III. РОЛЬ ПИТАНИЯ В ПОСТРОЕНИИ ТЕЛА, ФОРМИРОВАНИИ РАЗУМА И ВОСПИТАНИИ

1. Взгляд ислама на естественное питание

Послепоявления ребёнка на свет он продолжает нуждаться в своей материподобно тому, как отросток нуждается в корне, ибо он нуждается в том жепитании, которое получал через кровь, будучи ещё зародышем. Эта кровь всилу знания и всемогущества Аллаха и по Его слову превращается вмолоко, которое содержит в себе все необходимые элементы дляформирования ребёнка. Молоко поступает в грудь, а ребёнок, которогонаправляет Аллах, находит её и сосёт.

В благородном Коранеформулируются законы, которые регулируют собой естественное кормление,а также определяется порядок ухода за кормилицей, которая не являетсяни родной матерью, ни родственницей ребенка. Аллах Всевышний сказал:

"Матерям следует кормить своих детей два полных года для того (отца), который желает, чтобы кормление грудью было завершено..."[44]

Из этого аята ясно, что следует придерживаться следующего порядка:

а)      материследует кормить своих детей грудью, и она не должна отрицать важностьправа ребёнка на питание материнским молоком и по возможности неотказывать ему в этом;

б)      период кормления грудью для того, кто хочет завершить его, составляет два полных года;

в)      отниматьребёнка от груди можно и до истечения этого срока, то есть двух лет, подоговорённости между отцом и матерью после выяснения того, не повредитли это интересам ребёнка, и предоставления гарантий обеспечениядальнейшей заботы о нём, так как Аллах Всевышний сказал:

"Если же они по взаимному согласию и совету захотят отнять ребёнка от груди, то на них не будет греха..."  [45]

г)отцу следует помогать кормящей матери и обеспечивать её всемнеобходимым для того, чтобы она могла продолжить кормить ребенка, изчего ясно, что кормление ребёнка материнским молоком считается такойобязанностью, наряду с которой мать не может выполнять никакие иныефункции, так как во время отсутствия отца мать заботится о ребёнке. Вотпочему в благородной Книге Аллаха зафиксированы права кормящей матери;

д)в случае отсутствия отца один из его родственников должен взять на себяответственность и позаботиться о ребёнке. Таковы условия, неуклонноесоблюдение которых необходимо в силу существования соответствующихустановлений ислама, и поэтому даже если отец умирает, его место должензанять другой человек, чтобы позаботиться о ребёнке и поддержать его;

е)кормление ребёнка не его матерью, если она сама может делать это, непоощряется религией. Вот почему ислам устанавливает материальный стимулв качестве поощрения за кормление, так как если кормящая мать отделенаот своего супруга, на неё предписывается расходовать определённыесредства, чтобы защитить интересы ребёнка и он получал бы всёнеобходимое ему питание.

Да будет известно всем, что Всеблагой иВсевышний Аллах обеспечил ребёнку необходимое питание за счёт того, чтосодержится в груди матери. Так, в первые три дня из груди матери внебольшом количестве выделяется прозрачная жидкость желтоватогооттенка. Эта жидкость называется молозиво, и её достаточно для питанияноворожденного в первые дни жизни. У этой жидкости есть и другаяфункция, которая заключается в приучении пищеварительного тракта кприёму и перевариванию пищи, а с четвёртого дня грудь начинает выделятьмолоко, необходимое для продолжения процесса питания новорожденного.

Тамать, которая без настоятельной необходимости лишает своё дитявозможности кормления грудью, полностью обделяет себя в такой жестепени, в какой она обделяет и своего ребёнка, поскольку кормлениегрудью позволяет получить эмоциональную разрядку. Кормление грудьюявляется исполнением благородной индивидуальной обязанности испособствует пробуждению материнских чувств, не говоря уже о том, чтоэто приводит к улучшению состояния здоровья младенца, активизируя егопищеварительную систему и заставляя её усваивать необходимые младенцупитательные вещества. Кроме того, кормление грудью способствуетвозвращению половых органов женщины к нормальному состоянию после родов.

2. Важность, которая придаётся в исламе естественному питанию

СвященныйКоран обосновывает важность кормления грудью в целом ряде аятов. Так,например, Аллах Всевышний сказал: «И Мы ниспослали матери Мусыоткровение:

"Корми его грудью, а когда станешь опасаться занего, брось его в реку и не бойся и не печалься за него, поистине Мывернём его тебе и сделаем его (одним) из посланников" [46].

Такимобразом, Аллах велит ей кормить его грудью, а потом бросить в море, таккак кормление оказывает определенное воздействие на разум и чувства.Наиболее ярко чувства проявляются именно в кормлении грудью, посколькуоно пробуждает в женщине материнские чувства в самом высоком смыслеэтого слова. Вот почему, когда мать Мусы испугалась за своегоединственного сына, Аллах внушил ей: «Корми его грудью...», чтобы междуматерью и ребёнком установилась интеллектуальная и эмоциональная связь,а также чтобы ребёнок вкусил её молока, являющегося основой его жизни ичтобы образ матери запечатлелся в сознании ребёнка, а образ ребёнка – всознании матери, нежно прижимающей его к своей груди.

То, чтомать Мусы кормила его грудью, вложив в своего сына свою любовь, чувстваи нежность, стало причиной того, что после молока своей матери онотказался от молока других кормилиц. Аллах Всевышний сказал:

"А раньше Мы сделали так, что он отказался от (других) кормилиц..."  [47]

Коранещё раз указывает на важность кормления грудью и ту интеллектуальную иэмоциональную связь, которая благодаря ему устанавливается междуматерью и ребёнком и о которой её может заставить забыть только нечтострашное, в результате чего мать лишится сознания или окажется всостоянии крайнего замешательства, о чём говорится в начале суры«Хаджж». Аллах Всевышнийсказал:                                                        

"Олюди! Бойтесь Господа вашего, ибо великим станет потрясение Часа этого!? В этот День, который вы непременно увидите, забудет каждая кормящая отом, кого она кормила, и выкинет каждая беременная плод свой, и увидишьты людей (будто) пьяными, но будут они не пьяны (, а устрашены) суровойкарой Аллаха!"  [48]

ВДень воскресения эти связи и чувства подвергнутся сильному воздействию,так как мать окажется в замешательстве и перестанет кормить своё дитя,ведь это событие будет устрашающим и ужасным.

Мусульманскоегосударство на протяжении всей истории своего существования уделялоэтому вопросу большое внимание, обеспечивая соответствующие социальныегарантии. Имеется в виду выплата определённой суммы на ребёнка,которого отнимают от груди. Введение этого закона привело к тому, чтоим особенно часто пользовались бедняки, нуждающиеся в деньгах, и материпрекращали кормить грудью детей до истечения установленного срока. Вконце концов праведный халиф Умар, да будет доволен им Аллах, заметил,что это наносит вред детям, которые не получали материнского молока вдостаточной мере, и поэтому изменил вышеупомянутый закон, велеввыдавать эти деньги всем сразу после рождения ребёнка, что поощряломатерей продолжать кормить своих детей и было полезно как для ихфизического развития, так и для будущих поколений вообще.

Нашиправедные предшественники старались поощрять женщин кормить своих детейгрудью, так как знали о важности этого для ребёнка и для семьи в целом.Ислам является религией развития и милосердия, и он призывает каждогообладающего разумом следовать примеру предшественников. В наше времямедицина подтверждает необходимость и важность кормления грудью ипредостерегает об опасности пренебрежения этим, что же касается ислама,то он побуждал мусульман к этому изначально.

3. Питание беременной и кормящей грудью

Впериод беременности мать должна соблюдать строгий режим питания,поскольку от этого зависит как её собственное здоровье, так и здоровьеребёнка, а плохое питание оказывает отрицательное влияние на них обоих.Внимание, проявляемое исламом к ребенку еще до его рождения, о чем мыупоминали в предыдущем разделе, подразумевает собой, что ребёнок долженродиться сильным и здоровым. Вот почему беременной женщине необходимоуделять внимание питанию, чтобы создать наилучшие условия для рожденияздорового ребёнка и самой сохранить здоровье после родов.

Свидетельствомвнимания ислама к этому вопросу является то, что шариат разрешаетбеременной женщине не поститься во время рамадана, если она боится, чтоэто может отразиться на её ребёнке. Это разрешение является временным,действует на протяжении всего периода кормления независимо от того,длинным он будет или коротким, и определяется также степенью опасенийматери за плод. Причина состоит лишь в том, что ислам учитываетжизненные потребности ребёнка, нежные чувства матери и человеческиепотребности. Сообщается, что пророк, (да благославит его Аллах иприветствует) , сказал:

«Поистине, Аллах освободил путника от поста и половины молитв, а беременную и кормящую  - от поста».

4. Роль питания в поддержании здоровья души и разума

Исламвсеми силами стремится оберегать душу и разум человека, что достигаетсяблагодаря правильному и здоровому питанию во время беременности и послеродов, а также в период роста. В шариате есть ясные указания на то, чтоимеется множество видов питания, в которых нуждается тело дляобеспечения здоровья и нормального развития, и правду сказал пророк,(да благославит его Аллах и приветствует) : «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый».

Телочеловека нуждается в полноценном питании, которое восполняло бы собойто, что оно утрачивает при движении, устраняло бы муки голода иукрепляло бы его для работы. Поскольку именно это и является функциейпитания, ислам призывает к тому, чтобы человек получал положенное емупитание, но избегал излишеств. Аллах Всевышний сказал:

"... ешьте и пейте, но не предавайтесь излишествам..." [49]

Аллах Всевышний также сказал:

"Он   Тот, кто взрастил сады (из растений, которые) имеют подпорки и не имеют их [50],а (также) финиковые пальмы и (другие) растения, (плоды которых)отличаются (друг от друга по виду и вкусу), и оливковые (рощи), игранаты (, плоды которых) похожи и не похожи (друг на друга) [51]. Вкушайте плоды этого, когда (сады) будут плодоносить, и отдавайте с них должное в день сбора урожая [52], но не предавайтесь излишествам (,ибо), поистине, Он не любит предающихся излишествам"  [53]

Крометого, Аллах Всевышний оказал милость Своим рабам, создав для нихверблюдов, коров, овец и коз для того, чтобы они пользовались ихшерстью и мясом, что сохраняет им жизнь. Аллах Всевышний сказал:

"И скот   Он создал его для вас: (он даёт вам) тепло [54] и (ещё много) полезного, и (его мясом) вы питаетесь"  [55]

Аллах Всевышний также сказал:

"В них (есть) фрукты, и финики, и гранаты"  [56]

ЗдесьАллах особо выделил финиковые пальмы и гранаты ввиду превосходства этихдеревьев над другими и по той причине, что их плоды приносят большепользы, так как Аллах наделил их определёнными отличительнымиособенностями, что подтверждено наукой. Так, например, финикиотличаются повышенным содержанием сахаристых веществ, легко усваиваютсяи являются весьма питательными и калорийными.

Возможно, чтоименно по этой причине Аллах Всевышний и велел Марйам есть финики,чтобы восстановить силы, потерянные ею во время родовых схваток. АллахВсевышний сказал:

"(Пригни) к себе ствол пальмы и потряси (его, и) посыпятся на тебя свежие спелые финики. Так ешь же, пей и радуйся..."  [57]

Гранатысодержат в себе очень много лимонной кислоты, что способствует снижениюуровня кислоты в моче и крови. Кроме того, они содержат в себе немалоеколичество сахаристых веществ, которые легко усваиваются и являютсявесьма питательными.

Если говорить о мёде, то в благородном Коране о нём упоминается особо. Так, Аллах Всевышний, слава Ему, сказал:

"...исходит из чрева их [58] питьё разных видов, в котором исцеление для людей" [59].

Этозначит, что мёд является средством лечения болезней, которыми болеютлюди, но это не значит, что он способен излечивать все болезни, впротивном случае так бы и было сказано.

И в священном Коранеесть много аятов, в которых упоминаются различные фрукты, растения,птицы и животные, которых Аллах сделал дозволенными для человека, чтобыони служили ему благим питанием.

Аллах Всевышний сказал: "Ешьте то благое, чем Мы наделили вас…"  [60]

Аллах Всевышний также сказал:

"Он – Тот, Кто ниспослал с неба воду. И вывели Мы [61] ею всевозможные растения и вывели из них зелень [62], из которой выводим зёрна, располагающиеся одно над другим..."  [63]

Аллах Всевышний также сказал:

"Знамениемдля них является мёртвая земля. Мы оживили её и вывели из неё злаки,которыми они питаются. И Мы устроили на ней сады с финиковыми пальмамии виноградом и заставили бить в них источники..." [64]

Аллах Всевышний также сказал:

"И(некоторые виды) скота (предназначены) для перевозки (грузов, другиеже) для (получения шерсти, из которой делают) подстилки: ешьте то, чемМы наделили вас..." [65]

Аллах Всевышний также сказал:

"Он- Тот, Кто низвёл с неба воду для вас; она служит для вас питьём иблагодаря ей (растут) деревья, среди которых вы пасёте (свой скот)"[66]  

Аллах Всевышний также сказал:

"И,поистине, в домашнем скоте есть для вас назидание: Мы поим вас тем, что(образуется) в утробах (животных) между помётом и кровью   чистыммолоком, приятным для пьющих. И из плодов пальм и виноградных лоз выполучаете вино [67] и благой удел..." [68]

 Аллах Всевышний также сказал:

"И вкушайте то дозволенное и благое, чем Аллах наделил вас..." [69] 


[44] “Корова”, 233.

[45] “Корова”, 233.

[46] “Рассказ”, 7.

[47] “Рассказ”, 12.

[48] “Хаджж”, 1 - 2.

[49] “Преграды”, 31.

[50]Имеются в виду такие растения – как виноград, который нуждается впод­порках, чтобы расти, и прочие растения, например, пальмы, которыемогут расти и без этого.

[51] То есть сходны по размеру и цвету, но отличаются друг от друга по вкусу.

[52] Имеется в виду либо закят, либо добровольные даяния неимущим в виде части собранного урожая.

[53] “Скот”, 141.

[54] Речь идет о шатрах и одежде, сделанных из шкур и шерсти домашних жи­вотных.

[55] “Пчёлы”, 5.

[56] “Милостивый”, 68.

[57] “Марйам”, 25-26.

[58] Имеются в виду пчёлы.

[59] “Пчёлы”, 69.

[60] “Та ха”, 81.

[61] То есть вывели из земли; взрастили.

[62] Здесь имеются в виду злаки.

[63] “Скот”, 99.

[64] “Йа син”, 33 - 35.

[65] “Скот”, 142.

[66] “Пчёлы”, 10.

[67] Этот аят был ниспослан до запрещения вина.

[68] “Пчёлы”, 66-67.

[69] “Трапеза”, 88.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика