда мусульманин говорит: «О, Аллах, я прошу тебя посредством моей веры в Тебя, любви к Тебе, моим следованием за Твоим пророком и т.п. …» и он так упоминает свои благие дела, а затем просит у Аллаха о своей нужде.
Доказательством этому служит слово Всевышнего Аллаха:
Которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне». (3:16) а также слово Аллаха:
Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и упокой нас вместе с благочестивыми. (3:193)
Доказательством также служит история о людях пещеры, каждый из них совершил тавассуль к Аллаху посредством благого дела, и Аллах ответил на их мольбы.
Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб передал, что он слышал, как посланник Аллаха сказал:
- (Некогда) трое людей из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них (выход из) неё. Тогда они сказали: “Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела39
(После этого) один из них сказал: “О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды поиски деревьев40 увели меня далеко (от дома), а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и всё это время дети кричали от голода у моих ног. А потом (мои родители) проснулись и выпили своё вечернее питьё. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему41 то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!” И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход(, но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда.
Другой сказал: “О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше (кого бы то ни было из) людей…”
В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:
- “…и я любил её так сильно, как только могут мужчины любить женщин, и желал её, но она противилась мне. (Так продолжалось до тех пор), пока не выдался (засушливый) год. И тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это, когда же я получил возможность (овладеть) ею…”
В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:
- “…а когда я уселся меж ног её, она сказала: ``Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву!`` И тогда я покинул её, (несмотря на то, что) любил её больше всех, оставив то золото, которое я ей дал.
О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!” И после этого камень (опять сдвинулся с места, но проход был всё ещё недостаточно широк, чтобы) они могли выбраться оттуда.
Третий сказал: “О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил (всем) им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось42 и ушёл, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он явился ко мне и сказал: “О раб Аллаха, отдай мне мою плату.” Тогда я сказал ему: “Платой твоей являются все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь.” Он сказал: “О раб Аллаха, не насмехайся надо мной!” Я сказал: “Я не насмехаюсь над тобой”, - и он забрал всё это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!”, - и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти43 ( Аль-Бухари: Муслим)
В. Тавассуль посредством мольбы живого присутствующего праведного человека:
Доказательством на это служит хадис, который сообщают со слов Анаса ибн Малика что он сказал: «(Однажды) при жизни пророка людей поразила засуха. (Как-то раз,) когда пророк произносил пятничную проповедь, (со своего места) поднялся один бедуин и сказал: “О посланник Аллаха! (Наше) имущество пропало, а дети голодают,
так обратись же к Аллаху с мольбой за нас44 ? и тогда воздел руки к небу45 В это время на небе не было ни одного облачка, но, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не успел ещё он опустить руки, как собрались тучи, подобные горам, и не успел ещё он сойти с минбара, как я увидел (капли) дождя, катившиеся по его бороде46
Также известно, что сподвижники делали тавассуль после смерти пророка посредством аль-Аббаса 47
Му’авия совершал тавассуль посредством Язида ибн аль-Асвада аль-Джурши (да смилуется над ним Аллах48 Сообщается, что тавассуль делали
также посредством Уайса аль-Карани (да смилуется над ним Аллах49
Г. Демонстрация нужды и смирения, признание грехов и недостатков: это, когда раб, например, говорит: «О, Аллах, я Твой бедный раб с недостатками в душе, я прошу Тебя, чтобы Ты простил меня».
Доказательством этому служат слова пророка Йунуса (мир ему), о которых сообщил Всевышний Аллах:
Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (21:87) Всевышний Аллах также поведал о мольбе Мусы (мир ему):
«Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне». (28:24)
Воздержание от поспешности: т.е. раб не должен делать поспешных выводов по поводу принятия мольбы, и не должен роптать, если ответ на мольбу задерживается. Ведь поистине поспешность лишает мольбу результата.
Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха сказал:
«Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне!” ( Аль-Бухари; Муслим)
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим(, сообщается, что (однажды пророк сказал): “(Мольбам) раба (Аллаха) будут внимать до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей, (при условии), что он не проявит поспешности.” ( Люди) спросили (его): “О посланник Аллаха, а что значит (проявлять) поспешность?” (Пророк ,) сказал: “(Это значит, что) он будет говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами (снова и снова), но я не вижу(, чтобы) Он (хотел) мне ответить!”, - и он оставляет мольбу».
ибн Хаджар сказал: «Т.е. после чего обращения с мольбами становятся человеку в тягость, и он отказывается от этого. В этом хадисе приводится манера мольбы. Человеку следует просить у Аллаха постоянно и не отчаиваться в принятии мольбы, ведь в этом присутствует упование, и признание своего бессилия50
Ибн аль-Кайим сказал: «Одной из распространенных бед, которая лишает мольбу воздействия – это спешка раба и нетерпение с принятием мольбы. Ему всё это становится в тягость, и он перестаёт взывать с мольбой. На самом деле мольбу можно сравнить с посевом зёрнышка или семечки, за котором потом нужно ухаживать и поливать. Если проявить нетерпение к
времени созревания зёрнышка то, скорее всего это дело придётся забросить полностью51
Мольба с добром: дабы мольба была принята Аллахом, следует, чтобы она была о добре и не была о грехе и разрыве родственных связей. Посланник Аллаха сказал: «Мольба раба принимается, пока он не взывает с мольбой о грехе и разрыве родственных связей52
Хорошее мнение об Аллахе:
Сообщают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха сказал: «Молите Аллаха, будучи уверенными, в (Его) ответе53
Сообщают со слов Джабира что посланник Аллаха сказал: «Пусть каждый из вас умирая, думает об Аллахе только хорошее54
Посланник Аллаха сказал: «Говорит Всевышний Аллах: Я такой, каким Меня представляет раб Мой, и Я с ним, когда он Меня поминает55
Хорошее мнение толкает на деяния того, кто желает принятия своей мольбы и ответа на неё, прощения грехов, когда он просит прощения, кто желает награды за деяния.
По поводу мнения о прощении грехов и принятия мольбы при продолжительном совершении грехов и недостатках в деяниях – то это нельзя назвать хорошим мнением об Аллахе, скорее это обольщение, возникшее из-за невежества и самообман.
Имам аш-Шаукани сказал по поводу слова Аллаха в священном хадисе: «Я такой, каким Меня представляет раб Мой» - в этом хадисе Аллах побуждает Своих рабов хорошо думать о Нём, Он также сообщает, что будет обращаться с ними в соответствии об их представлении о нём. Тому, кто думает хорошо о Нём, Он воздаст наилучшим образом, прольёт на Него из Своей милости и щедрости, озолотит его Своими дарами.
С тем, у кого не было таких представлений, Аллах не будет обращаться таким образом. Это и есть смысл слов Аллаха: Я такой, каким Меня представляет раб Мой . Поэтому раб должен иметь хорошее мнение об Аллахе во всех ситуациях. Чтобы достичь такого состояния, он должен обращаться за помощью к доказательствам, указывающим на широту милости Аллаха Всевышнего56
7. Присутствие сердца: сердце взывающего с мольбой должно присутствовать при мольбе и понимать то, что он говорит, ощущать величие Того, к Кому взывают. Ведь не подобает низкому рабу обращаться к своему Господу со словами, которым он сам не придаёт значения, повторять их многократно, даже не задумываясь над их смыслом, не понимая того, что сходит с его языка, как сейчас это принято.
Посланник Аллаха сказал: «Знайте, что Аллах не принимает мольбу, исходящую из небрежного сердца57
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Знайте, что цель мольбы – это присутствие сердца, как мы уже разъяснили. На это существует бессчетное количество доказательств, а знание по этому поводу, ясно настолько, что его не стоит упоминать58
Мольба тем, что узаконено шариатом: взывающий с мольбой должен обращаться к Аллаху посредством узаконенных шариатом молебен, имеющих основу в Коране и Сунне. Минимум, не следует хотя бы смешивать узаконенные мольбы с нововведенными мольбами, например, совершать тавассуль посредством авторитета пророка или мольбы и виды тавассуля, содержащие ширк (многобожие). Также не следует взывать к кому-то кроме Аллаха, будь то мертвецы или отсутствующие и т.п.
Очищение пищи: это одно из условий принятия мольбы. Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных». (5:27)
В хадисе, переданном Муслимом говорится:
«Поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого». А потом пророк упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу(повторяя): "О Господь, о Господь!", - однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ59
Воздержание от чрезмерности в мольбе:
Всевышний Аллах сказал:
Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих. (7:55) Мы приведём хадис о чрезмерности в разделе об ошибках при мольбе по воле Аллаха.
Мольба не должна отвлекать от обязанности или своевременного выполнения предписания: например, мольба не должна отвлекать от своевременного выполнения обязательной молитвы – утренней, обеденной, предвечерней и т.д.
Также не следует увлекаться мольбой, когда человека посещает гость и нужно проявить гостеприимство.
Не следует по причине мольбы оставлять помощь родителям, если они нуждаются в ней.
Т.е. в общем не следует отвлекаться на мольбу от своевременного выполнения обязанностей и предписаний.
Возможно в истории о набожном Джурайдже это хорошо объяснено и выражено.
Передают со слов Абу Хурайры что пророк сказал:
- Никто не говорил в колыбели за исключением троих60 (одним из которых был) Иса бин Марйам. (Что касается второго, то им был младенец, с которым говорил) Джурайдж. Джурайдж был человеком(, посвятившим себя поклонению Аллаху). Он (построил себе) келью и (постоянно) находился в ней. (Однажды,) когда он совершал молитву, к нему пришла его мать и сказала: “О Джурайдж!” Он сказал: “О Господь мой, мать моя и молитва моя61 - после чего продолжил молиться, а она ушла. На следующий день она (снова) пришла к нему, когда он молился, и сказала: “О Джурайдж!”, - и он (снова) сказал: “О Господь мой, мать моя и молитва моя!”, - после чего продолжил молиться. На третий день она (снова) пришла к нему, когда он молился, и сказала: “О Джурайдж!”, - и он (снова) сказал: “О Господь мой, мать моя и молитва моя!”, - после чего продолжил молиться. Тогда она сказала: “О Аллах, не дай ему умереть, пока он не посмотрит на лица блудниц!” И после этого сыны Исраиля стали говорить о Джурайдже и его поклонении, а (среди них) была одна блудница, красоту которой приводили в пример. Она сказала: “Если хотите, я обязательно совращу его!” И она явилась к нему, но он (даже) не повернулся к ней. Тогда она пришла к пастуху, укрывавшемуся в его келье62 позволила ему овладеть собой и забеременела, а когда она родила, то сказала: “Он от Джурайджа.” И тогда люди пришли к нему, заставили его спуститься вниз, разрушили его келью и принялись избивать его. Он спросил: “Что с вами?” Они сказали: “Ты совершил прелюбодеяние с этой блудницей и она родила от тебя!” Он спросил: “Где этот ребёнок?”, - а когда они принесли его к нему, (Джурайдж) попросил: “Дайте мне помолиться.” И он совершил молитву, закончив же (молиться), подошёл к ребёнку, ударил его в живот и сказал: “О мальчик, кто твой отец?” (Ребёнок) ответил: “Такой-то пастух.” (Услышав это, люди) стали подходить к Джурайджу, целовать его и дотрагиваться до него63 а (потом) сказали: “Мы построим тебе келью из золота!”, - но он сказал: “Нет, стройте её из
глины, какой она и была!”, - и они сделали это. (Что же касается третьего младенца, то) как-то раз, когда он сосал грудь матери, мимо (них) на великолепном64 коне проехал всадник прекрасного вида65 и мать (ребёнка) сказала: “О Аллах, сделай моего сына таким же, как этот (всадник)!” Тогда ребёнок бросил грудь, повернулся к (этому всаднику), посмотрел на него и сказал: “О Аллах, не делай меня подобным ему!”, - после чего снова принялся сосать грудь.
Абу Хурайра сказал:
- И у меня до сих пор стоит перед глазами посланник Аллаха рассказывавший о том, как (этот младенец) сосал грудь, и положивший в рот свой указательный палец, который он стал сосать66 А потом (посланник Аллаха сказал):
- А (спустя некоторое время люди) провели мимо (них) какую-то рабыню, которую они избивали, крича: “Ты совершила прелюбодеяние! Ты совершила кражу!”, - она же говорила: “Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он Покровитель!” (Увидев это,) его мать сказала: “О Аллах, не делай моего сына таким, как эта (рабыня)!” Тогда (ребёнок снова) бросил грудь, посмотрел на неё67 и сказал: “О Аллах, сделай меня подобным ей!” И тогда они стали разговаривать друг с другом и (женщина) сказала: “(Почему) когда мимо проехал человек (столь) прекрасного вида и я сказала: “О Аллах, сделай моего сына таким же, как он!”, - ты сказал: “О Аллах, не делай меня подобным ему!”, - а когда провели эту невольницу, которую (люди) избивали, крича: “Ты совершила
прелюбодеяние! Ты совершила кражу!”, - и я сказала: “О Аллах, не делай моего сына таким, как она!”, - ты сказал: “О Аллах, сделай меня подобным ей!”? ” (На это ребёнок) ответил: “Поистине, этот человек является притеснителем, и поэтому я сказал: “О Аллах, не делай меня подобным ему!”, - (что же касается) этой (рабыни,) то о ней говорят: “Ты совершила прелюбодеяние!”, - а она (этого не делала, и о ней говорят): “Ты совершила кражу!”, - а она (ничего) не украла, и (поэтому) я сказал: “О Аллах, сделай меня подобным ей68 ” ( Аль-Бухари; Муслим)
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) прокомментировал этот хадис: «Учёные сказали, что это является доказательством того, что ему правильнее было бы ответить на призыв матери, т.к. он совершал добровольную молтиву. Продолжительное выполнение добровольных деяний не является обязательным в то время, как ответить на призыв матери и благодеяние по отношению к ней является обязательным, а ослушание её запретным. Ему следовало укоротить молитву и ответить на её призыв, а затем вернуться к молитве. Возможно, он опасался, что ему придётся выйти из своей кельи, вернуться к миру сему, привязаться к его красотам, а его намерение и обеты ослабли бы при этом69
- 37. Рассказал Ахмад 1/293, 307, ат-Тирмизи (2511), достоверный хадис по мнению аль-Албани (7957).
- 38. Разрешенный тавассуль — буквально посредничество или достижение цели посредством чего-то. В Исламе это когда обращаешься к Аллаху посредством Его имен и атрибутов и посредством своих добрых дел, а также просьбой к праведным живым людям воззвать к Аллаху во имя других.
- 39. - Имеются в виду дела, совершавшиеся только ради Аллаха.
- 40. - Речи идёт о пастбище для овец.
- 41. - То есть: искренне желая выполнить Твоё веление относительно проявления почтительности к родителям и стремясь получить от Тебя награду за это.
- 42. - Имеется в виду, что он оставил этому человеку заработанные им деньги на сохранение.
- 43. Рассказал аль-Бухари (3465), Муслим (2743)
- 44. То есть попроси Аллаха, чтобы Он ниспослал дождь.
- 45. Это означало, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует , начал произносить слова мольбы.
- 46. Рассказал аль-Бухари (933), Муслим (897)
- 47. Аль-Бухари (1010) Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда (мусульман) поражала засуха, ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, всегда просил аль-‘Аббаса бин ‘Абд аль-Мутталиба обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, и он говорил: «О Аллах, поистине, мы всегда просили нашего пророка обращаться к Тебе с мольбой о дожде, и Ты посылал нам дождь, а теперь мы просим обратиться к Тебе дядю нашего пророка, так пошли же нам дождь!» ? и дождь действительно ниспосылался им.
- 48. Сафван ибн Умар сообщает со слов Салима ибн Амира, что он сказал: «Однажды Муавия вышел молиться о ниспослании дождя, когда он сел на минбар (кафедру), сказал: «Где Язид ибн аль-Асвад?» Люди стали звать его и он подошёл. Муавия приказал ему взобраться на минбар, а затем сказал: «О, Аллах, мы обращаемся к тебе посредством лучшего из нас – Язида ибн аль-Асвада, о, Язид возведи руки к Аллаху!» Тот поднял руки, люди также подняли руки с ним, и прошло совсем немного времени, как на небе появилась туча, подобная огромному щиту, подул ветер и полил такой сильный дождь, что люди с трудом добрались до дома». (Сир аль-Алям ан-Нубаля 4/137) Тавассуль и аль-Василя стр. 145.
- 49. Сообщается, что Усайр бин Амр (или: Ибн Джабир) сказал: Когда к Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, прибывало подкрепление из числа йеменцев, он всегда спрашивал их: «Нет ли среди вас Увайса бин Амира?», — и (так продолжалось до тех пор), пока он не встретился с Увайсом, да будет доволен им Аллах. (Умар, да будет доволен им Аллах) спросил: «Ты ли Увайс бин Амир?» Он ответил: «Да». (Умар снова) спросил: «Из (племени) мурад и (рода) каран?» Он ответил: «Да». (Умар снова) спросил: «И у тебя была проказа, от которой ты (полностью) излечился, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем?» Он ответил: «Да». (Умар снова) спросил: «Есть ли у тебя мать?» Он ответил: «Да». (Тогда Умар) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увайс бин Амир из (племени) мурад и (рода) каран, болевший проказой, но (полностью) излечившийся от неё, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем. У него есть мать, по отношению к которой он проявляет почтение, а когда он клянётся Аллахом, то Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и если сможешь ты(, добейся того, чтобы) он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя!» — так попроси же для меня прощения!», — и Увайс обратился к Аллаху с мольбой простить (Умара)». Рассказал Муслим (2542)
- 50. Фатх аль-Бари 11/141.
- 51. «аль-Джаваб аль-Кафи» стр. 10.
- 52. Рассказал Муслим (2735), аль-Бухари в главе о поведении личности (655), ат-Табарани в главе о мольбе (82).
- 53. Рассказал ат-Тирмизи (3479), аль-Хаким 1/294, ат-Табарани в главе о мольбе (62), «Сахих аль-Джами’» (245).
- 54. Рассказал Муслим (2877).
- 55. Рассказал аль-Бухари (7405), Муслим ((2675).
- 56. «Пособие для поминающих» стр. 12.
- 57. Рассказал ат-Тирмизи (3479), аль-Хаким 1/494, ат-Табарани (67), достоверный хадис по мнению аль-Албани «Сахих аль-Джами’» 245.
- 58. «Аль-Азкар» стр. 356.
- 59. Рассказал Муслим (1015) и ат-Тирмизи (2982).
- 60. - Здесь подразумеваются младенцы из числа израильтян.
- 61. - Иначе говоря, Джурайдж обратился к Аллаху за помощью, так как не знал, что ему сделать: ответить своей матери или продолжать молиться.
- 62. - То есть: в келье Джурайджа.
- 63. - Они делали это в надежде получить от него часть ниспосланной ему благодати.
- 64. - Имеется в виду резвый и дорогой конь.
- 65. - Подразумевается, что он был красив лицом и одет в дорогие одежды.
- 66. - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, делал это для наглядности.
- 67. - То есть: на рабыню.
- 68. Аль-Бухари (3436), Муслим (2550)
- 69. Сахих Муслим с пояснениями ан-Навави 16/26.
Автор Мухаммад аль-Хамд