Отношение к сподвижникам, да будет доволен им Аллах
Отношение к сподвижникам, да будет доволен им Аллах
Мусульманин верит в обязательность любви к сподвижникам посланника Аллаха, , в их превосходство над прочими мусульманами, а также в то, что по своим заслугам и положению сподвижники отличаются друг от друга. Наиболее достойными из них являются четыре праведных халифа в порядке очередности их правления. Достойнейшим из сподвижников посланника Аллаха, , является Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, поскольку пророк, , сказал: «Если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга[1], я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако он является моим братом и сподвижником, а любищем вашего товарища[2] избрал Аллах».[3]
После Абу Бакра наиболее достойными являются ‘Умар бин аль-Хаттаб, ‘Усман бин ‘Аффан и ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен ими Аллах. Указанием на это служат слова ‘Али, да будет доволен им Аллах: «Не сообщить ли вам о лучшем из членов этой общины после ее пророка? Это - Абу Бакр». Затем ‘Али сказал: «Не сообщить ли вам о лучшем из членов этой общины после Абу Бакра? Это - ‘Умар».[4]
После них наиболее достойными являются остальные шестеро сподвижников, которым была возвещена благая весть о рае[5]. Хвалу этим людям воздал Сам Аллах Всевышний, Который сказал:
«А (что касается) опередивших[6] (из числа) первых переселившихся[7], и ансаров[8], и тех, кто последовал за ними, совершая благое[9], то Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом и Он приготовил для них сады, где внизу текут реки (и где останутся) они навечно. Это - великий успех!»[10] Сообщается, что пророк, , сказал:
]?????? ???????? ??????? ? ????? ????????? ??????????? ? ????? ????????? ??????????? [
«Лучшими из людей являются (представители) моего поколения, (лучшими после них станут) те, кто последует за ними,[11] а (лучшими после этих станут) те, кто последует за ними».[12]
Приверженцы сунны и согласия постоянно указывают на необходимость обращения к Аллаху с просьбами о том, чтобы Он оказал милость этим людям, любви к ним и готовности принимать их высказывания, касающиеся религиозных установлений (ахкам) и обычаев (сунан). О проявлении любви к сподвижникам свидетельствует отказ от нанесения им оскорблений словом и делом, так как пророк, , сказал:
«Не поносите моих сподвижников, ибо, даже если любой из вас потратит (столько) золота, (сколько весит гора) Ухуд[13], (это не сравнится) ни с муддом[14], ни с половиной мудда, (пожертвованного) любым из них!»[15]
Мусульмане с большим почтением относятся к женам пророка, , которых именуют матерями правоверных, так как они многое сделали для распространения сведений о пророке, , и извещения мусульман о том, что он говорил и как поступал, когда находился в домах своих жен. Мусульмане обязаны признавать эти заслуги и обращаться к Аллаху с мольбами за жен пророка, , ведь Аллах Всевышний сказал:
«Пророк имеет больше прав на верующих, чем сами они (на себя) его жены (являются) их матерями».[16]
[1] “Халиль”. Перевод этого слова как “ближайший друг” не вполне адекватен, поскольку имеется в виду такой человек, чувства по отношению к которому выше простой любви и дружбы. То же самое касается и отношений между человеком и Аллахом. Так, например, пророк Ибрахим, , именуется в Коране “халилю-Ллах”, что же касается пророка Мухаммада, , то друзей у него было много, но словом “халиль” он называл только Аллаха.
[2] Здесь пророк, , имеет в виду самого себя.
[3] Этот хадис приводит Муслим.
[4] Этот хадис приводит Ахмад.
[5] Здесь имеется в виду лишь один из хадисов, в котором сообщается, что пророк, , порадовал вестью о рае Са‘да бин Абу Ваккаса, а также Абу Бакра ас-Сиддика, ‘Умара бин аль-Хаттаба, ‘Усмана бин ‘Аффана, ‘Али бин Абу Талиба, Тальху бин ‘Убайдуллаха, аз-Зубайра бин аль-‘Аввама, ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа, Са‘ида Ибн Зайда и Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха. Всего же таких людей, да будет доволен всеми ими Аллах, насчитывается больше.
[6] Имеются в виду те люди, которые опередили других, приняв ислам раньше прочих.
[7] То есть переселившихся вслед за пророком, , из Мекки в Медину.
[8] Ансар (мн. ч. от насир ? “помощник”; по-русски употребляется только в форме мн. ч. ? ансары) ? жители Йасриба (Медины) из племен аус и хазрадж, которые признали пророка Мухаммада, , своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам убежище в своем городе и оказали им материальную помощь.
[9] “Ихсан”. Здесь имеется в виду искренняя убежденность, подкрепленная соответствующими словами и делами.
[10] “Покаяние”, 100.
[11] То есть представители следующего поколения.
[12] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[13] Ухуд ? гора близ Медины.
[14] Мудд ? мера веса.
[15] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[16] “Сонмы”, 6.
?????????? ? ??????? ????????? МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКАИ НРАВСТВЕННОСТЬ