История человека, который оставил завещание детям
История человека, который оставил завещание детям: «Если я умру, то сожгите меня, сотрите в порошок и затем развейте по морю».
Сообщается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Один человек проявлял несправедливость по отношению к себе, а когда пришла к нему смерть, он оставил завещание детям, сказав в нём: ”Если я умру, то сожгите меня, сотрите мой прах в порошок, затем развейте по ветру и бросьте в море, ведь, клянусь Аллахом, если мой Господь настигнет меня, то непременно накажет так, как ещё никого не наказывал”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Они (его дети) так и сделали с ним”.
Всевышний Аллах скажет земле: “Выведи, что взяла”. И тут он предстанет. И тогда Господь скажет:
«Что заставило тебя поступить таким образом?» На что он скажет: «Страх перед Тобой, о мой Господь». Или скажет: «Из-за боязни перед Тобой»”. И ему будет прощено за это».[1]
Разъяснение смыслов некоторых выражений хадиса[2]:
«Проявлял несправедливость по отношению к себе» означает: преступал границы дозволенного, совершал ошибки.
Комментарий хадиса:
Ибн Хаджар (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Аль-Хаттаби сказал: “Читая этот хадис, может возникнуть такой вопрос: как ему будет прощено, если он отрицал воскрешение, способность к оживлению мёртвых?” Ответ заключается в том, что этот человек не отрицал воскрешение, а был в неведении и думал, что если с ним поступят в соответствии с его завещанием, то его не смогут воскресить и наказать. Однако стало известно о его вере после того, как он признался, что именно страх перед Аллахом подтолкнул его на подобный поступок».[3]
Ан-Навави (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Учёные разошлись во мнениях по поводу значения этого хадиса. Некоторые сказали: “Неправильно считать, что этот человек имел в виду отрицание мощи Аллаха, ведь сомневающийся в мощи Всевышнего является неверующим. Кроме того, в конце хадиса приводится, что он поступил таким образом из-за страха перед Всевышним Аллахом. Неверующий же не страшится Всевышнего, и ему не прощаются грехи”.
Приверженцы этого мнения сказали, что хадис может иметь два толкования. Во-первых, он может означать: «Если Аллах предопределит мне наказание…» Во-вторых, может иметь смысл: «Если Он ограничит (стеснит) меня», так как этот глагол в таком значении упоминается и в Священном Коране: «Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании…» (сура «Аль-Фаджр», 16). Такое же значение имеет следующий аят: «И подумал, что мы не стесним его» (сура «Аль-Анбийя», 87) в соответствии с одним из мнений.
Другие сказали, что этот человек имел в виду именно это значение: «если мой Господь настигнет меня». Однако он произнёс их непреднамеренно, не вникая в смысл сказанного, не будучи убеждённым в этом, а сказал в состоянии ужаса и страха, так что не мог разбирать свои слова, и поэтому его состояние можно приравнять к положению невежественного и забывшего, с которых не взыскивается. Речь этого человека похожа на то, что произнёс нашедший своего верблюда, который от сильной радости перепутал слова, сказав: «Ты – мой раб, и я – твой Господь». Ведь он не стал неверующим из-за слов, которые он произнёс, будучи вне себя от радости.
Третьи сказали, что слова этого человека несут метафорическую окраску, используемую в арабском языке. Такой метод называется «смешение сомнения с явным». В качестве примера они приводят слова Всевышнего: «Воистину, либо мы, либо вы, одни из нас либо на прямом пути, либо в очевидном заблуждении» (сура «Саба’», 24). То есть, на первый взгляд выглядит наподобие сомнения, хотя подразумевается очевидное.
Также некоторые сказали, что этот человек дал подобное завещание своим детям, презирая себя, в качестве заслуженного наказания за грехи, надеясь на то, что Всевышний Аллах смилуется над ним»[4].
Ибн Таймийя (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Этот человек проявил сомнение в мощи Аллаха и в том, что Всевышний воскресит его после того, как будет рассеян по ветру. Кроме того, он был убеждён в том, что не будет воскрешён. А это является неверием в соответствии с единогласным мнением всех мусульман. Однако он был невежественен и не знал того, что говорит, а был верующим, страшился Аллаха и боялся его наказания, и поэтому ему было прощено за это».[5]
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
- Этот хадис, как и другие изречения пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывает на великую милость Всевышнего Аллаха, которую Он оказывает Своим рабам, ведь Он прощает за те поступки, которые исходят от них по причине неведения, забывчивости или принуждения.
- Хадис предостерегает от поспешных решений в отношении людей на основании их порицаемых поступков, не посмотрев на их обстоятельства или их оправдания, до донесения до них религиозного довода.
- Произносимые слова могут быть неверием или нечестием, однако это не даёт повода выносить религиозное решение в отношении этого человека, который произнёс их, до тех пор, пока не будет доведён до него довод.
Вахитов М.
Для сайта “Почему Ислам?”
www.whyislam.ru
- [1] Сахих Аль-Бухари, (3478), Сахих Муслим (2756), эта версия хадиса принадлежит Муслиму.
- [2] Смотри «Фатх Аль-Барий», Ибн Хаджар, 6/522, а также «Хашийятус-Синди ‘аля Ан-Насаи», 4/112-113.
- [3] «Фатх Аль-Барий», Ибн Хаджар, 6/522.
- [4] «Шарх Ан-Навави аля Сахих Муслим» , 17/71.
- [5] «Маджму’аль-фатауа», (3/231).