Мужчина и женщина — кто лучше, кто главнее — вечный диалог

Равенство людей и их различие — в чем мудрость?
Мусульманский семейный кодекс говорит следующее:
«Аллахсоздал все человечество равным в основе творения из единой души,поэтому люди одинаковы в общих характеристиках. Вместе с тем, мудростьАллаха была в том, чтобы они различались в некоторых качествах, такихкак сила и слабость, а также в психологических, умственных и физическихспособностях.

Это различие людейв некоторых особенностях — есть основа жизни на принципах взаимногопознания, взаимопомощи и взаимного дополнения, как между отдельнымилицами, так и между сообществами и не являются основанием для взаимнойвражды и ненависти». (Статья 4 Мусульманского семейного кодекса)

Данная статьяраскрывает, что Аллах создал все человечество равным в основе творенияиз единой души и они равны вследствие этого в общих характеристиках,то есть все дети Адама равны и являются в своей основе одинаковыми.Допустим, нельзя сказать, что часть людей имеет душу и сердце, а частьнет (как это заявлялось, например, некоторыми христианскими служителямив древние века относительно женщины). Или, что кто–то сотворен рабом, а кто–то господином. Все люди равны как в своем достоинстве перед Всевышним, так и в основных физических и иных характеристиках.

Всевышний Аллахсказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одногочеловека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин»(Коран: 4, 1)

А также сказал:«Среди Его знамений — то, что Он сотворил вас из земли. После этоговы стали родом человеческим и расселяетесь» (Коран: 30, 20)

Также пророк, мир емуи благословение, говорил: «Все люди — дети Адама, а Адам созданиз земли». (Хороший хадис, передали Абу Дауд и Ат–Тирмизи)

Вместе с тем, мудрость Аллаха пожелала, чтобы люди различались по ряду особенностей: кто–то сильнее, а кто–тослабее, один умнее, другой — обладает лучшим здоровьем и так далее.Это есть наблюдаемые нами реалии, не нуждающиеся в доказательствах.Никто не станет спорить, что люди отличаются по значительному рядупризнаков, настолько, что двух абсолютно одинаковых людей в мире найтине представляется возможным.

Сказал Всевышний Аллах:
«Аллах —Тот, Кто создает вас из слабости (создает вас из капли или создаетвас слабыми). После слабости Он одаряет вас силой, а потом заменяетсилу на слабость и седину. Он творит, что пожелает, ибо Он — Знающий,Всемогущий» (Коран: 30, 54)
То есть, здесь указывается на различие в возрасте и силе.

А также сказал: «Онсказал: «Аллах предпочел его вам и щедро одарил его знаниями и статью(то есть, крепким сильным телом). Аллах дарует Свое царство, комупожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий»». (Коран: 2, 247)

А также сказал: «…и сделал вас еще более рослыми. Помните о милостях Аллаха, — быть может, вы преуспеете». (Коран: 7, 69)
Это различиелюдей в некоторых особенностях — есть основа жизни на принципахвзаимного познания, взаимопомощи и взаимного дополнения, как междуотдельными лицами, так и между сообществами и не являются основаниемдля взаимной вражды и ненависти.

То есть, представьтесебе, если все были бы одинаковы, мир бы стал серым, а жизньнеинтересной: не было бы ничего удивительного и не стало бы стимуловдля познания и изучения других людей и народов, пропали бы такиепонятия как помощь слабому, забота о немощных, уважение старшихи многие другие отношения, на которых держится человеческое общество.
СказалВсевышний Аллах: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщиныи сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга,и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный.Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (Коран: 49, 13)

А также сказал:«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайтедруг другу в грехе и вражде и бойтесь Аллаха» (Коран: 5, 2)

Двуполость как принцип существования всего во Вселенной
«Нарядус равенством людей в основе творения из единой души, Аллах создализ нее Своим Могуществом два пола: мужчину и женщину. Жизнь не можетпродолжаться, земля населяться, а род человеческий умножаться, кромекак при их взаимодействии, взаимной помощи и взаимном дополнении.Это есть закон Аллаха относительно всех живых и неживых созданий этогомира.
На основе связи между мужчиной и женщиной строится семья,которая есть первичное ядрышко человеческого сообщества». (Статья 5Мусульманского семейного кодекса)

