Пророк не мог причинить вред или принести пользу самому себе, не говоря уже о других людях

 

Всевышний Аллах сказал:

Скажи: “Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того не пожелает Аллах”.

Сура “Преграды”,аят 188

Всевышний также сказал:

Скажи: “Воистину, не в моей власти причинить вам зло или добро”.

Сура “Джинны”, аят 21

Смысл этого в том, что власть принадлежит одному лишь Аллаху, который может как принести человеку пользу, так и причинить ему вред, одарить его или лишить его чего-то. Он является Царём и Властителем, и никто не в силах ни отвергнуть Его предопределение, ни задержать Его суд. Если же говорить о людях, в том числе и о пророках, то все они подвластны Ему и ко всем им имеют отношение слова Всевышнего Аллаха:

Они не владеют даже весом пылинки ни на небесах, ни на земле, нет у них там участия, нет для Него среди них помощника.

Сура “Саба”, аят 22

Комментируя этот аят, шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: “Аллах отверг всё, с чем помимо Него многобожники связывают свои надежды. Он отверг то, что кто-нибудь наряду с Ним обладает властью или частью её, что кто-нибудь может быть помощником Аллаха и т.д.”

В одном из аятов Священного Корана Всевышний, обращаясь к Мухаммаду, сказал:

Тебе не принадлежит ничего в этом деле.

Сура “Семейство Имрана”, аят 128

Сообщается, что когда Пророк был ранен в битве при Ухуде, во время которой у него был сломан зуб, то он воскликнул: “Как могут преуспеть люди, ранившие своего Пророка?!”[1] Возможно также, что он сказал это во время молитвы, проклиная нескольких многобожников в Мекке, однако Аллах выразил ему за это своё порицание, поведав ему о том, что всё происходит только по воле Аллаха, а Пророк в подобных делах ничего не решает.[2]

В “ас-Сахихе” сообщается также и о том, что Посланник Аллаха увещевал своих родных и близких, обращаясь к ним с такими словами: “Спасайте себя от Огня, ибо я ни чем не избавлю вас от Аллаха”. Он обращался с такими словами к своему дяде, своей тёте и своей дочери. В одной из версий говорится, что он сказал: “Покупайте свои души”.[3] Это значит: придерживайтесь единобожия и чистого поклонения Аллаху, подчиняйтесь Ему в том, что Он повелевает вам, и отказывайтесь от того, от чего Он удерживает вас, так как лишь в этом спасение от Огня, а надеяться на родственников в подобных делах бесполезно. Сказав это, Посланник Аллаха указал на ложность представлений некоторых людей о том, что он может помочь своим родственникам и заступиться за них, но тем не менее подобные представления свойственны очень многим людям, полагающимся, как в этом может убедиться каждый, только на то, что они состоят в родстве с Пророком, считающими это особой честью и убежденными в том, что спасение и заступничество им уже обеспечены, и поэтому они не должны прикладывать для этого никаких усилий. Однако, думая таким образом, они поступают вопреки Сунне Пророка и открыто восстают против Аллаха и Его Посланника. Есть и другая категория людей, которые заявляют о своей любви к Пророку, считая, что Посланник Аллаха станет заступаться за них только благодаря этой воображаемой любви. И это несмотря на то, что они своими действиями противоречат самому смыслу этого понятия, поскольку не следуют примеру Пророка и не идут по его пути, забывая о том, что сам по себе Пророк не мог принести ни пользы, ни вреда даже себе и не смог бы он отвратить от себя наказание, если бы ослушался Аллаха, как сказал об этом Всевышний:

Скажи: “Никто не защитит меня от Аллаха, и я не найду помимо Него убежища”.

Сура “Джинны”, аят 22

Что же после этого можно сказать о других людях, будь то его близкие или дальние родственники? Пророк разъяснил своим близким, что не может ни спасти их от наказания Аллаха, ни ввести их в рай, ни приблизить их к Аллаху, а спасти их от Огня могут только их же собственные деяния. В одном из хадисов, приводящихся в “ас-Сахихе”, упоминается о том, что он пытался направить на путь истинный своего дядю Абу Талиба, но не смог сделать этого. Там говорится, что когда Абу Талиб был уже близок к смерти, Посланник Аллаха пришёл к нему и сказал: “О дядя, скажи: “Нет божества, кроме Аллаха”, — и я приведу эти слова как свидетельство твоей веры перед Аллахом”. Но окружавшие его дурные люди стали нашептывать ему доводы шайтана, и поэтому последними его словами стали слова о том, что он остаётся в религии своего отца Абд аль-Мутталиба, а Всевышний Аллах ниспослал в связи с этим следующий аят:

Ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого любишь, но Аллах наставляет, кого пожелает. Он лучше знает тех, ступил на прямой путь.

Сура “Рассказ”, аят 56

Это сообщение самым убедительным образом свидетельствует о несостоятельности воззрений многобожников, которые преувеличивают роль Пророка и обращаются к нему с просьбами рассеять их печали и простить им их прегрешения, произносят его имя в случае опасности, восклицая: “О Посланник!” — и совершают иные, подобные этим поступки, забывая о том, что хотя Посланник Аллаха и являлся наилучшим из созданий Аллаха, был наиболее близок к Нему и занимал самое высокое положение в Его глазах, но, желая наставить своего дядю Абу Талиба на путь истинный, он всё же не сумел сделать этого ни при его жизни, ни перед его смертью, потому что Всевышний Аллах сулил этому человеку оказаться среди несчастных, не пожелал, чтобы к Нему обращались с просьбами о прощении для этого человека и запретил делать это, сказав:

Ни Пророку, ни верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если это родственники их, после того как стало ясно им, что они — обитатели Огня.

Сура “Покаяние”, аят 113

Всё сказанное и является указанием на то, что по своей собственной воле Посланник Аллаха не мог и не может ни принести кому-нибудь пользу, ни отвратить от человека вред, даже если он и станет взывать к нему, обращаться к нему с просьбами, произносить его имя и утверждать, что очень сильно любит Пророка. А если бы Пророк был в состоянии по собственной воле направлять людей на путь истины и разгонять их печали, то, несомненно, самым достойным для этого стал бы его престарелый дядя, который в своё время заботился о нём и защищал его, препятствуя многобожникам, стремившимся причинить ему вред. Если же Посланник Аллаха оказался не в состоянии направить его на путь истинный и спасти его, то тем более это касается и всех других людей.



[1] Муслим 12/149 от Анаса ибн Малика.

[2] Аль-Бухари (4069) и другие от Ибн Умара.

[3] Аль-Бухари (4771); Муслим 3/79.

 

Абдуллах ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин

ДВА СВИДЕТЕЛЬСТВА ИХ СМЫСЛ И ТО, ЧЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ

Перевод З. И. Абу Абдуллаха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика