Хукм обучения психологии и юруспруденции..
http://www.islamqa.com/ar/ref/99983
Яв настоящее время изучаю психологию и право, думаю, что я получустепень в области научной психологии. Допустимо ли изучение психологиии права и получения научной степень в данных науках, и, если этодопустимо, я надеюсь, что мне будут предоставлены доказательства,соединенные с вашим ответом.
Аль-хамду Лилля
Этидве науки (психология и право), в них изучают вопросы, противоречащиеисламскому шариату; и это дело понятное и логичное на том основании,что право у немусульман сопоставляется исламскому шариату, а психологияу них равняется ахляку (этика), зухду (аскетизм, как одно из значенийэтого слова), любезности, развитию, морали и воспитанию. В виду того,что этот народ не исповедует религию Ислам, то эти науки пропитаны ихмазхабом (образом действия, поведения). И логично также, что они издаютв своем праве и этике не исходя из того, что установил Аллах Тааля ичем Он доволен для Своих рабов. И поистине они издают в них, опираясьна свои эксперименты или свой разум или пробы или свои обычаи илидругое, что они делают для них, и системы, которым они следуют.
Иесли дело обстоит так, то изучение этих и подобных им наук, какфилософия и экономика за исключением исламской – не позволительно длямусульманина в качестве пользы и убеждений из заблуждений и действий всоответствие с этим, и принятие этого за религию и закон, которомуследуют. Воистину, все благо заключено в следовании тому, с чем пришелПророк из руководства и света, и сказал Всевышний: «О люди! К вам уже явилось доказательство от вашего Господа, и Мы ниспослали вам ясный свет» (женщины, 174). А также слова Всевышнего: «Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание.» (из 15 аята суры Трапеза). И слова Всевышнего: «Скажи:«О люди! К вам явилась истина от вашего Господа. Кто следует прямымпутем, тот поступает во благо себе, а кто впадает в заблуждение, тотпоступает во вред себе. Я не являюсь вашим попечителем и хранителем» (Йунус, 108).
34].
И Пророк запретил мусульманам смотреть в книги людей Писания и других, и разгневался , когда увидел в руках Умара (да будет доволен им Аллах) книгу из книг евреев, как пришло в Муснаде Ахмада (14623) (…).
Иподкрепляется запретность изучения и обучением этим наукам, когдамусульманин не имеет необходимых знаний для познания того, что в нихсодержится из зла, и различения между ним и тем, что в них из блага.Если дело обстоит так, то его непременно постигнет что-то из их зла,как это видно во многих из тех мусульман, кто изучал эти науки запоследнее время, кто называет себя пионерами просвещения в арабскоммире, они посеяли смуту и были в авангарде дисквалификации положенияшариата в мусульманских странах, и разрешили вместо него римские каноныи французские. И старались и усердствовали в придании исламскимсообществам западный характер во всех сторонах жизни и клеймили тех,кто держится за свою религию из мусульман, приписывая им реакционность,отсталость, застой, фундаментализм и мракобесие, и примеры этихвыражений взяты из европейского общества.
Если же мусульманинобладает достаточной убежденностью и разумом, с той точки зрения, чтодля него не страшны подобные этим сомнения и отклонения, имеющиеся вэтих науках, то разрешено для него обучатся им. Даже обязательно дляотдельных членов общества из аристократии следить за новыми теориями,идеями и философиями у немусульман для опровержения их и разъяснениятого, что в них из отклонений, если эти идеи просочились в странымусульман в завуалированном виде посредством моды, искусства,литературы, культуры и образования учебных программ, экономики,социологии и систем управления и регулирования.
И подтверждается это дело, когда оно по поручению от правителя мусульман, советующим для своей общины, подобно тому как Пророк приказал Зейду ибн Сабиту изучать язык евреев.
И Бухари (да помилует его Аллах) озаглавил этим главу, сказав: Глава перевода для правителя и допустимо ли один переводчик.
Хариджа бин Зайд ибн Сабит передал от Зайда ибн Сабита, что Пророк приказал ему изучить письмо евреев так, что я писал для Пророка его послания и зачитывал ему их послания, когда они писали ему (привелТирмизи и назвал его достоверным, 2639, и Альбани назвал егодостоверным «Машака» 4659).
В Постоянный комитет по фатвам(Ляджнату дааима лиль ифтаи) поступил вопрос с похожим смыслом иответил, что недопустимо изучать позитивные законы, чтобы практиковатьих, до тех пор, пока они противоречат закону Аллаху, и разрешеноизучать их и обучать им для разъяснения того, что в них из недостаткови отклонения от истины, и разъяснения, что в исламе есть изсправедливости, прямоты, исправления к лучшему, и что в нем из богатстви соответствия интересам людей. Недопустимо мусульманину обучатьсяфилософии и позитивному праву и тому подобному, если он недостаточносилен, чтобы различать, что является правильным, а что ложным, изопасности фитны и отклонения от правильного пути, и разрешено тому, ктоусвоит ее и силен для понимания ее после изучения Курана и Сунны, чтобыотличил скверное от хорошего и подтвердил истину и опровергнул ложь. Нопусть это не отвлекает его от того, что является более обязательным сточки зрения шариата. И поэтому нужно знать, что не допустимо вводитьизучение этих наук повсеместно в кружках знания и институтах, но пустьбудет для того, кто квалифицирован в этом из аристократии, чтобы онисоблюдали свои исламские обязательства в помощи истине и опровержениилжи. (Фатва постоянного комитета, 14/232-233).
И наставления длядорого брата, чтобы он смотрел на свое состояние: имеются ли у него всевышеупомянутые условия; из знания правильной акыды, приверженности ей,обладание большим умом, различающим между истиной и ложью, испособность опровергать сомнения и отклонения с правильнымидоказательствами и наставление к Исламу. И если он замечает это в себе,то пусть начнет изучение этих наук после испрашивания благословения уАллаха (молитва истихара), а если нет, то первостепенно для негооставить это обучение и заняться чисто физическими науками. И пустьзнает, что тот, кто оставит что-то ради Аллаха, то Аллах заменит емулучшим.
Просим у Аллаха для тебя содействия (тауфик), руководства (хидая) к тому, что поможет тебе в твоей религии и жизни.
А Аллах знает лучше.