Стеснительный ребенок

Каждый ребенок – личность. Даже самый маленький, самый беспомощный, только-только начинающий свою жизнь. Он – уникальное, удивительное творенье, совершенно не похожее на других, имеющее свои особенные таланты, свое «Я».
Кто-торобок и застенчив, кто-то более смел и раскрепощен. И это, согласитесь,здорово, что наши дети такие разные! Но в то же время нередкоприходится наблюдать, как родители заставляют своих робких детей бытьхрабрыми и смелыми, совершенно не понимая того, что не в их силах водночасье изменить себя. Но самое страшное заключается в том, что этиродители даже не понимают: пытаясь «переделать» своего малыша, онипопросту разрушают в нем личность, делая его еще более уязвимым,легкоранимым, замкнутым и неуверенным.

Но есть и другой типродителей, совершенно противоположный тому, который мы постаралисьописать чуть выше. Это мудрые и горячо любящие своих чад взрослые,которые не станут третировать и ранить детей, пытаясь их переделать. Всвоем ребенке прежде всего они уважают личность, ценят и развиваютзаложенные в нем способности, превращая негативные, на первый взгляд,качества, в позитивные. Добрым словом, нежностью и лаской они поощряютсвоих робких и застенчивых детей, дают им нужные указания и советы -как себя вести, как лучше одеться, что сказать?… И тем самым, не тратяпонапрасну нервов и не травмируя лишний раз довольно неустойчивуюдетскую психику, достигают просто невероятных успехов в построенииличности своего такого дорогого и такого бесконечно ценного ребенка.Спрашивается, как же им это удается?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, мы попытаемся дать определение детской робости и застенчивости.

Застенчивость у большинства детей, относящихся к этой категории, проявляется как определенная психологическая реакция. Особоярко выражается она, как правило, у детей трехлетнего возраста истарше. Сопровождается застенчивость покраснением лица, некоторойнапряженностью и скованностью в поведении, чувством беспокойства,дрожанием конечностей, желанием убежать и скрыться от взоровокружающих. Некоторые дети, к примеру, пытаются закрыть глаза и уши,чтобы ничего не слышать, или прячут голову на груди своей матери – лишьбы только спрятаться от критики и замечаний других людей.

Вбольшинстве случаев такие дети не уверены в себе, в своих силах ивозможностях. Они, как правило, замкнутые, малообщительные, склонные кодиночеству. Кроме того, дети этого типа предпочитают не ввязываться нив какие компании или группы, не любят участвовать в коллективныхмероприятиях. Почему?Поскольку они уже наперед не уверены в себе, считают себя обреченнымина провал и неудачу, они просто панически боятся какой бы то ни былокритики окружающих. Постоянный страх перед обществом, живущий в сердцеребенка, приводит к тому, что он все время смущается, немногословен.Это, в свою очередь, мешает ему совершенствоваться, приобретатьполезный опыт и новые знания, а также лишает его общественногопризнания со стороны учителей и своих ровесников. К слову сказать,последних он просто старается избегать, ну, а те отвечают емувзаимностью.

Основной причиной возникновения у ребенка робостии стыдливости является чувство беспокойства, его неуверенность в своейбезопасности. Возникновению этихнегативных эмоций способствуют непродуманные взрослыми методывоспитания. В чем они проявляются? В постоянных упреках, в чрезмернойстрогости, в предъявлении требования быть воспитанным и вежливым.Добавьте к этому бесконечные наставления и инструкции, или совершенноравнодушное отношение к ребенку, или же постоянные, неподдающиесяникакой логике, колебания в поведении взрослых. Проявляются они ввыражении то твердости, граничащей с жестокостью по отношению кребенку, то непонятным пренебрежением и чрезмерной мягкостью, а то ислишком суровыми наказаниями.

