Должен ли я поминать Аллаха каждый раз, когда сажусь?
Вопрос:
Что означают эти хадисы?
1. «Того, кто сядет где-либо, не помянув Аллаха, постигнет горе от Аллаха, и того, кто уляжется где-либо, не помянув Аллаха, постигнет горе от Аллаха».
2. «Тех, кто сядет где-нибудь, не помянув Аллаха и не вознеся благословения посланнику своему, постигнет сожаление. Если Он (Аллах) пожелает, то накажет их, а если пожелает – простит им».
3. «Какие бы люди, не покинули собрание, не упомянув в нем Аллаха, то они словно покинули труп осла. Таких постигнет горе».
Значит ли это, что я постоянно должен поминать Аллаха и благословлять Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует? Каждый раз, когда начинаю говорить с человеком, а если не сделаю, то совершу грех?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Эти и подобные хадисы указывают на желательность наполнения встреч и собраний поминанием Всевышнего Аллаха, на проведение времени с пользой, а также предостерегают человека совершать то, о чем в Судный День придется сожалеть. Не в смысле сожалеть о совершении греха, а сожалеть о том, что вовремя не совершили многих благих деяний, которые могут возвысить степень (в Раю), и посредством которых верующий может достигнуть высоких положений.
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто сядет где-либо, не помянув Аллаха, постигнет горе Аллаха, и того, кто уляжется где-либо, не помянув Аллаха, постигнет горе Аллаха» (Абу Дауд № 4856). Главу, в которой он привел этот хадис, он озаглавил: «Глава о нежелательности покидать собрание, не помянув Аллаха». Подобный хадис передал в своем «Сахихе» Ибн Хиббан (Т. 3. С. 133) и назвал главу так: «О желательности поминания Великого и Всемогущего Аллаха во всех ситуациях из опасения, что эти ситуации станут для человека причиной сожаления в Судный День».
Ибн аль-Мунзири в «ат-Таргыб уа-т-тархиб» (Т. 2. С. 262) сказал: «Предостережение человека о собрании без поминания Аллаха и благословения пророку Его Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует».
Ат-Тирмизи привел такую версию хадиса: «Тех, кто сядет где-нибудь, не помянув Аллаха и не вознеся благословения посланнику своему, постигнет сожаление. Если Он пожелает, то накажет их, а если пожелает – простит им». Этот хадис приводится в «ас-Сунан» (№ 3380). Ат-Тирмизи озаглавил эту главу так: «Глава о тех, кто присутствует на собрании и не поминает Аллаха». После предания он сказал: «Это - хороший хадис. Он передается и другим путем: от Абу Хурейры, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Ученые приводили эти хадисы в качестве доказательства того, что нежелательно оставлять собрания без поминания Аллаха. Однако они не говорили о запретности этого. Горе не обязательно наступает из-за оставления обязательных действий. Оно может постигнуть человека и из-за оставления желательных действий, которые бы возвысили его на высшие ступени. Передается, что некоторые праведные предшественники говорили: «В Судный День человеку покажут время, которое он провел в своей жизни. И он станет сильно сожалеть о каждом часе, который провел без поминания Аллаха». Это передал Ибн Раджаб в «Джами‘ аль-‘улум уа-ль-хикам» (С. 135).
Слова в хадисе «Если Он пожелает, то накажет их, а если пожелает – простит им» внешне указывают на обязательность поминания во время каждого собрания (встречи). Потому как наказание и прощение может быть только за грех: оставление обязательного действия или совершение запретного.
Ибн ‘Иллян, да помилует его Аллах, сказал:
«„Если Он пожелает, то накажет их“ – в воздаяние за то, в чем они проявили упущение, – оставили (поминание Аллаха и благословение пророка, да благословит его Аллах и приветствует), „…а если пожелает – простит им“ это упущение. Из хадиса понятно, что во время собрания (встречи) обязательно должно быть поминание Аллаха и благословение пророку. Ведь наказание связано с оставлением поминания, и это указывает на обязательность поминания. Я не видел того, кто бы говорил об обязательности этого при собрании, хотя хадис указывает на это» (Далилу-ль-фалихин шарху рийады-с-салихин. Т. 6. С. 127).
Ученые понимали этот хадис, как указание на нежелательность во время собрания оставлять поминание Всевышнего Аллаха. Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал:
«Нежелательно /макрух/ человеку покидать место, где он сидел, не помянув прежде Всевышнего Аллаха. На это указывает хадис от Абу Хурейры, который передал слова посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует…» (аль-Маджму‘. Т. 4. С. 477-478).
Что касается упоминаемого в хадисе прощения, то оно относится к другим грехам, или к тому, что человек упорствует в оставлении этого (поминания Аллаха).
Мулля ‘Али аль-Кари, да помилует его Аллах, сказал:
«Слова „Если Он пожелает, то накажет их…“ за прошлые грехи и последующие упущения… Ат-Тыби сказал: „Слова „Если Он пожелает, то накажет их…“ приходят для большего убеждения, большей строгости. Есть вероятность, что присутствующие на собрании люди могут совершить нечто, что сделает обязательным наказание“» (Миркату-ль-мафатих шарху мишкяту-ль-масабих. Т. 8. С. 37).
А Аллах знает лучше.