Продолжаярассмотрение установлений Аллаха относительно Его творений, даннаястатья поясняет, что наряду с равенством человечества в основе творенияиз единой души, Аллах создал из нее по своему могуществу два пола:мужчину и женщину.
Сказал Всевышний Аллах: «Аллах создал вас из земли, затем — из капли, а затем сделал вас парами» (Коран: 35, 11)

А такжесказал: «Разве он не был каплей из семени источаемого? Потомон превратился в сгусток крови, после чего Он создал его и придалему соразмерный облик. Он сотворил из него чету: мужчину и женщину».(Коран: 75, 37–39)
А также сказал: «Мы сотворили вас парами» (Коран: 78, 8)

Затем статьяразъясняет, что жизнь не может продолжаться, земля населяться, а родчеловеческий умножаться, кроме как при взаимодействии, взаимной помощии взаимном дополнении мужчины и женщины друг друга. Таково установлениеАллаха относительно всех живых и неживых творений этого мира.

Всевышний Аллах сказал: «Мы сотворили все сущее парами, — быть может, вы помяните назидание» (Коран: 51, 49)
На основе связи между мужчиной и женщиной строится семья, которая есть первичное ядрышко человеческого сообщества.
ВсевышнийАллах сказал: «Аллах сделал для вас супруг из вас самих, даровалвам от них детей, внуков и наделил вас благами. Неужели они веруютв ложь и не веруют в милость Аллаха?» (Коран: 16, 72)

А также сказал: «Олюди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека,сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин» (Коран: 4,1)

А также сказал: «Пречист Тот, Кто сотворил парами то, что растит земля, их самих и то, чего они не знают». (Коран: 36, 36)

Итак, мужчина и женщина, как было сказано в первойчасти нашей темы, одинаковы в основе своего творения, хотяи отличаются, в то же время, рядом особенностей.

Что же должно проистекать из их равенства в основе творения и что является подтверждением этого равенства в шариате?

1. Абсолютное равенство между мужчиной и женщинойв подавляющем большинстве житейских дел и рассмотрение каждого из нихдополняющим другого и помогающим ему в его миссии, а также полноправнымучастником супружеской и общественной жизни, исключая ряд отличительныхособенностей мужчины и женщины в их физическом и психологическомустройстве, что ведет к избранию деятельности каждым из них сообразноего особенностям.

2. Одинаковое отношение шариата к обоим поламв правовых отношениях, таких как уголовное наказание («худуд»), запрети дозволение («халал» и «харам»), воздаяние за благодеяния («саваб»)и наказание за проступки («икаб») и множество других правовых норм,охватывающих всю жизнь человека. Если бы, например, имела бы местодискриминация по половому признаку, то женщинам могло быть предписанобольшее наказание в Судный День за грехи и меньшая наградаза определенные поступки. Однако, здесь абсолютное равенство. Вспомнимнекоторые аяты на эту тему:

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующихмужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивыхмужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин,смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчини подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин,хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и частопоминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великуюнаграду». (Коран: 33, 35)

«А если кто сделает что–нибудьблагое — будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, — то этивойдут в Рай и не будут обижены и на бороздку финиковой косточки»(Коран: 4, 124)
«Тот, кто совершил зло, получит толькосоответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступалиправедно, будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получатьудел безо всякого счета». (Коран: 40, 40)

Вспомним также изречение пророка, мир емуи благословение: «Женщины — родные сестры мужчин» (Достоверный хадис,передали Ахмад, Абу Дауд, Ат–Тирмизи,Ад–Дарами,Ад–Даракутни,Аль–Баззар)как–будто То есть, женщины равноценны мужчинам и подобны им, они срезаны с них, так как Хава была создана от Адама, мир ему.

Тексты законов также содержат нормы, относящиесяк одной из сторон и регулирующие отношения, касающиеся непосредственнотолько их. На это указывают упомянутые недавно аяты, как указываюттакже слова Всевышнего Аллаха: «О люди! Воистину, Мы создаливас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобывы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас —наиболее богобоязненный» (Коран: 49, 13)

Обращение «люди» относится ко всему потомству Адама,единственное число от которого «человек», что означает как мужчину,так и женщину, может быть мужского и женского рода, то есть, можносказать «он — человек» и «она — человек».

Аят поясняет, что нет превосходства одного из нихдвоих над другим, кроме как по иному признаку и критерию, а непо половому, а именно — «богобоязненность», что является общимнейтральным критерием, которого способен достичь каждыйиз представителей полов своим старанием, так как они оба подготовленыво время создания для исполнения божественной задачи порученнойим обоим, как сказано в словах Всевышнего Аллаха: «Вот твой Господьсказал ангелам: «Я установлю на земле наместника»». (Коран: 2, 30)Здесь подразумевается человеческий вид, представленный мужчинойи женщиной.

Также, как мужчина, так и женщина обладаютправоспособностью: то есть пригодны для соблюдения повелений Аллахаи его запретов. Всевышний Аллах сказал: «Мы предложили небесам, землеи горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее ииспугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он являетсянесправедливым и невежественным». (Коран: 33, 72)
Под ответственностьюздесь понимается принятие повелений Аллаха и его запретов со всемиусловиями и если человек исполнит это, то получит награду, а еслиоставит — наказание. Субъект обращения здесь разум и пол не имеет здесьзначения, так как обращение Аллаха направлено как к мужчине, так и кженщине. Данный смысл подтверждается сунной пророка, мир емуи благословение, хадисом Айши от посланника Аллаха, мир емуи благословение: «Женщины — родные сестры мужчин» (Достоверный хадис,передали Ахмад, Абу Дауд, Ат–Тирмизи,Ад–Дарами,Ад–Даракутни,Аль–Баззар)

Ученные сказали: «В них — то есть в текстах,связанных с нормами шариата — если обращение происходит в мужском роде,оно также охватывает и женщин, кроме специальных норм, если естьуказания на их узость». То есть основа — охват обоих полов, крометех норм, которые были сужены. Также сказал пророк, мир емуи благословение: «Трое заслуживают двойной награды: человекиз обладателей писания (иудеи, христиане), который уверовал в своегопророка, а также уверовал в Мухаммада, мир ему и благословение…»(Достоверный хадис. Передали: Ахмад, Бухари, Муслим, АТ–Тирмизи,Ан–Насаи, Ибн Маджа, Ад–Дарами. Текст приведен по Бухари).

Ученные сказали: женщина обладательница писаниябудет в таком же положении, как и мужчина, что имеет местов большинстве норм шариата, где они входят наряду с ними в правовоерегулирование, кроме тех норм, которые были сужены.

На этом принципе строилась работа правоведови ученых по основам со времен сподвижников, да будет доволен ими Аллахи до наших дней. Вот Умм Сальма, да будет доволен ею Аллах, слышит,как посланник Аллаха взывает: «О люди», в то время когда ее причесывалии говорит: «Подожди». Служанка сказала: «Поистине ведь он воззвалк мужчинам и не обратился к женщинам». Умм Сальма сказала: «Поистинея из людей». (Достоверный хадис, передал Муслим)

Что же проистекает из отличий между мужчинойи женщиной в некоторых физических и психологических особенностях?Различия предполагают то, что каждый из них двоих является дополняющимдругого и расширяющим собой его миссию на земле, а также его партнеромв семейной и общественной жизни.

Сказал Всевышний Аллах: «Верующие мужчины и женщиныявляются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершатьодобряемое и запрещают предосудительное» (Коран: 9, 71)
Аллахустановил для каждого из полов ряд физических и психологическихотличительных особенностей и каждому прививается род деятельности,совпадающий с его характеристиками. Всевышний Аллах сказал: «Не желайтетого, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество переддругими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели,и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллахаиз Его милости, ведь Аллаху известно обо всякой вещи» (Коран: 4, 32)

Мусульманский семейный кодекс гласит: «Нарядус равенством людей в основе творения из единой души, Аллах создализ нее Своим Могуществом два пола: мужчину и женщину. Жизнь не можетпродолжаться, земля населяться, а род человеческий умножаться, кромекак при их взаимодействии, взаимной помощи и взаимном дополнении.Это есть закон Аллаха относительно всех живых и неживых созданий этогомира.

На основе связи между мужчиной и женщиной строится семья, которая есть первичное ядрышко человеческого сообщества». (МСК ст. 5)

Абдулла Мухсин
al-azhar.ru

semya.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика