Почему мы взываем и не получаем ответа?
Ибн Раджаб аль-Ханбали (да помилует его Аллах) сказал: Было передано, что Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: "Если избегать то, что запретил Аллах, то Он примет дуа и тасбих. Было передано, что Абу Дарр (да будет доволен им Аллах) сказал: "Количество дуа с праведностью, которая является достаточной подобно количеству соли, достаточной для еды" и Мухаммад ибн Васи сказал: "Мало дуа будет достаточно, если оно сопровождается благочестием"
Один из саляфов сказал: "Не ждите ответа на дуа, в то время как вы перекрыли дорогу грехами".
Джамии` аль-`Улюм ва`ль Хукам (1/107, 108).
Аль-Куртуби (да помилует его Аллах) сказал:
Спросили Ибрахима Ибн Адхама:
Он сказал: "Потому что вы знаете Аллаха, но не подчиняетесь Ему; вы знаете Посланника, но вы не следуете его Сунне; вы знаете Коран, но не действуете согласно ему; вы вкушаете из милости Аллаха, но не благодарите Его за это; вы знаете о Рае, но не стремитесь к Нему; вы знаете об Аде, но не бежите от него; вы знаете шайтана, но вы не боритесь с ним, скорее вы соглашаетесь с ним; вы знаете о смерти, но вы не готовитесь к ней; вы хороните мертвых, но это не приподносит вам урока и вы игнорируете свои недостатки и заняты недостатками других людей"
Тафсир аль- Куртуби (2/312)
Ознакомьтесь с этим прекрасным отрывком из работы Ибн Аль-Джаузи касательно этого вопроса.
Он (да помилует его Аллах) сказал:
"Я думаю, частью испытания является когда верующий взывает к Аллаху, но не получает ответа и он повторяет дуа долго время и не видит признаков ответа. Он должен понимать, что это испытание и требует терпения.
То, что человек испытывает из васваса, когда ответ задерживается, то это болезнь, которую надо лечить. Я прочувствовал это сам. Со мной случилось беда и я взывал к Аллаху, но не видел никакого ответа и Иблис начал строить свои ходы. Иногда он говорил: "Щедрость Аллаха неиссякаемая и Он не скупой, тогда почему же задержка в ответе?"
Я говорил ему: "Убирайся, о проклятый, так как мне не нужен никто для обсуждения моего дела и мне не нужен ты в качестве помощника!"
Затем я говорил себе: "Остерегайся согласиться с его нашептываниями, так как нет иной причины для задержки, кроме как этим испытывает тебя Аллах, чтобы посмотреть будешь ли бороться с врагом, это обоснованная мудрость"
Моя душа (нафс) сказала: "Как ты можешь объяснить задержку ответа Аллахом на твои молитвы, чтобы облегчить твою беду?"
Я сказал: "Есть доказательства, что Аллах- Властелин, Слава Ему и Хвала, а Властелин может давать или удерживать, и нет смысла возражать ему.
2. Мудрость этoго доказана явными доводами. Я могу подумать, что что-то хорошо, но мудрость не говорит об этом, а причина может быть спрятана, так же как и доктор может делать то, что внешне кажется вредным, но он преследует хорошие цели. Возможно, это что-то в этом роде.
3. Возможно, есть польза в откладывании ответа, а поспешность может быть вредной. Посланник (мир ему и милость Аллаха) говорил: "С человеком все будет в порядке, до тех пор, пока он не теряет терпение и не говорит :"Я молился, но не получил никакого ответа"
4. Ответ может быть отложен из-за некоторых недостатков в тебе. Возможно, было что-то сомнительное в том, что ты ел или твое сердлце было небрежным, когда ты делал дуа или же наказание усиливается путем удерживанием в ниспослании тебе того, в чем ты нуждаешься, из-за какого-то греха, в котором ты искренне не раскаялся.
Поэтому просмотрите некоторые из этих причин чтобы вы смогли достичь своей цели.
5. Вы должны внимательно рассмотреть намерение просьбы, потому что получение этого может привести к еще большему греху, помешать вам сделать что-то хорошее, поэтому удержание ответа -лучше.
Передается, что один из саляфов просил Аллаха помочь ем выступить в поход, но какой-то голос сказал ему: если ты примешь участие в походе, тебя поместят в тюрьму, а если тебя поместят в тюрьму, то ты станешь Христианином!
6. Возможно, то, чего вы лишились приведет к тому,что вы обратитесь к Аллаху, а получив это, вы будете отвлечены от поминания Аллаха. Это ясно, опираясь на факт, что если бы не эта беда, вы бы не повернулись к Нему, потому что настоящая беда-это то, что отвлекает от Него, но что заставляет вас стоять перед Ним хорошо для вас и это в ваших интересах.
Если вы поразмышляете над этими вещами, то вы поймете, что более выгодно для вас: исправлять свои ошибки, просить прощения или стоять перед Аллахом и умолять его и забыть о том, чего вылишились"
Сайд Аль-Хатир (59-60)