Цитата:
Запомните,еще никого и никогда не доводили до добра постоянные критика и упреки,придирки и выискивание ошибок. Ни на одного ребенка не смогут оказатьположительное воздействие грубые насмешки над его недостатками, крики иругань, возникающие даже по самому незначительному поводу. Никому непридутся по вкусу и замечания, высказанные в довольно жесткой форме, ичто еще ужаснее - в присутствии посторонних

. Весь этот«букет» негативных эмоций взрослых только подогревает страх ребенка,еще сильнее укрепляя в нем ощущение того, что он совершенно никчемный,что он ничего не умеет. Вот и живет он в постоянном ожидании отокружающих только лишь отрицательной реакции на его слова и поступки.Все это приводит к возникновению в легко ранимой, восприимчивой детскойдуше еще больших страха и беспокойств.

Ноесть и другая сторона медали – чрезмерные забота и опека малыша состороны взрослых, которые также приводят к развитию у ребенка чувстваробости и неуверенности. В чем же это выражается? Например, матьпостоянно опекает свое чадо, решая за него, что ему есть, пить,одевать. Она не дает ему возможности выходить с друзьями на прогулкиили играть на улице, боясь, что с ним может что-нибудь случиться или онможет перенять у них вредные привычки, а также недостойные воспитанныхдетей манеры поведения. В результате, ребенок становится пассивным изависимым от родных.
Есть и такие родители, которые относятся ксвоим сыновьям, как к девочкам, вследствие чего мальчики из-за сильноразнящихся к ним отношений семьи и окружающих, становятся замкнутымиили приобретают комплекс неполноценности.

К вышеперечисленнымфакторам следует добавить и физические дефекты ребенка, из-за которыхдругие дети могут избегать общения с ним. Сюда относятся речевыедефекты, скажем, такие, как заиканиеили неспособность выражать своимысли. Все это может развить у ребенка чувство неполноценности,неуверенности в себе, вызвать нервное напряжение, привести к внутреннейборьбе. Кроме того, у ребенка появляется стремление к одиночеству иуединению. И это на фоне отсутствия всякого интереса к другим людям,его неспособности к социальной адаптации. В результате, все этонегативно отразится на психическом и физическом здоровье ребенка, атакже - на его успеваемости в школе.

Мудрые советы: как следует взаимодействовать с робким ребенком?

Чтобывернуть чувство уверенности в себе застенчивому и легко ранимомуребенку, чтобы попытаться повысить его самооценку и развить в нем такиезамечательные качества, как общительность и коммуникабельность,необходимо придерживаться следующих советов:

- Обеспечьте ребенку в вашей семье такой климат, в котором господствовали бы доверие, любовь и согласие.

-Дайте почувствовать вашему чаду, что его любят и ценят. Умейтевыслушать его, оказать ему внимание, позвольте ему время от времениоблачать все негативные эмоции в слова и тем самым избавляться от них.

-Следует прислушиваться к мнению, чувствам, требованиям и рассказамвашего ребенка, пытаться понять их, и обсуждать мягко, сдоброжелательной улыбкой.

- Не стремитесь быть суровыми истрогими, всячески избегайте упреков, порицаний, выговоров, угроз иунижений. Ни в коем случае не употребляйте в своей речи слова ивыражения типа: «Никогда не смей говорить такие вещи родителям», «Чтобы я не слышал твой голос», «Ты мне надоел» и т.д. Они могут вызвать у вашего ребенка еще большие страх и робость.

- Никогда не сравнивайте ребенка ни с братьями, ни с друзьями, которые, как вам кажется, лучше, сильнее и умнее его.

-Поощряйте в нем дух независимости, постепенно приучайте его во всемполагаться только на себя и собственные силы. Не балуйте его чрезмернои старайтесь, как можно меньше опекать его.
- Учите его самостоятельности.

- Давайте ему возможность говорить «нет» в ситуациях, в которых у него есть выбор.

- Учите его нормально воспринимать шутки других людей, а также, в разумных пределах, пробуждайте в нем чувство соперничества.

-Поощряйте его проводить время в компании друзей и ровесников, играя игуляя с ними. Давайте ему возможность развивать творческие, спортивныенавыки, записав его в секции и кружки, основная цель которых - помочькаждому ребенку найти общий язык с окружающими.

- Хвалите ипоощряйте его личные инициативы, а также награждайте за каждыйдостигнутый им успех в каком-нибудь деле, или, скажем, - в установлениихороших отношений с окружающими.

- По возможности учите еготому, как думают, что чувствуют и как ведут себя окружающие люди.Подготовьте его и к тому, что, порой, люди не сразу принимают новыхдрузей, а также к тому, что просто невозможно найти общий язык со всемилюдьми или угодить каждому человеку.

- Придерживайтесьравенства во взаимоотношениях между детьми, независимо от пола, а такжепоощряйте девочек быть более инициативными и смело выражать своивзгляды.

- Используйте наказание только в целях воспитания, но ни в коем случае не применяйте физические меры воздействия.

-Сотрудничайтесо своим чадом, чтобы развивать в нем его положительные особенности иотличительные черты, вместо того, чтобы критиковать его слабости инедостатки, особенно в присутствии других.

- Поощряйте вашегоребенка, чтобы он вливался в общественную жизнь, даже если вашауверенность в нем не слишком высока. Побуждайте его делиться с вамисвоими промахами и неудачами, своими переживаниями и разочарованиями.Не допускайте того, чтобы он замкнулся и все эти переживания держал всебе, пытаясь справиться с ними в одиночку. Это лишь увеличит еготревогу и беспокойство.

- Предоставьте вашему ребенкуподходящие условия для встреч со своими друзьями. Обучайте его во времясовместных игр или чтения рассказов, как развивать в себе качества испособности, которые помогли бы ему строить отношения с другими людьми.

- Не заставляйте вашего ребенка делать вещи, которые выше его физических и умственных возможностей.Вместо этого поощряйте его на поступки, которые дадут ему ощущениетого, что он сам способен самостоятельно выполнять определенныедействия. Это придаст ему уверенность и значимость как в собственныхглазах, так и в глазах окружающих.

- Приучайте ребенка кположительной самооценке. Заставляйте произносить про себя такиечудодейственные фразы, как: «Я смелый», «Я уверенный в себе» и т.д.

- Будьте солидарны с ним во время трудностей,которые могут возникать на его жизненном пути, поддерживайте егодобрыми словами, мудрыми советами, которые помогут ему с честью выйтииз затруднительного положения.

- Необходимо,чтобы ожидания родителей от ребенка каких-либо успехов и достиженийосновывались на реальности, на соответствии его способностям. Не стоиттребовать от детей быстрых результатов, а в случае неудач ни в коемслучае нельзя критиковать и упрекать их.

- Если есть необходимость сделать замечания и выговор вашему ребенку, то делайте это наедине - без свидетелей, чтобы не ставить его в неловкое положение перед братьями и друзьями. Не показывайте ему, что вы принимаете близко к сердцу замечания и критику, высказанные в его адрес другими людьми.

-Разъясните ему разницу между стыдом и сильной стеснительностью, а такжевоздержитесь от восхваления чрезмерной застенчивости как признакавоспитанности и культурного поведения.

- Родители могутиспользовать различные игры с участием нескольких игроков. Такие игрыпомогут ребенку развить коммуникабельные способности и найти пути ксамовыражению. Кроме того, можно разыгрывать с ним сцены, где емупришлось бы играть роль хозяина, а вам - застенчивых гостей, которых ондолжен принимать и развлекать.

В заключение хотелось бы ещераз напомнить, что именно родители являются первой, главной, солирующейскрипкой в развитии индивидуальных особенностей своих детей, ихспособностей, а также в предотвращении возникновения у них робости истеснительности. Однако не следует забывать и о том, что полный успех вэтом нелегком деле зависит от согласованности матери и отца вприменении ими тех или иных методов воспитания. Теплаяатмосфера, царящая в семье, любовь и понимание со стороны родителейдают ребенку возможность избавиться от ненужных страхов и волнений.Это, в свою очередь, содействует развитию в нем качеств, способствующихустановлению добрых, непринужденных взаимоотношений с окружающими,построению интересного для обеих сторон диалога, к проявлениютерпимости и внимания по отношению к другим людям. А это и есть нашаконечная цель – воспитание уверенного в себе, высокоразвитого поколениядетей – будущего нашей планеты.

семья.кз

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика