Мудрый смысл брака

Прежде чем приступить  к  раскрытию  данного  вопроса,  мы должны твердо усвоить, что все положения Шариата  имеют  мудрый смысл и все они уместны. В них нет ничего случайного или  неразумного, так как они от Мудрого, Сведущего.    
Однако весь ли мудрый смысл известен человеку? Ведь  человек имеет ограниченные знания, он обладает несовершенным умом и не может знать все, получить сведения  обо всем.

     Ведь Всевышний Аллах сказал:

    "Даровано вам знания только немного"

(Сура "Перенес ночью", аят 85).

     Таким образом, мы должны  с  удовлетворением  воспринимать предписания Шариата, ниспосланные Аллахом для своих рабов,  независимо от того, знаем мы их мудрый смысл или нет.  Ведь  даже если мы и не знаем их мудрого смысла, то это вовсе  не  значит, что его в них нет. На самом деле это означает ограниченность нашего ума в понимании мудрости этих  предписаний.  О  проявлении мудрого смысла брака

     1. Брак сохраняет и уберегает каждого из супругов.  Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:

     "О юноши! Тот, кто способен к половым сношениям, тот  должен жениться. Это сохранит ваше целомудрие, и убережёт ваши  взоры от греховного ".

     2. Брак предохраняет общество от зла и нравственного  разложения. Если бы не было брака, то в отношениях между мужчинами и женщинами получили бы распространение порочные явления.

     3. В браке каждый из супругов пользуется  положенными  ему правами и возможностями общения. Мужчина опекает женщину.  Безвозмездно обеспечивает ее продуктами питания, жильем,  одеждой.

Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:

     "Вы должны безвозмездно обеспечивать их (жён)  пищей  и одеждой".

     Женщина также опекает мужчину, выполняя свои обязанности в доме. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал:

     "Женщина - пастырь в доме своего мужа и отвечает  за  свою паству".

     4. Брак укрепляет связи между семьями и племенами. Сколько было случаев, когда члены двух семей не  знали  друг  друга,  а брак сближал их и взаимно связывал. Поэтому,  как  уже  отмечалось, Аллах сделал брачные отношения фактором, укрепляющим родственные связи между людьми.

      5. Брак обеспечивает сохранение человеческого рода  здоровым. Он является причиной роста народонаселения. Всевышний Аллах сказал:

     "О люди! Бойтесь Вашего Господа, который сотворил  вас  из одной души и сотворил из нее пару ей, а  от  них  распространил много мужчин и женщин". (Сура "Женщины", аят 1).
Еслибы не брак, то человечество либо вообще исчезло бы с лица земли, либообщество состояло бы из людей, родившихся в результате прелюбодеяния,не знающих своих корней и действующих аморально.

     В этой связи мне хотелось бы  сказать  несколько  слов  обидее ограничения рождаемости. Я утверждаю что ограничение рождаемостипротиворечит Шариату. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,велел брать в жены женщину  плодовитую,  объясняя это тем, что это будет способствовать  увеличению  народов. Ученые говорили: "Следует жениться на женщине, о которой  известно, что она плодовита либо на основании ее предыдущего  брака, если она уже была замужем,  либо  на основании  плодовитости  ее ближайших родственников, таких как мать и ее сестра,  если  она не была замужем раньше.

     Кроме того, зачем ограничивать рождаемость. Из опасений нехватки продовольствия или  из  страха  перед трудностями, связанными с воспитанием? Если первое,  то  это  - неправильное представление об Аллахе Всевышнем, так как  Аллах, хвала Ему Всевышнему, если создает тварь, то обеспечивает ей  и пропитание. Всевышний Аллах сказал:

     "И нет ни одного животного на земле,  пропитания  которого не было бы у Аллаха".

(Сура Худ, аят 6).

     Всевышний Аллах сказал :

     "Сколько животных, которые не приносят себе  пропитания  - Аллах питает их и вас. Он - Слышащий и Знающий".

(Сура Паук, аят 60).

     Всевышний сказал о тех, кто убивает своих детей, боясь нищеты:

     "Мы пропитаем их и вас".

(Сура Перенес ночью, аят 31).

     Если причиной ограничения рождаемости является  страх  перед трудностями, связанными с воспитанием, то это - также  глубокое заблуждение. Насколько утомительным является процесс воспитания малого числа детей  и  насколько  легче  идет  воспитательный процесс, когда их много. Трудность или легкость  воспитания зависят от воли Всевышнего Аллаха. Если человек  является богобоязненным и придерживается Шариата, Аллах облегчит ему  его миссию. Всевышний Аллах сказал:

     "А кто боится Аллаха, тому Он устроит в  Своем  деле  легкость" 

                                           (Сура "Развод", 4).

     Вопрос: "Если ясно, что ограничение рождаемости  противоречит Шариату, то противоречит ли Шариату регулирование числа беременностей в зависимости от состояния матери?"

     Ответ: "Нет, не противоречит. Я имею в виду те случаи, когда супруги или один из них, по взаимному  согласию  иногда  используют средство, предохраняющее  от  беременности.  Например, если жена слаба, и беременность ослабит ее еще  больше,  или  в том случае, если она больна и уже много раз рожала. Ей можно, с согласия мужа, использовать противозачаточные средства в  течение какого-то периода. Во времена Пророка, да  благословит  егоАллах и приветствует, его сподвижники предохранялись с целью недопустить того, чтобы жена забеременела во время полового акта. И этоне было им запрещено.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С БРАКОМ

 

     С браком связаны такие явления, как:

     Первое: необходимость калыма.

     Калым (выкуп),  необходимдля выплачивания невесте в связи с заключением брачного договора. Егоразмер может быть определен точно. Если же размер калыма не оговорен,то есть при  заключении  брачного  договора  не указано на необходимость выплаты калыма, то муж, тем не  менее, должен уплатить жене хотя бы символический калым. Таков обычай.

     Калым может быть в виде денег, то есть иметь  вещественную форму, но может быть в  виде  какого-либо  полезного  действия. Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выдал одну женщину замуж с условием, что муж поможет ей  выучить наизусть  какую-то часть Корана.

     Шариат предписывает, чтобы калым был  небольшого  размера. Чем он меньше, тем  лучше,  если  руководствоваться  указаниями Пророка, да благословит его Аллах и  приветствует,  и стремиться получить благословение. Чем более брак благословенен, тем он легче. Муслим сообщает в "Ас-Сахихе" о  том,  что  некий человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует:

     "Я женился на женщине". Ему был задан вопрос: "Сколько ты заплатил в качестве выкупа?" - Четыре оккийи (то  есть,  сто  шестьдесят дирхемов), - ответил тот. Пророк,  да  благословит его Аллах и приветствует сказал:"Четыре оккийи! Как будто вы чеканите серебряные монеты из этой горы.Нам нечего тебе дать. Может быть мы пошлем тебя куда-нибудь, где тыпреуспеешь".

     Омар, да будет доволен  им  Аллах сказал : "Не  увеличивайте выкупа за женщин. Если бы выкуп был благословенен в этой  жизнии благочестием в загробной, то Пророк, да благословит его Аллах иприветствует, дал бы вам соответствующее указание. Пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, не платил за своих жен, и не бралвыкупа за своих дочерей больше, чем двенадцать оккий. А одна оккийаравна сорока дирхемам".

     Увеличение размера калыма в последние годы  имеет  отрицательное последствие в том смысле, что не позволяет многим  мужчинам вступать в брак. Проходит много лет, прежде  чем  мужчина соберет необходимую сумму для выкупа за невесту. Это  порождает ряд негативных явлений, в том числе:

     1. Многие мужчины и женщины не вступают в брак.

     2. Члены семьи женщины придают  излишне  большое  значение размеру калыма. Во многих случаях они подходят к  калыму  чисто потребительски: если выкуп значителен, то женщина выдается  замуж, несмотря на возможные негативные последствия; а  если  выкуп мал, то предложение отвергается, даже если  претендент  характеризуется положительно с точки зрения религиозности и нравственности.

     3. Если взаимоотношения между мужем и женой испортятся, то большой размер калыма,  как  правило,  не  позволяет  мужу  расстаться с женой по-доброму. Он мучает ее, издевается  над  ней, вынуждает ее возвратить хотя бы часть калыма. Будь калым незначительных размеров, муж с легкостью дал бы ей развод.

     Еслибы люди проявляли умеренность и уступчивость в размерах калыма, авлиятельные люди подали бы в этом деле пример, то принесли бы многодобра всему обществу и помогли бы многим мужчинам и женщинам. Однако, ксожалению, люди  состязаются  между собой в увеличении размеров выкупа за невесту, с  каждым  годом добавляя к нему вещи, которые раньше не входили в него. И мы не знаем, чем это закончится.

     Раньше некоторые люди, особенно в деревне, шли на  определенные уступки в вопросах калыма. Например, отдавали девушку  в жены, соглашаясь на то, чтобы получить половину  выкупа  немедленно, а вторую половину - с отсрочкой примерно на год. Для жениха это являлось определенной льготой.

     Второе: расходы мужа в связи с браком.

     Муж должен безвозмездно обеспечивать жену пищей,  одеждой, жильем. Если он проявляет скупость в исполнении  своих  обязанностей, то тем самым впадает в грех. Она же должна брать из его средств только в пределах своих потребностей. А если она  берет у него взаймы, то должна отдавать долг.

     В расходы мужа входит также устройство свадебного пира, то есть, угощения для гостей, которое готовится в доме мужа в  дни бракосочетания. Это соответствует Сунне Пророка,  да  благословит его Аллах и приветствует, который сам так поступал и  велел поступать таким же образом остальным. Однако угощение  не  должно быть связано с излишними расходами. Это запрещено.  Расходы на угощение должны соответствовать имущественному положению жениха. Имеющие место излишества в устройстве  свадебного  угощения не нужны. Ведь это связано с бесполезными расходами.

     Третье: отношения между родственниками жены и мужа.

     Аллах сотворил взаимную любовь и взаимное милосердие  между супругами. Эти взаимоотношения предписаны обычным правом Шариата.

     Четвертое: запреты.

     Муж является запретным для матери его жены, если  он  имел близость с женой, а также для  ее  бабушек  и  представительниц предыдущих поколений ее прямых родственниц.

     Он является запретным для дочерей ее сыновей,  дочерей  ее потомства.

     Жена является запретной для отцов  мужа  и  представителей предыдущих поколений его прямых предков, а также для его потомства.

     Пятое: наследование.

      Если кто-либо вступит в законный брак с женщиной, то  они становятся наследниками друг друга, согласно слову Всевышнего:

      "И вам - половина того, что оставили ваши  супруги..,  что они завещают, или долг".(Сура "Женщины", аят 12).

      При этом не имеет значения, имел он с ней близость, а  затем умер, или нет.

Мухаммад ибн Усаймин

semya.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика